Папки-передвижки

Проект по прикладному творчеству для дошкольников «Лоскуток» (1 фото)

Наталья Малышева
Проект по прикладному творчеству для дошкольников «Лоскуток»

«Тряпичная кукла - кладезь народно

мудрости, хранительница преданий,

обрядов и традиций своего народа».

М. Е. Салтыков - Щедрин

Цель:

Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

2. Учить работать с тканью при создании выразительных образов, мастерить куклу бесшовным способом.

Публикация «Проект по прикладному творчеству для дошкольников „Лоскуток“» размещена в разделах

3. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

4. Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

5. Закрепить технические навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Актуальность

Современные дети играют игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей практически не сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы. Тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа

Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые и конструктивные навыки.

Причины:

• Незнание истории возникновения народной куклы.

• Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.

Пояснительная записка

Проблема развития технического творчества в настоящее время в дошкольном образовании является одной из наиболее актуальных. Особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками.

Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. История тряпичных кукол в славянской культуре очень древняя. Куклы сопровождали человека от рождения и до самой смерти. Они были разными: обрядовыми, обережными, игровыми, сезонными. Каждая имела свое значение. К куклам относились бережно. Даже дети никогда не разбрасывали их по дому, не оставляли на улице после игры.

Куклу одухотворяли, к ней обращались как к живому существу. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и другом, и спутником, и оберегом.

Искусство изготовления кукол– один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления кукол определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, используемым материалом.

Программа проекта предполагает изучение истории кукол, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления кукол из подручного материала без ножниц и иголки.

Предполагаемый результат:

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появятся и разовьются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека.

Хочу познакомить вас с проектом «Лоскуток».

Работу по данной теме я решила начать с изучения информации о народной кукле, с подбора материала об изготовлении куклы.

Занятия строились по определенному алгоритму:

формулировка цели работы - ознакомление с определённым видом кукол

история возникновения данного вида куклы

соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями

использование материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;

определение и показ последовательности работы;

самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;

Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

В совместной деятельности с детьми старалась организовывать работу по всем направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО:

Рассматривание иллюстраций с народными куклами.

Заучивание народных песенок, потешек, составление описательных рассказов, беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле, чтение произведений устного народного творчества

Проведение народного праздника «Любите песни русские»

Разучивание народных подвижных игр.

Прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению куклы, я знакомила детей с историей куклы, с событиями связанных с куклой, способах изготовления.

Учила детей сворачивать столбики, скручивать жгутики, крепить детали нитью крест – накрест. Сложность была в том, что дети не могли завязывать узелочки. Я начала с более легких кукол: Пеленашка, Помощница, Отдарок на Подарок, Кукла на ложке

Дети подрастали, и я уже взяла более сложные куклы: Крупеничка, Рябинка, Параскева Пятница, Коляда….

Предложила детям создать в группе коллекцию народной куклы. Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наша коллекция пополнялась новыми куклами.

Самое интересное было то, что большое желание сделать куклу было у мальчиков.

Особое внимание уделяю работе с родителями воспитанников: знакомлю их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами.

Привлекаю родителей к подбору материалов для изготовления кукол. Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Работа очень интересная. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Создавая эти незатейливые куклы, ребенок приобретает трудовые навыки, параллельно знакомиться с историей и традициями народа.

Результат работы.

Занимаясь изготовлением тряпичной куклы дети узнали историю своего народа, традиции, праздники, научились взаимодействовать друг с другом, общаться, слушать, понимать взрослого, проявлять индивидуальные творческие способности.

Вместе с тем, в процессе работы по изготовлению куклы формируется усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Проект по прикладному творчеству для дошкольников «Лоскуток»

Литература :

• М. А. Кретова. Методика изготовления тряпичных кукол

• Л. В. Грушина - Тряпичные куклы

• И. А. Лыкова - Куколки из сундука

• И. А. Лыкова - Мои куколки

• И. А. Лыкова - Лоскутные куколки

• И. А. Лыкова - Бабушкины куколки

Источники:

• nsportal. ru› detskiy-sad

https://on-woman.com/ kukla - krupenichka

https://www. karakyli. ru

Публикации по теме:

Занятие по прикладному творчеству в подготовительной группе. Аппликация из крышек «Цветы в вазе»Занятие по прикладному творчеству в подготовительной группе. Аппликация из крышек «Цветы в вазе» Декоративно-прикладное искусство является самым древним из всех искусств. Его название происходит от латинского decoro – украшаю. Определение.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы" Тема:«Солнышко на Масленицу».

Конспект занятия по прикладному творчеству «Белая берёза»Конспект занятия по прикладному творчеству «Белая берёза» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», "Физическое развитие".

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей» Мастер-класс "Посиделки морских обитателей". Материалы: лист бумаги с морским фоном, трафарет "водоросли", гуашь, поролоновый столбик,.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Мастер-класс по прикладному творчеству в технике оригами «Дерево»Мастер-класс по прикладному творчеству в технике оригами «Дерево» Уважаемые коллеги! Недавно у нас была тема: «Деревья». Предлагаю вам мастер – класс по прикладному творчеству в технике оригами «Дерево».

Мастер-класс по созданию лубочной картины «День рождения Домового» с детьми на занятиях по декоративно-прикладному творчествуМастер-класс по созданию лубочной картины «День рождения Домового» с детьми на занятиях по декоративно-прикладному творчеству Лубочная картинка "День рождение Домового" Цель: Развитие творческого потенциала детей посредством знакомства с изобразительным искусством.

Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток»Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток» Мои запасы лоскутков для многих просто хлам. Но я без них уж не могу, и выбросить не дам! А. Жарикова Участники проекта: дети группы,.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Публикация Проект по прикладному творчеству для дошкольников «Лоскуток» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Малышева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект по прикладному творчеству для дошкольников «Лоскуток»
Опубликовано: 16 января 2022 в 19:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД