Получи документы

Проект «Матрёшка» о народной культуре и традициях

Сысоева Анна
Проект «Матрёшка» о народной культуре и традициях

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Народная культура и традиции».

Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Сысоева Анна Сергеевна.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (15.03.19г. – 25.03.19г.).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 4-5 лет.

Публикация «Проект „Матрёшка“ о народной культуре и традициях» размещена в разделах

Актуальность: Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

Для детей:

• Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.

• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Для педагогов:

• Развитие творческого потенциала у ребенка.

• Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.

• Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать дружелюбие, память, внимательность, сообразительность.

• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

Для родителей:

• Развитие совместного творчества родителей и детей.

• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

• Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

• Познакомить родителей со структурой проекта, с его задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

• Создание совместной мини выставки народно – прикладного искусства.

Продукт проекта:

- для детей: мини музей народного творчества; игры, чтение сказок, пословиц, поговорок, рисование «Узоры на рубашке и сарафане», лепка «Филимоновская игрушка», НОД «Традиции и быт русского народа»; беседа «Русская изба».

- для педагогов: изучение литературы, конспекты НОД, подбор материала, создание развивающей среды по теме; картотека игр; альбом «Народные промыслы»; альбом «Русская изба и быт людей».

- для родителей: папка-передвижка «Семейные традиции», выставка семейных рисунков народного творчества, участие в создании мини музея, оформление стендовой информации; консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»; выставка детских поделок.

Итоговое мероприятие: досуг «Что за диво, эти сказки». Чаепитие.

Ожидаемые результаты:

Дети:

• Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

• Знание русских народных подвижных игр.

• Знание русских ремесел.

• Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

• Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.

Педагог:

• Повышение профессиональной компетентности в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

• Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

• Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.

• Подбор предметов народного быта.

• Пополнение уголка ряжения русскими кокошниками и сарафанами.

Родители:

• Проявление интереса к совместной деятельности с ребенком.

• Активные участники реализации проекта.

• Повышение мотивации к сотрудничеству.

Этапы осуществления проекта

Этапы

I Организационно-подготовительный

Изучение литературы по теме.

Разработка перспективного планирования

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач.

Организация предметно-развивающей среды.

Подготовка информации для родителей.

II Основной

НОД по рисованию «Узоры на рубашке и сарафане» (приложение 1)

НОД по лепке «Филимоновская игрушка - барашек» (приложение 2)

Беседы: «Русская изба» (приложение 3)

Пальчиковая игра «Сорока – белобока» (приложение 6)

Мини музей народного творчества.

НОД по ФЭМП по мотивам сказки «Теремок» (приложение 9)

Чтение художественной литературы: сказки, пословицы, поговорки, заклички (приложение 5)

Подвижные игры: «Ведьмина метелка», «Пирог», «Горелки», «Пузырь», «Тишина», «Гуси-лебеди» (приложение 6).

НОД «Традиции и быт русского народа» (приложение 4)

Работа с родителями: (см. приложение)

Папка-передвижка «Семейные традиции».

Консультация «Приобщение детей к народным традициям».

Создание мини музея народного творчества.

Выставка детского творчества.

Информированность родителей о результатах проекта.

III Заключительный

Оформление отчетной документации.

Развлечение «Что за диво эти сказки» (приложение 7)

Досуг «Чаепитие»

Список используемой литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образова-тельных организаций наблюдается повышение активного интереса к потен-циалу.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Как приобщить детей к русской народной культуре Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценносте. Приобщение детей к.

Потешки — кладовая знаний о культуре, духовных и нравственных традициях предков ОКРУЖНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЮЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ.

Русский фольклор. Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»Русский фольклор. Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Проект «Приобщение детей к русской народной культуре».

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Технологическая карта игрового проекта по патриотическому воспитанию «В курене. О культуре и традициях Донского края» Название проекта В курене. Тип проекта Ролево-игровой, групповой. Возраст детей 3- 4 года. Актуальность Жизнь ребенка начинается с семьи.

Воспитание детей через приобщение к народной культуре "Воспитание детей через приобщение к народной культуре» В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно.

Знакомство детей младшей группы с народной игрушкой (дымковская, каргопольская свистулька, матрёшка) Знакомство детей младшей группы с народной игрушкой (дымковская, каргопольская свистулька, матрёшка). Подготовила: А. В. Шумилова Здравствуйте,.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Матрёшка» о народной культуре и традициях (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сысоева Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Матрёшка» о народной культуре и традициях
Опубликовано: 20 мая 2019 в 16:03
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД