Получи документы

Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»

Кудашкина Лидия
Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

Проект «Мини музей - Русская Матрёшка»

Проект подготовили воспитатели группы № 5:

Кудашкина Л. А.

Радаева И. А

Саранск 2021

Введение

Публикация «Проект „Мини-музей „Русская матрёшка“» размещена в разделах

Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать. Происхождение имени связывают и с распространенным именем Матрена (Матреша, и с латинским словом mater (мать).

Идею деревянной народной куклы подхватили народные умельцы, и вот уже несколько десятилетий некоторые российские села и города являются центрами ремесленного производства матрешек : Полховский Майдан, Крутец, Семенов, Вятка, Сергиев Посад и другие. Матрешка привлекает детей своей красочностью и неизменным «секретом» : а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрешка по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребенок может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость.

Идея разборной куклы служит интересным сюжетом для детских развлечений – здесь вступает в игру мастерство и фантазия педагога. А какое удовольствие доставляет детям роспись матрешки! Даже самые маленькие дошкольники смогут по-своему расписать заготовки народной куклы. Тем более, что одной традиции в росписи деревянной красавицы не существует. Уже в первые годы своей жизни матрешки получили широкое разнообразие стилей – кто-то повторял в наряде куклы орнаменты народных костюмов, кто-то выписывал на сарафане целые сюжеты. Кто знает, может современные дети найдут свои мотивы и продлят жизнь знаменитой русской матрешки?

Актуальность

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки.

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Новизна.

Новизна данного проекта заключается в том, что дети образно видели связь мира природы с миром человека, сравнивали игрушку - матрёшку с образом материнства, семьи, получать радость от узнавания нового.

Цель

Дать понятия детям о русской матрешке как об одном из старинных промыслов. Выяснить в чем секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России и за рубежом. Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матр шке. Приобщать родителей к развивающей игрушке в условиях семьи.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству. Работая над темой были использованы такие формы работы: -беседы -музыкальные посиделки, где дети читали стихи, потешки, играли на музыкальных инструментах, на основе русского фольклора. -показ кукольного театра детям старших групп. В процессе работы дети узнали, как выглядели первые матрешки, из какого материала е изготавливали, почему ее так назвали? Рождение матр шки непростое. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матр шки, лишь потом их размер становится вс больше и больше. Появились особые деревянные игрушки и расписали русские художники их на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Предметы, изучают их и устраивают выставки, чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. Мини-музей в группе позволяет воспитателям использовать экспонаты для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Главная идея музея – дети должны знать и уважать свое прошлое. В ее основе лежит зрительное и моторное восприятие, умение не только смотреть, но и видеть, умение не только держать, но и чувствовать. Музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать и играть. И это привлекает детей, а раз у детей есть интерес, значит, процесс познания становится наиболее эффективным. В конце нашей работы мы организовали выставку в МКДОУ «Русская матрешка». Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Объект исследования: Матрешка – символ Русского народного искусства.

Предмет исследования: Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.

Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.

Гипотезы проекта :

1. Что матрёшка хранит в себе много секретов.

2. Матрёшку можно сделать своими руками.

Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.

Тип проекта :

Познавательный.

Коллективный

Долгосрочный.

Участники проекта : Воспитатели группы, дети, родители.

Основные формы, средства и методы реализации проекта

- Формы: НООД, праздники и развлечения, экскурсии, целевые прогулки, совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов, совместная деятельность детей и родителей.

- Средства: игровая деятельность - игры сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные, опытно-экспериментальная деятельность, проведение элементарных опытов, трудовая деятельность, коллекционирование, продуктивная деятельность – рисование, лепка., аппликация, детский дизайн, конструирование, ручной труд.

- Методы: Наглядные (наблюдение, показ воспитателя, рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, фотографий, презентаций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведений);

Словесные: (беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание пословиц, стихов, поговорок, песен, составление детьми рассказов, сказок, придумывание загадок);

Практические: (исполнение песен, танцев, стихов, выполнение упражнений, элементарных опытов, творческих заданий, метод моделирования).

Методическое обеспечение: литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы,

Механизм реализации проекта :

Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .

Этапы реализации проекта :

Этап I Подготовительный.

- выбор темы проекта и формы для его защиты.

-подбор методического материала, литературы по данной теме.

-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;

Этап II Исследовательский:

-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

-ознакомление с историей матрешки;

-изучение художественных элементов;

-составление орнаментов;

Этап III Творческий

-работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись)

- совместная художественная деятельность родителей и детей

-обобщение результатов работы;

- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.

Ожидаемый результат:

Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Месяц Содержание Задачи Участники

Сентябрь Знакомство с матрешкой

Беседы

"Какие бывают матрешки? "

Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ".

Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешку».

Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Русская матрешка» Познакомить детей с матрешкой.

Формировать представления детей о разнообразии матрешек.

Содействовать развитию эстетического восприятия.

Воспитатели,

родители, дети.

Октябрь Кукла матрешка

Беседа "Моя любимая матрешка ".

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями.

Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатели,

дети.

Ноябрь Из чего делали матрешку?

Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке».

Папка передвижка «Русская матрешки Развивать познавательные способности, любознательность у детей.

Воспитатели,

родители, дети

Декабрь Семеновская матрешка

С/р игра «Сварим матрешке суп»).

Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки - вот такие крошки» Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх.

Воспитатели,

дети.

Январь «Украсим матрешке сарафан»

Рисование "Украсим кукле сарафан".

Создание «Библиотеки» -(загадки, стихи, потешки о матрешке).

Разучивание потешек, стихотворений о матрешке. Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания.

Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

родители, дети.

Февраль Лепка «Слепим матрешке шарф»

Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела».

Лэпбук – «Веселые матрешки» Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком.

Воспитатели,

дети.

Март Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба»)

С/р игра «Построим матрешке дом»).

Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке»

Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, развивать активный словарный запас. Воспитатели,

дети.

Апрель Рисование «Мы матрешки»

Раскрашивание контурных картинок «Матрешки»

Пополнение мини-музея экспонатами.

Расширять знания детей о роли кукол на празднике.

развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе. Воспитатели,

родители, дети.

Май Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку»

Разучивание русских народных потешек, стихотворений.

Оформить выставку мини - музея

Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ.

Развивать творчество.

Продолжать знакомить детей с матрешками.

Воспитатели,

родители, дети.

Механизмы оценки результатов:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:

Матрешка, является национальной игрушкой

• Дети заинтересованы русской народной игрушкой Матрешкой, проявилась их познавательная активность, они рассказывают о ней и делятся своими знаниями с другими детьми, играют матрешками.

• Проявился интерес к сюжетно – ролевой игре.

• Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

• В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

В результате проведенной работы мы отметили:

• Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.)

• Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

• На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

• Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно речевую, музыкально игровую).

• Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители.

• Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания «Мини - музея»

Список литературы:

1. Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007.

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990.

3. Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007.

4. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М. : Феникс, 2003.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М., 2009.

6. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.

8. Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013.

10. Интернет Русская матрёшка. (Альбом для раскрашивания, «Малыш», Москва, 1979, 10 с., ил. https://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66. ру» «Детский исследовательский проект»

11. Интернет – сайт «Дошколенок» - https://dohcolonoc.ru/

12. Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - https://festival.1september.ru/

13. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования – наша сеть» - https://nsportal.ru/

14. Алексахин Н. Н. Матрёшка : Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : народное образование,1998

15 Журнал «Дошкольное воспитание»,№7/2011

16. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини – музей в детском саду»

17. Шайдурова Н. В. Весёлые матрёшки. Учебно-методическое пособие. Издательство: Детство-Пресс,2012

Публикации по теме:

Проект «Русская красавица-матрёшка»Проект «Русская красавица-матрёшка» Проект «Русская красавица- матрёшка» Авторы проекта воспитатели: Ракитина И. И., Потанина. А. А. Слава нашей стороне! Слава русской старине.

Мини-музей «Матрёшка»Мини-музей «Матрёшка» Мини-музей "Матрёшка" Мини-музей создан для детей среднего дошкольного возраста, в рамках тематической недели "Народные промыслы". Основная.

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей «Русская матрешка»Мини-музей «Русская матрешка» Мини - музей "Русская матрешка"Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Сегодня я хочу рассказать и показать наш небольшой мини-музей "Русская.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Педагогический проект «Русская матрёшка».Педагогический проект «Русская матрёшка». Педагогический проект «Русская матрёшка». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное.

Мини-музей «Русская горница»Мини-музей «Русская горница» Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Организация мини-музея «Русская горница» Организация мини-музея «РУССКАЯ ГОРНИЦА».

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Мини-музей «Русская матрёшка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кудашкина Лидия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 20:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД