Лучший педагог года

Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»

Елена Кулябина - Кондратова
Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»

ТЕМА: «Формирование у дошкольников нравственно – патриотических качеств»

Результативность опыта

Педагогический анализ приводился с мая 2013 года по декабрь 2014 года в МБДОУ детский сад № 18 «Счастливое детство, по адресу: краснодарский край, Тбилисский район, село Ванновское, улица Гагарива,2.

В качестве испытуемых были определены дети 5—6 лет в количестве 12 человек.

Опытно — экспериментальная работа проходила в три этапа:

Публикация «Проект „Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств“» размещена в разделах

констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента ставились следующие задачи:

1. Проанализировать эффективность работы по этнокультурному образованию дошкольников.

2. Выявление теоретических знаний, и параллельно вместе с ними, практических общекультурных умений воспитанников МДОУ, позволяющих переносить духовно — нравственную и интеллектуальную составляющую русской культуры на предметно — практическую и коммуникативную деятельность детей.

3. Разработать критерии для определения уровня теоретических знаний, как следствие, общекультурных умений старших дошкольников.

4. Проведение анкетирования родителей и педагогов для определения педагогически целесообразных подходов этнокультурного воспитания дошкольников в процессе организации взаимодействия ДОУ и семьями детей.

диагностика эффективности работы ДОУ по направлению

этнокультурного образования проводится в процессе обследования воспитанников, их родителей и педагогов данной группы.

Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и

практических умений у детей экспериментальной группы, касающихся:

- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных

праздников, разных видах народно — прикладного творчества, а также

умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности,

связанных с отражением представлений о народной культуре;

- потребности использовать данные знания на практике;

- уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания.

диагностика проводилась в пять этапов.

На 1 этапе проверялись знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью проведения дидактической игры «Ремёсла на Руси».

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.

Уровень умений использовать в соответствии с назначением предметы русского быта выявлялся в процессе проведения дидактической игры «Чудесный сундучок» За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

На 2 этапе проверяются умения воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке и рисованию (загадки и отгадки).

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

На З этапе определяем уровень знаний разных видов народно — прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы»

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

На 4 этапе эксперимента проверяется умение ориентироваться на практике в разных видах народно — прикладного творчества в процессе проведения игр «Народные узоры» (приложение 16).

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Умение использовать разные виды народно — прикладного творчества выявляли в процессе продуктивной деятельности во время проведения занятия «У Матрёшки день рождения» (приложение 18).

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.

На 5 этапе эксперимента проверяются знания русских народных праздников и традиций — с помощью опроса детей (приложение 19).

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл.

Умения использовать знания русских народных праздников и традиций определяли с помощью игры «Отгадай праздник» (приложение 20). За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре определялось в процессе участия детей в подготовке и проведении русского народного праздника, где детям давались необходимые материалы и костюмы.

Анализ результатов экспериментального исследования

Спецификой анализа результатов научно — исследовательской работы в ДОУ является то, что педагогический мониторинг, который проводился в конце эксперимента и фиксировал результаты развития, воспитания и обучения участников экспериментальных групп ДОУ, сопровождался экспресс- диагностикой. Результаты диагностики показывают:

• изменения уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества;

• повышения потребности использовать данные знания и умения на практике;

• улучшения умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанной с отражением представлений о народной культуре;

сформированность умений самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения, навыки;

Данные изменения должны подтвердить эффективность разработанной нами методикой формирования у детей 5-6 лет знаний о русской народной культуре и общепрактических умений, связанных с отражением представлений о народной культуре. Итак:

Экспресс-диагностика проводилась в 2 этапа.

На Т этапе проверялось, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью опроса, диагностической дидактической игры, проведения тестирования (2 серии заданий).

На II этапе выявлялось изменение личностной позиции ребенка до- школьного возраста в процессе применения данных знаний в продуктивной (например, изобразительной) деятельности (3 серии заданий).

Таким образом, дети старшей группы овладели на достаточном уровне знаниями названий и назначения предметов русского народного быта (50 % детей - высокий уровень, 50 % - средний уровень, низкого уровня компетенции нет) и, более осмыслено, могут использовать в соответствии с назначением предметы русского быта (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, низкого уровня компетенции нет). Полученными знаниями дошкольники пользуются в обыгрывании сюжетов сказок, в театрализованных постановках.

Так же повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества и умений использовать их в своих работах (58 % детей - высокий уровень, 42 % - средний, О % - низкий уровень).

На конец эксперимента ярко видна динамика развития технических навыков и навыков в передаче колорита. Дети не затруднялись, с чего начать, смело приступали к работе, техника рисования улучшилась и соответствовала возрасту, воспитанники проявляли фантазию на занятиях по замыслу.

Дошкольники овладели умением воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в рисовании, лепке (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, О % - низкий). Повысился интерес к художественной изобразительной деятельности и творчеству. Полученные знания дети применяли в свободной художественной деятельности.

Дошкольники принимают осмысленно и активное участие в подготовке и проведении русских народных праздников и театрализованных игр.

Уровень стал высоким у 25 % детей, у остальных детей средний уровень - 75 %, детей с низким уровнем - О %.

В течение экспериментальной работы у ребят сформировался интерес к народным праздникам. Дошкольники изготовляли приглашения на праздники, необходимые атрибуты, расписывали яйца и др. Они активно участвовали в подвижных народных играх, хорошо знали правила, слова закличек, народных песенок, водили хороводы, выполняли русские народные танцевальные движения. Поэтому в итоге, во время словесной дидактической ИГРЫ «Отгадай праздник», дети смогли назвать народные праздники и объяснять, что это за праздник и когда они бывают.

В целом повысился уровень компетенции детей. С высоким уровнем - 33 % воспитанников, средний уровень - 67 % детей, с низким уровнем - О %. Это подтвердило результативность экспериментальной работы и доказало эффективность методики формирования у детей 5-6 лет знаний о русской национальной культуре.

Публикации по теме:

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Кулябина - Кондратова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств»
Опубликовано: 15 января 2015 в 20:48
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД