Папки-передвижки

Проект «Фантастическое зрелище — вулкан»

Галия Нуреева
Проект «Фантастическое зрелище — вулкан»

Номинация

«Исследовательско - творческое развитие»

Проект

«Фантастическое зрелище- Вулкан»

Автор: дети старшей группы

Воспитатели: Нуреева Г. Г., Бикчентаева А. Ф., Невская И. Г.

.

Содержание

Ведение

Актуальность и проблема.

При просмотре мультфильма «Лава» нас заинтересовал вулкан, особенно извергающийся. Мы стали расспрашивать воспитателей, что это такое, почему так происходит, опасно ли это? В процессе беседы мы выяснили, что это - природное явление. И мы решили поподробнее узнать об этом.

Публикация «Проект „Фантастическое зрелище — вулкан“» размещена в разделах

В результате мы узнали, что извержение вулкана очень страшное и опасное явление, но в то же время оно очень красивое. И мы захотели посмотреть на извержение вулкана в живую.

Гипотеза: можно ли сделать искусственный вулкан.

Цель: узнать все о вулканах.

Задачи:

• познакомиться с природным явлением - вулканом;

• узнать, из чего он состоит;

• узнать, какое значение он имеет для человека;

• попробовать сделать вулкан своими руками.

Тип проекта : исследовательско-творческий, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели.

Ожидаемый результат: мы узнаем интересное о вулкане и его строении.

Сделаем макет вулкана и увидим, как выбрасывается пепел и извергается лава из кратера вулкана.

Продукт:

-Макет вулкана для проведения опытов;

-Собственные (индивидуальные) макеты вулканов детей.

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Вулкан-фантастическое зрелище.

Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Вулканы – геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней).

Вулканы бывают действующие и спящие. Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим.

Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и захотели посмотреть на извержение вулкана в живую.

1.2 Строение вулкана.

Кратер вулкана — чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров и глубина от нескольких метров до сотен метров. На дне кратера находятся одно или несколько жерл, через которые на поверхность поступают лава и другие вулканические продукты, поднимающиеся из магматического очага по выводному каналу. Иногда дно кратера перекрыто лавовым озером или небольшим новообразованным вулканическим конусом.

Жерло вулкана — вертикальный или почти вертикальный канал, соединяющий очаг вулкана с поверхностью земли, где жерло оканчивается кратером. Форма жерл лавовых вулканов близка к цилиндрической.

Очаг магмы - место под земной корой, где собирается магма.

Лава – излившаяся магма.

1.3 Влияние вулкана на живые организмы и окружающую среду.

В первую очередь потоки лавы несут угрозу для растений, зданий и объектов инфраструктуры. В отличие от людей шансов на спасение у них совсем нет. Лава уничтожает на своем пути все: дома, дороги, растения и целые леса.

Главной же опасностью для людей и животных является вулканический пепел и дым. Вулканический пепел намного мельче обычного пепла, и за счет этого он может долго существовать в воздухе в виде взвеси. Он очень легко попадает в дыхательные пути и затрудняет дыхание. Отметим, что при извержениях вулканический пепел выбрасывается в огромном количестве, подвергая опасности все живые существа. Кроме того, огромные слои пепла вследствие вулканических извержений скапливаются на крышах зданий, что может впоследствии спровоцировать их обрушение.

Менее опасными являются ядовитые вулканические газы, выделяющиеся при извержениях вулканов. Как правило, они поднимаются в верхние слои атмосферы и не причиняют вреда. Однако нередко бывает, что они частично могут возвращаться на земную поверхность в виде кислотных дождей. Поэтому часто можно наблюдать большое количество жертв извержений не в сам момент бедствия, а спустя какое-то время.

Вулканические извержения уносят огромное количество человеческих жизней. За последние пять веков от вулканов погибло 5 миллионов человек. При этом, хочется отметить, что тех, кто был ранен или остался без крова намного больше.

Как влияют вулканические извержения на окружающую среду:

в результате извержения вулкана разрушаются постройки и транспортные пути;

в случае, если на вершине вулкана находиться снег, есть риск того, что талые воды могут привести к наводнениям;

изменение состава воздуха, в результате больших выбросов газов;

пепел затрудняет проникновение солнечного света;

ядовитые газы, выделяющиеся при извержениях, оказывают плохое воздействие на состояние почвы и здоровье людей;

Однако, несмотря на то, что в первую очередь извержение вулкана негативно сказывается на окружающей среде, нельзя отрицать и их пользу для людей:

Обогащение почвы

Во время извержений вулканов из их кратеров выбрасывается огромное количество пепла, который оседает на обширных территориях вокруг вершины. В зависимости от химического состава магмы эта зола содержит в себе различные элементы и минералы – диоксид кремния, углекислый газ, диоксид серы, сероводород, хлористый водород. Вместе с пеплом из жерла вылетают кусочки пироксена и полевого шпата, в которых присутствуют железо, магний и калий. Почвы на склонах вулканов и в прилегающих долинах отличаются большой плодородностью.

Создание островов

Бурная деятельность вулканов приводит к подъему участков дна в морях и океанах, в результате чего на географической карте планеты появляются новые острова. Благодаря вулканам появились Микронезия, острова Рюкю (между Тайванем и Японией, Алеутские острова (у берегов Аляски, Марианские острова и архипелаг Бисмарка в Тихом океане.

В Средиземном море эти гиганты построили Ионические острова, Кипр, Крит, а в Карибском море – Антильские острова. Появление на новых участках суши уникальных видов растений и животных способствует созданию сбалансированных экосистем и возникновению новых уровней биоразнообразия.

Одним из последних на земном шаре сформировался пока безымянный вулканический островок недалеко от архипелага Вавау в Королевстве Тонга.

Строительные материалы и драгоценные камни

Извержения вулканов дарят людям ценные строительные материалы. Вулканический пепел и пемза используются в качестве легкого заполнителя для изготовления цемента, а перлит благодаря его способности к быстрому расширению нередко добавляют в штукатурку. Дробленый базальт применяется в железнодорожном балласте и при строительстве защитных механизмов вдоль береговой линии. Закаленный вулканический пепел (туф) считается одним из самых крепких и в то же время легких строительных материалов.

В вулканических породах часто встречаются драгоценные металлы (серебро, золото, медь) и самоцветы (опал, обсидиан, агат). Ученые до сих пор не могут точно определить, как в недрах Земли образуются алмазы, но хорошо известно, что эти драгоценные камни выносятся на поверхность вулканической магмой при образовании кимберлитовых трубок.

Охлаждение планеты

Вулканы играют жизненно важную роль в периодическом охлаждении планеты. Когда пепел и диоксид серы выбрасываются в воздух, они способствуют отражению солнечных лучей обратно в космос и тем самым снижают количество тепловой энергии, поглощаемой атмосферой. Этот процесс, называемый «глобальное затемнение», является предметом научных исследований на протяжении многих десятилетий. Ученые давно обратили внимание, что после особенно крупных извержений температура воздуха на Земле снижается на несколько градусов, в связи с чем предложили использовать диоксид серы для борьбы с глобальным потеплением.

Горячие источники и геотермальная энергия

Еще одно преимущество вулканизма – образование геотермальных полей с относительно высоким тепловым потоком. Поля с низкими температурами (+20…+100 °С) обычно появляются в результате нагрева ниже активных разломов, а поля с высокими температурами (выше +100 °С) связаны с активной вулканической деятельностью.

На этих территориях можно встретить горячие источники, гейзеры, кипящие бассейны грязи, которые часто являются популярными туристическими местами. Но, помимо своей природной красоты, они неоценимы в качестве источника геотермальной энергии.

Таким образом, вулканы – не только разрушительная, но еще и созидательная сила. Электроэнергия, оптимальная температура воздуха, богатая почва, обеспечивающая идеальные условия для сельского хозяйства, биологическое разнообразие – всё это дарят нам грозные и могучие гиганты, без которых жизнь на нашей Земле была бы совсем иной.

Глава 2. Реализация проекта.

После просмотра мультфильма «Лава», нам стало интересно узнать, что такое вулкан, какой он и где он живет? И мы стали искать книги, картинки, рассказы, загадки о вулканах.

Наши воспитатели показали нам научный фильм про вулкан «Везувий». Оказывается, вулкан- это Гора, в которой «живет горячая Лава», и пока она живёт там, вулкан спит. А когда он просыпается, то лава извергается из него, пеплом, дымом и огнем. На верху вулкана находится большая воронка – это кратер.

Чтобы узнать о нем побольше, мы решили сделать вулкан. Из чего его можно сделать? Из теста, пластилина, картона и бумаги. Мы выбрали тесто. Для этого мы взяли воду, соль, муку и стакан для кратера. Замесили тесто и начали лепить вулкан.

Когда был готов вулкан, мы сделали для него подножие. Подножие делали из картона, бумаги, песка, кораллов и покрыли его разноцветными камушками. Самым интересным было переносить наш вулкан на подножие.

После этого мы покрасили наш вулкан. А для того чтобы он выглядел как настоящий, мы приклеили на него мох. Наш вулкан готов.

Интересно посмотреть, как он будет работать?

Вначале, мы посмотрели, как он дымится и выпускает пепел. При помощи трубочки воспитатель выдувала пепел из вулкана. Он дымился как настоящий.

Другой опыт - мы смотрели, как извергается лава. Когда воспитатель залила смесь в вулкан, он стал бурлить и выливаться. Лава была красная как огонь. Это было фантастическое зрелище.

И тут нам захотелось сделать вулкан дома и дать ему имя потому, что все вулканы имеют свое имя.

Заключение.

Работая над этим проектом, мы окунулись в мир увлекательных опытов, познакомились со строением вулкана и процессом его извержения. Узнали, что вулканы – не только разрушительная, но еще и созидательная сила. Эти грозные и могучие гиганты дарят нам: электроэнергию, оптимальную температуру воздуха, богатую почву, биологическое разнообразие, без которых жизнь на нашей Земле была бы совсем иной.

Вместе с воспитателями мы сделали макет вулкана, чтобы посмотреть, как выбрасывается пепел и извергается лава. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

В результате наших исследований мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, что можно сделать вулкан своими руками.

И этому есть подтверждение, наш продукт вулкан – «Фантастик»

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по тестопластике «Вулкан»Детский мастер-класс по тестопластике «Вулкан» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами детским мастер-классом по тестопластике. На самом деле для ребенка.

Грязевой вулкан «Гефест»Грязевой вулкан «Гефест» Я, и вся моя семья – люди активные, посетили во время отпуска много всяких экскурсий и выставок, не обошли мы стороной и афишу, где было.

Летние путешествия семьей. Часть -2. Вулкан ТиздарЛетние путешествия семьей. Часть -2. Вулкан Тиздар Вулкан Тиздар. С жаждой увидеть и испытать много нового, мы отправились к вулкану Тиздар. Дорога поднималась вверх, открывая горизонт, все.

Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ»Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ» Для изготовления вулкана я использовала: пластилин, часть бутылки пластмассовой, скотч, степлер,клей, плотный картон, размер зависит от.

Незабываемое путешествие на грязевой вулкан «Тиздар»Незабываемое путешествие на грязевой вулкан «Тиздар» Да лето в наших краях в этом году не очень радует теплом и солнышком. Почти каждый день идут дожди, редко выглянет солнышко, но уже не такое.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан» Непосредственно – образовательная деятельность МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька» воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Мы — журналисты»Проект «Мы — журналисты» ПРОЕКТ На тему: «Мы журналисты» Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы Тюрина Надежда Александровна МБДОУ№15.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома»Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома» На этой недели мы проходим тему: «Жизнь людей и природа в горах». Дети могут рассмотреть различные иллюстрации, энциклопедии, почитать.

Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики.Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики. Роль детского экспериментирования достаточно велика, т. к. детское экспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности,.

Публикация Проект «Фантастическое зрелище — вулкан» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галия Нуреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Фантастическое зрелище — вулкан»
Опубликовано: 27 января 2021 в 15:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД