Папки-передвижки

Проект по речевому развитию «Скороговорка» для детей старшей группы

Личманова Татьяна
Проект по речевому развитию «Скороговорка» для детей старшей группы

Проект по речевому развитию для детей старшей группы

Введение.

Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка формируются эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по воображению. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Роль скороговорок, как речевого материала, велика и справедлива. Мысль Максакова А. И. о том, что «скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который способен воспроизводить все звуки родного языка».

Публикация «Проект по речевому развитию „Скороговорка“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Разрабатывая данный проект, у меня возник вопрос: «Что такое скороговорки, и какую пользу они приносят?» Скороговорки представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов. Скороговорки бывают разные : простые и сложные, веселые и смешные. С давних пор они создавались для забавы детей. Произношение скороговорок улучшает подвижность языка, развивает внимание. Это своеобразный речевой тренажер.

Проблема исследования – каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Объект исследования – скороговорки.

Цель исследования - проанализировать информацию о скороговорках и выяснить их роль в развитии речи, в правильном её произношении.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Научиться работать над скороговорками.

3. Составить памятку по заучиванию скороговорок

4. Проверить на практике эффективность употребления скороговорок в улучшении качества речи дошкольников.

Гипотеза – если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение за речью воспитанников

Тип проекта : коррекционно-познавательный.

Продолжительность: долгосрочный – 6 месяцев.

Участники проекта : дети и воспитатели старшей группы, родители, логопед.

Выявление проблемы: недостатки в развитии речи, дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.

Цель: развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

Задачи:

1. Закреплять навыки звукопроизношения, воспитывать красивую и правильную речь:

- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;

- продолжать работу по формированию выразительности речи;

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать артистические способности;

2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада, развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивать умения детей работать в группе.

Актуальность проекта

В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказываются на их эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес. В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству.

Формы работы с детьми: беседа о видах устного народного творчества, знакомство с жанром скороговорки, заучивание скороговорок, пополнение книжного уголка «Любимые скороговорки», логоритмика «Покажем скороговорку», разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке, сочинение скороговорок.

Ожидаемый результат проекта :

- улучшение состояния дикции у детей;

- повышение интереса к устному народному творчеству;

-активное участие родителей в развитии творческих и познавательных способностей детей;

- укрепление сотрудничества педагога и семей в нравственном воспитании дошкольников, базирующихся на исторически сложившихся народных традициях.

Этапы реализации проекта :

1 этап. «Организационно – подготовительный»

Выбор темы: изучение методики работы со скороговорками.

Сбор информации:

1. Что такое скороговорки?

2. Виды скороговорок?

Как лучше запомнить скороговорки?

Оформление информации.

Разработать методички с пошаговыми этапами проговаривания скороговорок. Картотека скороговорок.

Информационные стенды для родителей.

Папки передвижки.

2 этап. «Основной – практический»

Работа с детьми: беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок, оформление мини-книг «Любимые скороговорки», проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку», разгадывание скороговорок, придумывание рассказов по скороговорке, сочинение скороговорок.

Познавательно – речевая деятельность :

Конкурсы «Лучший чтец скороговорки», «Гонки скороговорок».

Продуктивная деятельность:

Рисование скороговорок «Чтобы четко говорить, надо все изобразить».

Аппликация «Моя любимая скороговорка».

Театральная деятельность: Инсценировка – большинство скороговорок взято из жизни, их легко отразить.

Пальчиковый театр – конкурс скороговорок среди героев сказок.

«Теремок» - а ты умеешь красиво говорить? Иди к нам жить!

«Колобок» - не ешь меня, я научу тебя красиво говорить.

Театр эмоций – рассказывание скороговорок как весельчак, грустный человек, злой.

Двигательная деятельность:

Упражнения с мячом – передача мяча друг другу с проговариванием скороговорки (подкидывание, отбивание от пола).

Массажные дорожки.

Работа с родителями

Мастер – класс «Ворох скороговорок».

Совместное рисование родителей с детьми «Любимая скороговорка».

Сочиним свои скороговорки «Домашняя скороговорка».

Выставка «Домашняя библиотека по скороговоркам».

3 этап «Заключительный»

Итоговое мероприятие «Апрельский каламбур» изготовление книжек-самоделок с рисунками «Веселые скороговорки».

Глава 1. История появления скороговорок.

Происхождение скороговорок. Если обратить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно заметить, что скороговорок в них представлено немного. Особенно это заметно при сравнении с количеством, к примеру, пословиц, загадок либо произведений иных жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия "скороговорка". На основании некоторого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно сделать вывод, что появились они очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Очень часто смысловое значение скороговорки включает в себя пословицу.

Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром.

Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что очень нравится детям и делает скороговорки познавательными. Скороговорки в виде коротких стишков помогают развивать и совершенствовать память детей, тренируют речь.

Скороговорки представляют собой некий речевой тренажер, возможностями которого не стоит пренебрегать. Тренировки можно начинать с самого раннего возраста, однако, при этом учитывая уровень владения речью, возраст ребенка, его психологические особенности и другие факторы. От этого зависит подбор материала для использования, понятного и доступного для конкретного ребенка.

Для детей младшего возраста подойдут скороговорки рифмованные, с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Для детей более старшего возраста можно подбирать скороговорки, напоминающие мини истории.

Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Что дошколята любят больше всего на свете? Правильно – играть! Они способны превратить в игру любое занятие – даже самое серьёзное. Я думаю, детям очень понравится тренировать свой язычок.

Проговаривание скороговорок и разучивание считалок – не просто способ научиться говорить правильно и красиво, но любимая детская забава. Несложный, ритмичный, часто шуточный текст построен на сочетании трудных звуков. И повторять рифмованные строчки можно в разных темпах: медленном, умеренном и быстром.

Разнообразие скороговорок. Если анализировать все скороговорки, которые собрал в своих трудах В. Даль, то сразу можно отметить, что их диапазон довольно широк. Классифицируются они по разным признакам. К примеру, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для речи в зависимости от построения можно использовать произведения на одном звуке либо на нескольких. Такие тексты очень часто используют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения занятий с детьми, у которых необходимо отработать постановку определённого звука. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.

Схожесть скороговорок с прочими жанрами народного творчества. При изучении скороговорок, как полноценного жанра народного творчества был сделан вывод, что по своему содержанию и строению они похожи на некоторые иные разновидности народного творчества. При тщательном рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Описанные выше заключения были сделаны на основании сравнения трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некоторые тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.

Авторские скороговорки. В двадцатом веке было отмечено весьма интересное явление – появились авторские русские скороговорки. Специалисты, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. К примеру, автором всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин посвятил данной тематике отдельный раздел своей книги. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно найти много народных скороговорок, которые полностью совпадают с авторскими текстами. В настоящее время некоторые скороговорки в сборниках представлены с указанием имени конкретного автора, а есть и такие, которые до сих пор публикуются как народные.

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.

Когда и кем были придуманы скороговорки для развития речи, на данный момент уже не особо важно. Но одно действительно ясно, что эти короткие и в то же время забавные стишки с различными труднопроизносимыми звуками стали частью народного фольклора во многих странах. Эти маленькие стишки берут в свое вооружение учителя, логопеды, родители и воспитатели.

Глава 2. Значение скороговорок для развития речи.

Дефекты, связанные с произношением слов, всегда были и остаются проблемой многих людей. Часто говорят: «Каша во рту!» – это значит, что человек говорит настолько неразборчиво, что понять его трудно. Бороться с этой напастью необходимо с самого раннего детства. Существует много разнообразных методов, и один из них – применение скороговорок для развития речи.

В чем польза скороговорок? Если заниматься проговариванием скороговорок с детства, велик шанс свести к минимуму возможные проблемы с речью и произнесением тех или иных букв. Скороговорки помогают научиться говорить правильно и четко, не шепелявя, не картавя, не проглатывая окончаний. Их оттого и зовут чистоговорками, что они дают возможность овладеть чистой речью

Вряд ли найдется родитель и воспитатель, который не захочет, чтобы его ребенок или воспитанник говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От этого зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Поэтому, необходимо учить детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только им, детям, но и нам, взрослым!

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут совместного с ребенком времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке. Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

Поэтому, выбирая детские скороговорки для развития речи, следует ориентироваться на следующие критерии: возраст ребенка (для самых маленьких отбирать самые простые и смешные, для тех, кто постарше – посложнее) и те звуки, которые необходимо тренировать. Не стоит подсовывать детям все подряд, «лишь бы занимался». Скороговорки для развития речи и дикции детей надо использовать разумно, процесс должен давать результат, желаемый не только родителями, но и самими детьми.

Глава 3. Методика занятий по разучиванию скороговорок

Методика работы со скороговорками достаточно известна : начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово :

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово.

После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации занятий с использованием текстов этого жанра. Первый шаг изучения любой скороговорки – ее отчетливое произношение и понимание смысла текста пока без учета скорости. Второй шаг – заучивание текста скороговорки, а затем – тренировка в проговаривании с ускорением темпа речи. Забавные картинки помогут ребенку быстрее запомнить текст. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у детей интерес к подобным занятиям и желание заниматься. В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания. Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку необходимо продолжать до тех пор, пока все звуки не будут произнесены правильно и разборчиво. Последним этапом разучивания станет произношение текста без запинок.

Скороговорки для развития речи следует произносить в 3 разных темпах: медленном, среднем и быстром. При этом нужно следить за четкостью при произношении каждого отдельного звука. Если определенный звук вызывает проблему в произношении, то необходимо работать над скороговорками, где часто встречается этот звук.

Такие тренировки будут способствовать не только развитию речи, но и улучшению качества дикции, как у взрослых, так и у детей. Эти стишки помогут научиться быстро, менять положение органов артикуляции при произношении трудных звуков и словосочетаний. Скороговорки также могут быть полезны для тренировки тех звуков, которые каждый может произнести верно, но в речи они практически не используются. Скороговорки для улучшения дикции и развития речи, содержащие забавные предложения, останутся в памяти гораздо дольше.

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5. Теперь проговори скороговорку шё потом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее (не менее пяти раз).

Способы работы с детскими скороговорками

Существует множество интересных и занимательных форм организации деятельности детей по изучению и заучиванию скороговорок. К примеру, многим детям нравится учить скороговорки следующим образом : взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот способ интересен присутствием игрового элемента с использованием мяча. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определё нное условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок подряд». Это научит его работать на результат. Через некоторое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтобы закрепить навык. Взрослым хотелось бы настоятельно порекомендовать проводить занятия с детьми по заучиванию скороговорок регулярно. Для детей младшего возраста подойдут скороговорки рифмованные, с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Для детей старшего возраста можно подбирать скороговорки, напоминающие мини истории. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Систематические упражнения в правильном произношении будут способствовать формированию речевого аппарата, а также всестороннему развитию детской личности.

Скороговорки представляют собой некий речевой тренажер, возможностями которого не стоит пренебрегать. Тренировки можно начинать с самого раннего возраста, однако, при этом учитывая уровень владения речью, возраст ребенка, его психологические особенности и другие факторы. От этого зависит подбор материала для использования, понятного и доступного для конкретного ребенка.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако, развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Примеры приведены в приложении.

Заключение

В начале моей исследовательской работы была поставлена проблема – выяснить, каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи дошкольников.

Изучив литературу по данной теме, на сайтах посетив несколько занятий кружка «Развитие речи», я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.

Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи, во-вторых, тренируют память, в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту». Проведенные наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Ежинька и белочка» Программное содержание: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на поисковые вопросы педагога, объяснять непонятные детям слова,.

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы Задачи: воспитывать интерес к составлению рассказа по картине; учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Педагогический проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Кто в теремочке живет?» с детьми средней группыПедагогический проект по речевому и художественно-эстетическому развитию «Кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Тема «Кто в теремочке живет?» Актуальность Актуальность проекта обусловлена необходимостью продолжать речевое развитие детей, обогащать.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:

Публикация Проект по речевому развитию «Скороговорка» для детей старшей группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Личманова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект по речевому развитию «Скороговорка» для детей старшей группы
Опубликовано: 25 сентября 2022 в 11:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД