МААМ-картинки

Проект как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Коротаева Ирина
Проект как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

На современном этапе развития общества одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности дошкольника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу образовательно-воспитательного процесса [1].

Публикация «Проект как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [1].

Проектная деятельность дошкольников – это совместная образовательно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в детском саду заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;– актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;– выводит педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду. [4] Возрастные и психологические особенности старших дошкольников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и педагогов. Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательной активности, так как дошкольники видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание познавать новое и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Проектная деятельность вызывает у дошкольников интерес к познанию, способствует личностному росту, формированию познавательной активности. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой самостоятельно или при участии педагога) возникает необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится активно добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Научная разработка использования проектов в педагогике возникла в начале ХХ века в теоретических концепциях прагматической педагогики и связана с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика.

Теоретической базой метода проектов стала прагматическая педагогика Джона Дьюи. Он утверждал, что главным результатом обучения должно стать формирование мышления школьника, основывающееся на его личном опыте. Дж. Дьюи разработал теорию формирования личности, приспособленной к жизни и выполнения ее на практике [3].

В отечественной педагогике метод проектов нашел свое отражение в идеях ученых 1920-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. Е. Веракса.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной активности, творческой инициативы и самостоятельности ребенка.

Так, М. В. Крупенина считала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой, формирует познавательную активность.

Анализ педагогического опыта на современном этапе развития педагогики О. Х. Петровой, О. М. Ноздря, И. Н. Мурашковска, Е. Н. Землянской, С. В. Бордовской, В. Н. Ильиной, А. Ю. Сергеевой и др. позволяет отметить, что современные педагоги совершенно верно оценивают сущность проектной деятельности, определяя ее как совместную образовательно-познавательную, творческую или научно-исследовательскую деятельность педагога и детей, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение материального результата – создание проекта. Рассматривают метод проектов как эффективное средство формирования познавательной активности дошкольника.

Типология проектов, представленная в работах педагогов, строится на следующих типологических признаках:

1. Доминирующий в проекте метод : исследовательский, творческий, приключенческий и т. д.

2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно — научные исследования, экологические, языковые, культурологические (страноведческие, географические, исторические, музыкальные.

3. Характер контактов (среди участников одного детского сада, группы, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);

5. По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные).

В соответствии с первым признаком О. М. Ноздря выделяет следующие типы проектов :

• Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

• Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т. д.);

• Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;

• Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, справочный материал, т. д.).

По второму признаку — доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть :

• литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и т. д. ;

• естественно — научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т. д.);

• экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т. д.);

• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;

• культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;

• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;

• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;

• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т. д.

По третьему признаку - характер контактов проекты могут быть :

- внутренние

-региональные

Метод организации проектной деятельности имеет четко выраженную этапность. О. Д. Мерцалова называет эти этапы «Пять П» :

1. Постановка проблемы.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Автор отмечает, что пропуск любого из этапов снижает эффективность работы над проектом [2].

Организация проектной деятельности детей основывается на следующих ведущих принципах [1] :

- последовательность в планировании и осуществлении проекта;

- регулярность (кольцевой характер проекта) : в конце работы воспитанники возвращаются к изначально поставленной цели и самостоятельно оценивают степень пополнения своих знаний и обогащения жизненного опыта, что формирует положительную познавательную мотивацию;

- динамичность (адекватные и разумные временные рамки);

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей дошкольников;

- гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы;

- равенство всех членов рабочей группы, право участников на собственное мнение, на отказ от участия в проекте, разработку собственного, нового проекта;

- инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность;

- гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания;

- творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, привлечение к проекту консультантов (родителей, специалистов, педагогов и т. д.);

- самостоятельность и индивидуальность: реализация проекта предполагает самостоятельное планирование и выполнение программы действий группы детей, причем все члены группы несут одинаковую ответственность за конечный результат;

- развитие : повышение готовности и интереса учащихся к дальнейшей проектной деятельности, развитие творческих навыков, самооценки и пр. ;

- новизна и оригинальность: в результате проектной деятельности участники ее создают продукт, отличающийся новизной и оригинальностью;

- результативность: деятельность дошкольников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;

- завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен, с тем, чтобы у каждого ребенка осталось чувство удовлетворения или даже гордости за полученный результат.

Таким образом, смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей в школе.

Список литературы

1. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»

2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова «Образовательные проекты в детском саду»

3. Морозова М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики / М. М. Морозова // Интеграция образования. – 2007. – №3-4. – С. 23-27.

4. Подласый И. П. Педагогика 100 вопросов и ответов. – М. : Педагогика, 2004, с. 126.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:

Публикация Проект как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Коротаева Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 августа 2022 в 14:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД