Лучший педагог года

Проект «Мы познаем мир» для детей младшей группы

наталья казанцева
Проект «Мы познаем мир» для детей младшей группы

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в ДОУ экспериментирование применяется редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. В экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности.

Публикация «Проект „Мы познаем мир“ для детей младшей группы» размещена в разделах

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, пробуют языком в сильный мороз сосульки и т. д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель проекта : развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.

4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.

5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта : информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).

Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта :

• проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;

• развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

• проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;

• проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;

• качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

• формулирование проблемы;

• определение актуальности, цели и задач;

• подбор методической и художественной литературы;

• подбор опытов по данному возрасту;

• подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

• организация предметно-развивающей среды,

• проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,

• индивидуальная работа с детьми,

• самостоятельная экспериментальная деятельность,

• подвижные игры,

• чтение художественной литературы,

• беседы,

• продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды Содержание

Интеграция к. п. :

– практики игрового взаимодействия,

познания мира и самопознания,

коммуникативные практики Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/ упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т. д.»

Проблемные ситуации:

• «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»

«Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды Содержание

– Интеграция к. п. :

познания мира и самопознания,

– свободные практики детской деятельности,

– коммуникативные практики,

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей»,

«Морской бой»,

«Запираем воздух в шарик»,

«Движение воздуха»,

• «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,

«У воды нет вкуса и запаха»,

«Прозрачная вода»,

«Пар тоже вода»,

«Вода без формы»,

«Вода бывает холодной, теплой, горячей»,

«Как убедиться что вода прозрачная»

«Бумага и вода»,

«Сравнение бумаги»,

«Может ли бумага быть опасной»

«Лёгкий – тяжёлый»

• Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

«Умный нос»,

«Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

• Игра – опыт со снежинками

Исследование:

«Что в коробке?», «Что в пакете?»

«Прокати шарик»

• Эксперимент «Послушный ветерок»

Речевое развитие

Культурные практики

Виды Содержание

Интеграция к. п. :

– коммуникативные практики,

познания мира и самопознания

Беседы:

«Волшебный воздух»

«Что ты знаешь о себе»

«Зачем нужна вода?»

«Что бывает из бумаги»

«О значении света»

Чтение:

• стихотворение «Воздух»

• Пермяк Е. «Про нос и язык».

• Бойко Т. «Солнышко»

• Сказка «В гостях у солнышка»

• Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»

• К. Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

«На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»

«В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды Содержание

Интеграция к. п. :

познания мира и – самопознания,

– свободные практики детской деятельности

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики

Виды Содержание

Интеграция к. п. :

– здорового образа жизни,

– практики игрового взаимодействия

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

• «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»

• Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два.».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/ п: «Холодно-жарко».

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды Содержание

Интеграция к. п. :

познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики Ознакомление родителей с целью проекта и видами совместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

• проводят дома с детьми простые опыты.

• изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Распределение деятельности по центрам активности

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки.

Результаты реализации проекта (итог) :

Расширилось содержание культурных практик детей :

• проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

• возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности

• проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.

• активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.

проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»

• оформлена картотека опытов для практической деятельности.

• организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень литературы:

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

3. Дыбина О. В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.).-М. :ТЦ «Сфера», 2001.

4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.

6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт. М. В Корепанова - доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

9. Рыжова Н. Н. А. Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

10. Смирнов Ю. И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

Публикации по теме:

Педагогический проект для детей младшей группы «Формула Здоровья» Комитет образования Балаковского муниципального района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 «Ромашка».

Краткосрочный проект для детей первой младшей группы «Гусеница»Краткосрочный проект для детей первой младшей группы «Гусеница» .

Проект для детей первой младшей группы «Весна»Проект для детей первой младшей группы «Весна» Вид проекта: практико-ориентировочный. Участники: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: краткосрочный две недели Цели:.

Проект для детей младшей группы «Новогодняя сказка» Вид проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: две недели. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели.

Проект «Новый год на пороге» для детей второй младшей группыПроект «Новый год на пороге» для детей второй младшей группы Скоро Новый год и я решила разработать проект на эту тему. Данный проект разработан для детей в возрасте от 3 до 4 лет. В процессе работы.

Проект «Огород на подоконнике» для детей второй младшей группыПроект «Огород на подоконнике» для детей второй младшей группы Проект «Огород на подоконнике» (для детей 2 младшей группы) Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Вид проекта: долгосрочный.

Проект «Овощи» для детей второй младшей группыПроект «Овощи» для детей второй младшей группы Тип проекта: информационно – творческий. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители. Срок реализации: краткосрочный.

Проект для детей младшей группы «Скоро Новый год»Проект для детей младшей группы «Скоро Новый год» Проект для детей младшей группы «Скоро Новый год». Тип проекта: творческий Срок реализации: 1 месяц Участники: дети младшей группы, родители,.

Проект «Волшебное тесто» для детей второй младшей группыПроект «Волшебное тесто» для детей второй младшей группы Этот проект мы реализуем в этом году. Проект по тестопластике «Волшебное тесто» В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам,.

Экологический проект для детей II младшей группы «Огород на подоконнике»Экологический проект для детей II младшей группы «Огород на подоконнике» Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию экологический проект на тему: «Огород на подоконнике» во второй младшей группе. При разработке.

Публикация Проект «Мы познаем мир» для детей младшей группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем наталья казанцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Мы познаем мир» для детей младшей группы
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 19:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД