МААМ-картинки

Проект коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Коскина Валерия
Проект коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью

1.1. Проблемы нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью в теории и практике коррекционного образования

Публикация «Проект коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Практика нравственного воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Менялись представления о ценностях и идеалах в связи со сменой классов. Но и религия, и философия утверждают, что у людей при смене формаций, осталось много общего, что сохраняется тысячелетиями и передается из поколения в поколение. Это проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими нравственными ценностями.

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, поэтому большое значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное воспитание оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Нравственное воспитание в педагогике определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания.

Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Оно заключается в воздействии педагогов на учащихся и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному, в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Эффективно осуществляется нравственное воспитание только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни учащихся: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью, поскольку нет специальных программ в заданном направлении;

2) дети, обучающиеся в коррекционной школе, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи учащихся с интеллектуальной недостаточностью, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на очень низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с интеллектуальной недостаточностью может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Анализ социально-экономических процессов, происходящих в современном обществе, позволяет вскрыть причины и противоречия, происходящие в воспитательном процессе. В современный период особо остро встает проблема повышения нравственного уровня развития учащихся. Следует сделать вывод о том, что причинами нравственного обнищания современных школьников являются: кризис общества, разрушение семейных отношений, ослабление нравственного воспитания в современных школах.

1.2. Особенности нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Особенности нравственного воспитания осуществляется с помощью различных форм и методов.

1. словесные формы (мероприятия, собрания, сборы, встречи и т. д.); Проведение мероприятий заранее предусматривается в плане. При их проведении преобладает форма свободного общения учащихся. Это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Основное требование – это активное участие в нем всех учащихся; никто не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении.

В деятельности нравственного воспитания большое место занимают беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка. Особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Желательно, при проведении бесед о дисциплине меньше говорить, о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

2. практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, смотры и т. п.);

Приобщение учащихся к искусству. Учащихся привлекаются к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников.

3. наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Приведенные формы, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

Под методами воспитания понимают способы воздействия педагога на учащегося и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

Методы убеждения и методы упражнения способствуют осуществлению процесса нравственного воспитания.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают учащихся и их собственный опыт, практика, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению функции упражнения. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

Применяются и такие методы, как поощрение и наказание в процессе нравственного воспитания. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

От содержания воспитательной деятельности, от ее направленности зависит и выбор методов. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

Выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания М. И. Рожков и Л. В. Байбородова: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера, стимулирование и мотивация (мотивационная сфера, внушение и самовнушение (эмоциональная сфера, требование и упражнение (волевая сфера, коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера, метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Эти методы наиболее эффективны в наше время в процессе нравственного воспитания.

Более распространенным методом воспитания являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его.

Наиболее доступным методом нравственного воспитания является разъяснение. Ребятам разъясняются, с помощью метода разъяснения, нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.

Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения.

Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей тот или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Часто у детей такой категории наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима. Поэтому систематичность и последовательность в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Глава 2. Практические аспекты коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью

2.1. Анализ коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от педагогов, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Поэтому учащиеся с интеллектуальной недостаточностью по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Развитие детского коллектива, личности ребенка – главные итоги воспитательной деятельности. Нужность другому – это одна из фундаментальных человеческих потребностей. Совместная деятельность, совместное проживание любых ситуаций, сотворчество – основа успешной воспитательной работы с учениками коррекционных учебных заведений.

Внеклассные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, стоящих перед педагогом-организатором, учителем, воспитателем. Общение вне урока, например, во время совместной подготовки того или иного праздника, - это особая форма работы, которая предполагает более близкое общение с учениками и поэтому очень важным воспитательным моментом является не столько праздник, сколько подготовка к нему. Именно на это и обращают внимание педагог-организатор и воспитатели нашей школы.

Коррекционная работа по нравственному воспитанию велась по нескольким направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание - воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;

- трудовое воспитание - подготовка учащихся к практической общественно полезной деятельности;

- физическое воспитание - подготовка учащихся к посильному участию в общественно полезном труде;

- экологическое воспитание – формирование экологической культуры, бережного отношения к природе.

- художественно-эстетическое воспитание - развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия.

Проводились мероприятия ко всем знаменитым календарным праздникам.

Внеклассные мероприятия организовываются с определенной последовательностью. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы. Каждое мероприятие методически разрабатывается, составляется план, распределяются роли между учащимися, подготавливаются костюмы, атрибутика для мероприятия, тематически украшается местопроведение. Перед мероприятиями, посвященными знаменитым датам, проводились конкурсы рисунков и поделок. Также, проводились различные викторины, смотры, беседы.

Весьма актуально применение мультимедийных презентаций при проведении мероприятий.

Использование ИКТ в работе педагога-организатора открывает возможности:

- представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

- создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

Наблюдения и личный опыт работы показывают, что совершенствование традиционных форм и использование инновационных методик и технологий позволяет создавать в школе воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, что в дальнейшем позволит им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

2.2. Система коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Задача нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на развитие, формирование их личности и социальную адаптацию.

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа, направленная на организацию культурно - досуговой деятельности.

Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию.

Важно комплексно подойти к нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Это гражданско-патриотического, трудового, физического, экологического, художественно-эстетического

потенциала личности, её интеллектуальных способностей. А в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, самое главное - забота об их здоровье.

В школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью сложилась система организации досуга. Учтены запросы и возможности детей с особенностями развития. Определенны направления работы, способствующие всестороннему развитию личности, соответствующие возрастным особенностям учащихся, которые являются интересными и содержательными по формам проведения.

В каждом из направлений досуга важен выбор дидактических материалов, адаптированных разработок, в которых будет учитываться специфика восприятия детей с нарушениями развития. Для детей с особенностями в развитии необходим индивидуальный подход, система посильных заданий, правильный инструктаж по алгоритму действий и технике безопасности. Знания, приобретённые в результате поиска, самостоятельной работы, являются залогом формирования стойких интересов.

Гражданско-патриотическое направление

Цель - формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Проводимые мероприятия:

1. День Конституции ПМР

б) Конкурс рисунков «Республика моя!»

в) Классный час «Закон обо мне, я о законе».

2. Конкурс рисунков по ПДД «Осторожно, дети на дороге».

День памяти и славы воинов-интернационалистов.

а) Беседа «Афганистан: героизм и трагедия 20 века».

б) Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане, проведение внеклассных часов «Мы помним…»

в) Просмотр документального фильма «Моя боль-Афганистан»

3. Марафон ко Дню Защитника Отечества:

а) Рисунки и стенгазеты «С праздником мужчины».

б) Конкурс-состязание «А ну-ка, парни!»

в) Праздничный концерт ко Дню Защитника Отечества «Слава защитникам отечества».

4. а) Концерт, посвященный Дню освобождения с. Глиное от немецко-фашистских захватчиков «Мы этой памяти верны»

б) Посещение митинга у мемориала Славы в с. Глиное

5. Конкурс патриотической песни «Да здравствует, Победа!»

6. Вахта памяти

а) Конкурс рисунков и стенгазет «Спасибо за Победу!»

б) Беседы «Этот день Победы…»

в) Праздничный концерт ко Дню Победы «Неугасима память поколений».

г) Участие в митинге у мемориала Славы в с. Глиное

Также проводились мероприятия ко всем знаменитым календарным праздникам.

1. Торжественная линейка, посвященная Дню знаний «Первый раз в первый класс!» и Дню образования ПМР

а) Урок мира «Любимое Приднестровье»

б) Конкурс рисунков на асфальте «Моя школа - мой дом».

2. Акция, посвященная дню пожилого человека. «Пожилым всегда у нас почет»

3. Международный день учителя

а) Праздник, посвящённый Дню учителя «Мы любим вас, родные педагоги».

б) Конкурс рисунков и стенгазет «С праздником, учителя».

4. Подготовка к новогодним праздникам:

а) Конкурс рисунков и стенгазет «Новогодняя сказка».

б) Конкурс новогодних игрушек.

в) Новогодние утренники «Новогодние приключения».

5. Праздник встречи весны «Мэрцишор»

6. Масленица: «Зима прощай, Весне дорогу!»

7. Марафон, посвященный Международному женскому дню:

а) выставка рисунков и стенгазет

«Прекрасных женщин, поздравляем!»

б) Конкурс-состязание «А ну-ка, девочки!»

в) Праздничный концерт «Для милых дам!».

8. Праздник «Последний звонок»

а) Конкурс рисунков «Прощай, родная школа!».

б) Торжественная линейка «Мой дом – родная школа!»

Целью трудового направления является - максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Ребята всегда с пониманием относятся к желанию взрослых приобщить их к трудовой деятельности, которая им будет так необходима по окончанию школы. Постоянно проводятся трудовые вахты на территории школы, на школьном огороде, в жилых помещениях и т. д. Ребята сами сажают цветы и деревья на школьном дворе, сами выращивают овощи и фрукты на школьном огороде. Они, под руководством учителей и воспитателей, сажают растения, поливают, пропалывают, собирают урожай. Ежегодно в школе проводится праздник урожая.

Много мероприятий в школе проводится по физическому воспитанию, в которых не только пропагандируется здоровый образ жизни, но и воспитывается отрицательное отношение к вредным привычкам. Мероприятие, посвященное Международному дню отказа от курения. Проводились беседы: «Скажем, НЕТ наркотикам и сигаретам», «Курение: дань моде, привычка, болезнь», «В здоровом теле, здоровый дух». Ежемесячно проводились дни здоровья, соревнования: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!». Проводятся спортивно-оздоровительные игры среди классов по параллелям.

Очень много внимания уделялось экологическому воспитанию детей. Все классы практикуют экскурсию в природу, изучают природу родного края. Дети приводят в порядок не только территорию школы, но и следят, чтобы было чисто за ее пределами. Ежегодно засаживается много клумб. Обязательно в апреле проходит месячник «Природа – наш друг»

а) Беседа об окружающей среде;

б) Экскурсии в природу;

в) Работа на участке;

г) Посадка цветов

Художественно-эстетическое направление

Цель - расширение возможностей для самореализации ученика, создание условий для разностороннего и свободного развития личности. Формирование его духовной культуры.

Ежегодно проводятся традиционные мероприятия «Посвящение в читатели», «Посвящение в первоклассники», конкурсы «Мисс – осень», «Юные джентльмены». Каждый сезон проводится конкурс чтецов, посвященный времени года.

В каникулярное время с учащимися проводились интеллектуальные викторины, музыкальные конкурсы, эстафеты.

Большое количество мероприятий проводилось не по плану.

Внеклассные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, стоящих перед организатором, учителем, воспитателем. Общение вне урока, например, во время совместной подготовки того или иного праздника, - это особая форма работы, которая предполагает более близкое общение с учениками и поэтому очень важным воспитательным моментом является не столько праздник, сколько подготовка к нему. Именно на это и обращают внимание организатор досуга и воспитатели нашей школы.

Можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по нравственному воспитанию «Ты и твое имя» Конспект нод «Ты и твое имя» Цель. Познакомить детей со своим правом на имя. Задачи. - учить детей применять в жизни свое право на имя;.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие»Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие» Проект в разновозрастной группе духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 27 октября 2023 в 15:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект коррекционной работы по нравственному воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью» (включая файлы) размещена пользователем Коскина Валерия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД