Лучший педагог года

Проект «Играя, развиваем речь!» по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством речевых игр

Оксана Викторовна Уварова
Проект «Играя, развиваем речь!» по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством речевых игр

Проект по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством речевых игр

Пояснительная записка

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Актуальность.

Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – важное условие готовности к школьному обучению.

Публикация «Проект „Играя, развиваем речь!“ по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством речевых игр» размещена в разделах

В наше время становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию с детьми на занятиях, режимных моментах, а также в свободное время.

Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Речь является основным способом общения. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

У детей с проблемами в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.

Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.

Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.

Таким образом, развитие речи посредством игровой деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человечка.

Участники проекта :

Данный проект осуществляется на базе МАДОУ «Детского сада № 84». Проект реализуется в совместной деятельности детей, учителя логопеда, воспитателей и родителей группы комбинированной направленности, педагогов ДОУ.

Вид проекта :

-познавательно-речевой, творческий.

-долгосрочный (с сентября 2023 - по май 2024 г.)

Ожидаемые результаты:

У детей

Развитие коммуникативной функции речи. Преодоление речевого негативизма. Успешное овладение грамотной и связной речью. Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; Совершенствование звуковой стороны речи;

У родителей:

Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

У педагогов:

Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи. Разработка методического и практического материала по проекту.

Задачи проекта :

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка :

– произношение,

– словарный запас,

– грамматический строй речи,

– связная речь

Предполагаемый результат:

–увеличить словарный запас детей,

– активизировать эмоциональную речь. ;

-обогащение игрового, коммуникативного, эмоционального опыта дошкольников,

– расширение кругозор,

-повысить познавательный интерес.

-познакомить с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;

– дети научатся самостоятельно играть в настольно- дидактические игры;

– способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.

Продукт проектной деятельности :

«Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей старшего дошкольного возраста через игру»

Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам – антонимы. Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.

Реализация проекта.

Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.

Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.

Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.

Анкетирование родителей: анкета «Ребёнок и книга».

Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи детей».

Памятка для родителей по развитию речи детей.

Памятка для родителей по развитию связной речи детей.

Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.

Изготовление дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

Содержательная часть

Этапы проекта Сроки проведения Содержание этапа

I этап Декабрь Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик: методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г. А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И. А. Бизикова).

II этап Январь –

Апрель Проведение образовательной работы посредством следующих мероприятий:

Коммуникативные игры

«Зеркало»

«Говорящие ботинки»

«Молчаливое приветствие»

«Закружилась карусель»

«Как общаться с королем (королевой)»

«Мне нравиться твой бант»

«Кто поет на берегу?»

«Здравствуйте»

«Овощи, мебель, цветы»

«Как чихает великан»

«Парам-парэйро»….

Беседы

на различные темы:

«Вспомним о лете»

«Наши четвероногие друзья»

«Чудеса и приключения»

«В одиночку биться не годится»

Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры:

«Зайцы»

«Наше путешествие»

«Определи по ритму»

«Учись танцевать»….

Подвижные игры:

«Веселые ребята»

«Совушка»

«Космонавты»

«Рыбак и рыбаки»

«Карась и Щука»

«Змея»

Психогимнастика и ауторелаксация:

«Путешествие на море»

«Театр марионеток»

«Цапля-ворона-воробей»….

НОД:

«Давайте поиграем

«Цветные карандаши»….

Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры

Психологические этюды:

«Цветок»

«Ежата»

«Березка»

«Солнце»….

Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы

Обыгрывание эмоционального состояния:

«Злой, печальный, недовольный….»

III этап Май Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения. Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование. Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня.

Заключительный.

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

2. Анализ проделанной работы.

3. Смотр – конкурс дидактических игр.

Наименование диагностических методик, авторы:

– методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г. А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И. А. Бизикова).

Реализуемая цель: выявление навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Показатели результативности:

- свободное общение детей со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение детьми нормами речи

Список литературы:

1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948.

3. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

4. Журова Л. Е., Элъконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1963.

5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : Гном и Д, 2000.

6. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : Гном и Д, 2000.

7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.

8. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М. : «Академия», 2002.

10. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.

11. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М. : Гном и Д, 2000.

12. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. : Просвещение, 1991.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М. : Альфа, 1993.

14. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М. : "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998

15. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

16. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : «Мозаика – синтез», 2015 г.

17. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду : старшая группа – М. : Мозаика –синтез, 2014 г.

18. О. С. Ушакова развитие речи детей 5-6 лет – М. : ТЦ СФЕРА, 2015 г.

19. Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А. В. Никитина – СПб. : КАРО, 2011 г.

20. Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М. :, Педагогическое общество России, 2007 г.

21. А. В. Печерога развивающие игры для дошкольников - М. : ВАКО, 2008 г.

22. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно - методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

23. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О. И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

24. З. И. Курцева Ты - словечко, я – словечко …. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

25. О. Жукова Развиваем логику и речь – М. : Астрель; СПб. : Сова

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Дидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Развиваем речь». Подготовила воспитатель: Дорошенко Ирина Алексеевна. ст. Веселая. Актуальность: В настоящее время.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Педагогический проект «Тризом увлекаемся, играя, развиваемся» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Играя, развиваем речь!» по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством речевых игр (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Викторовна Уварова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Играя, развиваем речь!» по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством речевых игр
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 14:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД