МААМ-картинки

Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор».

Г. С. Виноградов

Публикация «Проект „Формирование у детей интереса к фольклору“» размещена в разделах

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор. Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы). Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах:

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта :

«Формирование у детей интереса к народному фольклору».

Тип проекта :

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.).

Участники проекта :

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления :

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ:

-показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей.

ЗАДАЧИ:

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

-приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора, его самобытность.

-дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

-воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

-воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору, развивать образную речь детей, делать ее богаче;

-научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора, чтобы они сопровождали его всю жизнь;

-бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

- доставить радость узнавания детского народного фольклора, радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом.

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором, мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи:

-приблизить детей к культуре наших предков;

-способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора, его самобытность через игровую деятельность;

-научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора, чтобы они сопровождали его всю жизнь;

-воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

-доставить радость узнавания детского народного фольклора, радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом.

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей: провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему, индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки: он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар: танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора. В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап:

• Подбор и изучение методической литературы.

• Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

• Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей :

Задачи:

• Выявить уровень знаний детей.

• Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

• Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта :

• Создание фольклорного уголка в группе.

• Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка».

• Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап:

• Подведение итогов и результатов проделанной работы.

• Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара».

• Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам».

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

- Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

- Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору.

- Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

- Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

- фольклорный материал давать без принуждения;

- максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал;

- постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

- поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

- результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

- развитие творческих способностей детей;

- обогащение и формирование речи детей;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами, через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей, а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору, дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа, которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору. Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

ВЫВОД

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей, формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

- умей говорить языком доброты;

- будь красив делом;

- умей веселиться, но помни: «Дружба и братство - дороже богатства»;

- люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад»;

- цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями».

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже:

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро».

Предметы русского, оформление русской гостиницы, вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома). Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро».

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение: «Ой, коляда, коляда». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица».

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам: «В мире сказок». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод». Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя». Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями).

Конкурс «Мамина сказка». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка». Задача: выявить знание о жанрах детского фольклора. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами). Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча».

Вторник – «Заигрыш».

Среда – «Лакомка».

Четверг – «Широкий четверг», «Разгуляй четвертак».

Пятница – «Тещины вечерки».

Суббота – «Золовкины посиделки».

Воскресенье – «Прощеный день», «Целовальник». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение:

«Месяц апрель – всему году ключ».

«Если март с водой, то апрель с травой». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей: «Путешествие по сказкам». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникин «Русский фольклор». Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры».

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки».Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор». Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». Москва, «Просвещение»,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки». Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия». Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб». Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды».

10. «Игры», журнал «Народное творчество»,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа».№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников». Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор; №10 потешки.

16. «Педсовет».№5,2001;№7.2000.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-folklor_qi33f.pptx | 24120,04 Кб
 
Публикации по теме:

Анкета для родителей по русскому народному фольклору Анкета Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы педагогов ДОУ по русскому народному фольклору с.

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возрастаФормирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору»Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору» Подрастая,ребенок слышит различные потешки,песенки,прибаутки постоянно, например: «Уж я Танечке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький.».

Консультация для родителей «Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений» Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В. Сухомлинский Родители многих школьников сетуют на то, что их.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Познавательно-творческий проект «Русские матрешки» (Воспитание интереса к народному творчеству)Познавательно-творческий проект «Русские матрешки» (Воспитание интереса к народному творчеству) Тип проекта: Групповой (участники — дети, воспитатели). Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц) Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Проект на тему «Русская свистулька» для приобщения детей к русскому народному творчеству, средняя группа Русская свистулька Приобщение детей к истокам русской народной культуры, средняя группа Автор: Буренко Ирина Петровна, воспитатель МБДОУ.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Формирование у детей интереса к фольклору» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жанна Стахнюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 18:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД