Папки-передвижки

Проект для подготовительной группы «Научные забавы» (3 фото)

Анна Внукова
Проект для подготовительной группы «Научные забавы»

Паспорт проекта

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

Публикация «Проект для подготовительной группы „Научные забавы“» размещена в разделах

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности

Актуальность:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения, дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности.

Условия и сроки реализации:

Участники проекта: воспитатели, дети.

Целевая группа: дети подготовительной группы и их родители.

Вид проекта: творческо-исследовательский

Тип проекта: краткосрочный (3 месяца) октябрь - декабрь 2018 г.

Структура детского экспериментирования:

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до ООД);

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

Уточнение плана исследования;

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования);

Распределение детей на группы;

Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Ожидаемые результаты:

-созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Дети:

- имеют представления об окружающем мире;

- у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

Родители:

- заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

- включены в процесс сбора информации, наглядного материала.

Этапы реализации проекта:

Первый этап.

Подготовительный

(организационный) Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе

Второй этап.

Выполнение проекта. Формы и методы реализации проекта. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту;

Методы моделирования ситуации;

Словесные методы (беседы);

Прогулки, наблюдения;

Наглядные методы (показ способов действия);

Косвенные методы (побуждение к самостоятельной деятельности);

Практические методы (изготовление вулкана, острова);

Игровые методы (применение всех видов игр: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, ситуативные);

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Третий этап.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Продукт проекта – макет вулкана, выставка рисунков на тему «Мой научный опыт дома»

Содержание и предполагаемый продукт проекта:

Работа с детьми

Название мероприятия

Срок

Пособие, материал

Цель

Знакомство с центром экспериментирования приборами, атрибутами.

Октябрь

«Приборы – помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

Опыты

Беседы

Природный материал – песок и глина «Свойства песка»

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Постройки из песка на участке

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Опыты

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Наблюдения

Беседы

Ноябрь

«Воздух везде»

(воздушные шариками, пакеты)

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Рассказ о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Знакомство с магнитом.

Опыты с магнитом

«Как достать скрепку?»

«Хочу все знать о магните»

(разные магниты, скрепки, крупа – пшено)

Рисование простых схем

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, в опытно-экспериментальной деятельности

Познакомить с магнитом.

Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Знакомство с природными явлениями – вулканами.

Беседы

Презентация "Вулканы"

Сюжетно-ролевые игры Декабрь «Хочу все знать о вулканах»

Формирование представлений о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

Опыты

«Макет - вулкан».

Извержение вулкана.

На примере макета вулкана показать механизм его действия

Помочь сделать вывод, о том, что можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

Сентябрь -

октябрь

Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

Дополнить и обновить имеющийся материал.

Ноябрь

Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях. «Лаборатория» в домашних условиях.

Памятки для родителей

Декабрь

Формировать представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком дома

«Научная забава дома»

Работа с воспитателями

Трансляция опыта работы с детьми по исследовательской деятельности

Презентация «Итоги учебного года»

Ресурсное обеспечение проекта.

Центр экспериментирования:

• приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т. д.);

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;

• природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т. д.);

• утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т. д.);

• технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д.);

• разные виды бумаги;

• красители: пищевые и непищевые;

• медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.);

• прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).

Методические материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– конспекты ООД по ознакомлению детей с природой;

– картотека опытов;

– карточки-схемы;

– методическая литература и тд.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, песок, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейка, спички, нитки. Пуговицы разного размера, булавки, соломинки для коктейля.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Выв

Проект для подготовительной группы «Научные забавы»

д:

Проведенная работа по ознакомлению детей с профессией - ветеринар дала положительный результат. Дети активно проявляют познавательный интерес к представителям профессии ветеринар, что способствует развитию нравственных качеств детей.

Анализ проведенного проекта:

Что удивило, понравилось или не понравилось?

• Детям было интересно, проявляли инициативу в изготовлении макета.

• В сюжетно-ролевых играх «Спасатели», «Мы-геологи» - наблюдалось развитие сюжета.

Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

• Заинтересованность некоторых родителей в реализации нашего проекта. Так, мама Маши Ф. с удовольствием участвовала в нашем проекте.

Чему уделить внимание в следующий раз?

• Привлекать других родителей к сотрудничеству в проектной деятельности.

Фото «Научные забавы»
Проект для подготовительной группы - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет «Научные опыты»Фотоотчет «Научные опыты» У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и.

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зима. Зимние забавы.» Образовательные задачи: - обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах; - активизация и расширение словаря за счёт слов-действий,.

Краткосрочный проект «Научные открытия» Ежегодно в России в начале февраля отмечается День науки. В преддверии этого праздника, мы в своей подготовительной группе «СКАЗКА», запланировали.

Опыт работы «Мини-лаборатория «Научные забавы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию Мини- лабораторию «Научные забавы». Свое выступление хочу начать со слов великого.

Конспект занятия «Научные факты для рассказа детям» Интересные научные факты для детей Некоторые родители говорят малышу: «Ты – свет моей жизни». Но знаете ли вы, что если бы вы были светом,.

Научные исследования о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены.

Осеннее тематическое развлечение для детей подготовительной группы «Осенние забавы» Осеннее тематическое развлечение для детей подготовительной группы «Осенние забавы» Цели и задачи: • Содействовать гармоничному физическому.

Проект зимних каникул «Зимние игры и забавы» в подготовительной группе Актуальность: После новогодних праздников детям тяжело сразу включиться в учебный процесс. Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное.

Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы» для подготовительной группы Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы» для подготовительной группы. Под музыку дети выходят на спортивную площадку, выстраиваются.

Зимний спортивный досуг для детей подготовительной группы «Зимние забавы» Зимний спортивный досуг для детей подготовительной группы «Зимние забавы». Цели: Прививать любовь к спорту и физической культуре; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для подготовительной группы «Научные забавы»
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 16:37
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД