Папки-передвижки

Проект «Его Величество-Оркестр»

Ольга Жога
Проект «Его Величество-Оркестр»

«Его Величество Оркестр»

Краткосрочный открытый проект в подготовительной группе

Автор проекта : Жога Ольга Валерьевна, МБДОУ №3 «Теремок»

Тип проекта : групповой, информационно-творческий, краткосрочный, включает ребёнка и культуру, осуществляется в контакте с ДШИ.

Возраст: дети 6-7 лет- выпускники ДОУ.

Проблема: у детей недостаточно сформировано представление об инструментах симфонического оркестра.

Обоснование проблемы:

1. недостаточное внимание к этой теме в перспективном планировании,

Публикация «Проект „Его Величество-Оркестр“» размещена в разделах

2. поверхностные знания детей о классическом музыкальном инструментарии,

3. несформировано представление детей о том, где обучают игре на инструменте (муз. школа, училище, консерватория) и кто там может учиться.

Цель: расширить знания детей о различных группах инструментов в оркестре, сформировать представление о том, как обучают музыке, вызвать желание учиться игре на каком- либо музыкальном инструменте в перспективе.

Задачи:

1. целенаправленно знакомить детей с основными инструментами разных групп симфонического оркестра (внешний вид, звучание)

2. обогатить эмоциональную сферу детей накоплением новых слуховых впечатлений, развивать навык различения тембров инструментов в оркестре, расширить словарный запас,

3. дать представление о ступенях обучения игре на инструменте,

4. совершенствовать актерское мастерство детей, двигательно- импровизационные навыки.

Выполнение проекта :

В начале и в конце проекта провести исследовательское наблюдение детей во время нод в разделе «Восприятие музыки» и беседы в группе на тему: «Какие инструменты ты знаешь?»

Решение поставленных задач:

1. знакомство детей с инструментами во время непосредственно-образовательной деятельности, накопление слуховых впечатлений,

2. знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и Волк»

3. изготовление рисунков, поделок на тему симфонической сказки «Петя и волк», оформление выставки в музыкальном зале,

4. открытая драматизация сказки «Петя и волк»

5. проведение экскурсии в ДШИ, организация концерта ДШИ в ДОУ.

Результаты проекта :

1. участие % детей,

2. результаты мониторинга и постопроса показали возросший уровень знаний детей по заявленной проблеме, выявили желание некоторых детей учиться игре на инструменте,

3. фотоотчёт проекта и выставка работ детей.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме проекта.

1. «Симфонический оркестр и его инструменты»

(Концерт-беседа)

-Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней «море звуков», «океан звуков», но если проследить течение всех музыкальных ручейков и рек, то выясниться, что все они берут своё начало из одного истока, имя которому-ОРКЕСТР. Что же такое оркестр? Попросту говоря- это «хор» музыкальных инструментов. Их МНОГО, но звучат они ВМЕСТЕ.

-На протяжении нескольких занятий мы с вами слушали «Неаполитанскую песенку» П. И. Чайковского из «Детского альбома». Она звучала в исполнении одного инструмента- фортепиано, а теперь послушаем, как звучит эта пьеса в исполнении симфонического оркестра.

-Вы заметили, насколько богаче, разнообразнее стало звучание знакомой пьесы в исполнении оркестра. Это стало возможным благодаря совместному звучанию инструментов в оркестре. Какие же это инструменты? А какие вы уже знаете?

ответы детей

-Одним из первых названных вами инструментов была скрипка. И это неслучайно. Скрипка- один из самых известных и любимых всеми инструментов. В оркестре скрипок целая семья и у всех разные имена. Самая маленькая по размеру так и называется- скрипка., у скрипки чуть побольше имя- альт, ещё больше альта- виолончель, у неё густой, насыщенный, очень певучий голос, а самая большая скрипка- контрабас.

Педагог демонстрирует иллюстрации инструментов и муз. фрагменты с их звучанием.

-Есть в оркестре ещё две группы инструментов и названия их похожи-

ДЕРЕВЯННО_ ДУХОВЫЕ и МЕДНО_ ДУХОВЫЕ

но мы никогда не спутаем голос поющего дерева и поющего металла.

Флейты, гобой, кларнет и фагот- деревянно- духовые.

Труба, валторна, тромбон и туба- медно- духовые.

Деревянно-духовые инструменту также похожи между собой: все они напоминают дудочки разных размеров, а от размера зависит высота звука. Медно- духовые- это трубы разных размеров, формы и силы звука.

Демонстрация иллюстраций и фрагментов звучания инструментов

В оркестре также звучат и ударные инструменты- различного размера барабаны, бубны, металлические тарелки. (иллюстрации, звучание)

Иногда в оркестре используется звучание арфы, старинных инструментов, а для фортепиано с оркестром композиторы сочиняют целые концерты (иллюстрации, звучание).

-А сейчас вы услышите, как звучат все наши новые знакомые вместе.

2. «Музыкальные инструменты в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

- Во время нашей прошлой встречи мы с вами узнали, что такое симфонический оркестр и как много инструментов в нём, как дружно и согласно они поют под руководством дирижера. Но как же нам различить, где и какой инструмент звучит? Задача эта сложная и чтобы помочь нам композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, которую испорлняет симфонический оркестр. Прокофьев написал её специально для детей и не просто для того, чтобы развлечь их музыкой, а для того, чтобы научить ребят слушать звучание симфонического оркестра, узнавать разные инструменты, прислушиваясь к тому, как и что оркестр может выражать.

Прежде чем мы приступим к слушанию сказки, я хочу вам рассказать немного о композиторе С. С. Прокофьеве. Он родился больше ста лет назад. Ещё совсем маленьким он полюбил музыку и как другие мальчики рисуют домики и машинки, он везде рисовал ноты и музыкальные знаки. Родители, заметив увлечение мальчика, стали обучать его музыке и уже к 13 годам он поступил в консерваторию- музыкальный институт. Закончив обучение в консерватории Прокофьев стал композитором и дирижеров, кроме того он очень хорошо играл на фортепиано.

Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал уже будучи известным композитором, более 70 лет назад, но она до сих пор нравится и любима детьми. Давайте же и мы познакомимся с этим чудным произведением. Как я уже сказала, называется сказка «Петя и волк». Главный герой здесь мальчик Петя, но есть и другие персонажи: Птичка, Утка, Кошка, Волк, а также Дедушка и Охотники. Каждый герой сказки изображается своим инструментом в оркестре.

Познакомимся с Птичкой- её тему в оркестре исполняет флейта (иллюстрация и фрагмент звучания). Флейта звучит высоко, передавая весёлое чириканье птички.

А вот Утка- она ходит по земле вперевалочку и голос у неё другой- она крякает. В музыке это хорошо слышно, а исполняет тему утки тоже медно- духовой инструмент- гобой.

Следующей в сказке появляется Кошка, она незаметно следит за Уткой и Птичкой. Тему Кошки исполняет кларнет.

Самый низкозвучащий духовой инструмент- фагот- исполняет тему Дедушки. Дедушка сердится и тема его тоже ворчливая и сердитая, Дедушка старенький и его тема звучит неспеша и чуть прихрамывая.

3 медно- духовых валторны изображают Волка, музыка пугающая и немного зловещая, слышны волчьи завывания (иллюстр. и звучание).

Ударные инструменты- литавры и большой барабан передают приближение Охотников, они стреляют из ружей.

Тему Пети – главного героя сказки- исполняют струнные инструменты- скрипки, альты и виолончели. Эта тема похожа на песню- светлую, весёлую и энергичную.

А теперь мы ещё раз услышим темы героев сказки и попробуем под музыку изобразить Птичку, Утку, Кошку, Волка и ворчливого Дедушку.

3. «Знакомство со сказкой «Петя и волк»

-Ранее мы с вами познакомились с различными инструментами, которые составляют вместе симфонический оркестр и теми инструментами, которые участвуют в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Каких персонажей этой сказки вы запомнили? Какие инструменты передают образы героев?- ответы детей.

- Да, необычность этой сказки в том, что она рассказана с помощью музыки, а у каждого героя есть свой музыкальный инструмент и своя тема. Флейта передаёт образ весёлой Птички, валторна- злого, хитрого Волка, фагот- образ Дедушки. Ну, а теперь будем слушать сказку.

4. Интегрированная непосредственно- образовательная деятельность по симф. Сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

Зал оформлен декорациями к сказке: домик, деревья, плетень с калиткой, приготовлены маски и элементы костюмов персонажей, расставлены столы с необходимыми принадлежностями для творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) Перед детьми иллюстрации к сказке «Петя и волк».

Ход н. о. д.

Звучит тема Пети из симфонической сказки, дети спокойно входят в зал. Педагог предлагает им сесть на стульчики возле стены. Проводится беседа на повтор и закрепление у детей знаний содержания прошлых встреч.

Какую симфоническую сказку мы с вами слушали? Кто её автор? Каких героев сказки вы запомнили? С помощью каких средств композитор сумел передать образ каждого героя?

- Рассмотрите иллюстрации и вспомните, что происходит с героями этой сказки?

Дети пересказывают сказку и с помощью взрослых учатся инсценировать её.

- А теперь подойдите к столам, выберите свою форму творчества и выполните какую- нибудь работу на тему сказки»Петя и волк».

В конце проводится презентация детьми своих работ, все работы помещаются на выставку»Мы рисуем музыку» в музыкальном зале.

5. Заключительная непосредственно- образовательная деятельность в рамках проекта «Его Величество Оркестр»

Цель:закрепить знания детей об инструментах симфонического оркестра, Завершить знакомство со сказкой»Петя и волк», развивать навыки передачи музыкального образа в движении, навыки актёрского мастерства.

Ход н. о. д.

Звучит тема Пети из симфонич. сказки Пкетя и волк», дети свободно входят в зал.

- На протяжении уже нескольких наших с вами встреч,я знакомила вас с инструментами симфонического оркестра и муз. сказкой С. Прокофьева. Подскажите мне её название?

Дети: «Петя и волк».

-В чем необычность этой сказки? Каких героев вы помните? Какие инструменты передают их образы?

Ответы детей.

-Подойдите ближе к выставке и рассмотрите свои работы, давайте попробуем по ним пересказать содержание сказки.

Беседа по содержанию, пересказ по иллюстрациям, рисункам, работам из пластилина и бумаги.

«Весёлый музыкант» м. А. Филиппенко- песня- инсценировка.

-Знакомясь со сказкой «Петя и волк», мы узнали, что такое симфонический оркестр, какие группы инструментов в нём участвуют и кто ими руководит, но есть и другие виды оркестра.

Педагог кратко рассказывает о духовом оркестре, джазовом, оркестре нар. инструментов, показывает иллюстрации, дети слушают муз. фрагменты в исполнении этих оркестров.

После беседы проводится драматизация сказки, но темы героев звучат в джазовой интерпретации.

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Космос»Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Его Величество-Оркестр» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Жога на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Его Величество-Оркестр»
Опубликовано: 18 января 2015 в 01:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД