Лучший педагог года

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Ольга Мельник
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н. И. Пирогов.

Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

формирование потребности в здоровом образе жизни;

формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

эстетическое развитие детей;

сотрудничество семьи и ДОУ

обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Цели.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи.

Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.

Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Основное содержание проекта.

Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки,, учреждений здравоохранения, редакции ТРК «Луч», общественных организаций.

1.

Давайте познакомимся

диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях;

изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье

тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы

2.

Как прекрасен этот мир. раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии

чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме,

этические беседы, совместные экскурсии, часы общения,, выставки, семейные чтения, семейные посиделки

3.

Берегите людей формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;

расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;

организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;

беседы,, семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.

4.

Здоровый образ жизни. формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

профилактика вредных привычек;

на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.

совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

5.

Учёба и труд рядом идут. формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.

беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры,, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т. д.

6.

Я - россиянин. воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям

поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

экскурсии в храм,, музеи, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями,, просмотр и обсуждение фильмов, и т. д.

Литература.

1. Азбука нравственного воспитания : Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М. : Просвещение, 1997;

2. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М. : Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А. Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;

8. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания/ М. : Просвещение,1979;

9. Макаренко А. С. Книга для родителей. / - М. : «Педагогика», 1988;

10. Орехов Д. Святые места России. -С-Пб. : Издательский дом «Новый проспект», 1999;

11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М. : Издательский дом «Покров», 2004;

12. Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы. -М. : Глобус, 2007;

13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. https://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;

15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск. : Издательство «Русь», 2007;

16. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения/ М. : «Педагогика», 1988;

17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А. И. Маляревский. https://pedagog.eparhia.ru/

Цели проекта :

• Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

• Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.

• Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.

•. Снижение уровня агрессивности, заболеваемости

• Повышение значения семейных ценностей.

• Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

Участники реализации проекта

• Дети.

• Педагоги.

• Родители.

• Социум.

Планируемые результаты

Обучающиеся имеют представления:

• о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

• о духовных и нравственных ценностях;

• о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

• знакомы с историей и культурой своей страны;

• умеют беречь и поддерживать красоту;

• проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

• верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

• стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;

воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравсивенное воспитание дошкольников Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление уголков группыДуховно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление уголков группы Добрый вечер, коллеги! Важнейшей, базисной характеристикой личности является духовно-нравственное воспитание детей. О духовно-нравственном.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы) Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№313 Борисовой Елены Анатольевны Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет)Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет) 17 декабря 2015г. в МБДОУ «Детский сад №14» состоялся семинар для воспитателей Городецкого муниципального района в рамках сетевой модели.

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, городу, в котором мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для воспитателей Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 22:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мельник на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД