Лучший педагог года

Проект «Детский мир экономики»

Гашимова Ирада Ибрагимовна
Проект «Детский мир экономики»

Проект

Детский мир экономики

Средняя продолжительность

группа «Светлячки»

октябрь-декабрь

Воспитатели: Кинзерская О. В.

Гашимова И. И.

2023 г.

Паспорт проекта

Вид проекта среднесрочный

Тип проекта информационно-практико-ориентированный

Участники дети дошкольного возраста 6-7 лет, родители

Продолжительность 3 месяца

Срок реализации октябрь-декабрь 2022 г

Публикация «Проект „Детский мир экономики“» размещена в разделах

Приоритетная образовательная область социально-коммуникативная

Интеграция образовательных областей речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Используемые технологии информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии

Выход проекта Экономическая викторина, буклет «Бюджет семьи», участие в интернет-олимпиадах (воспитатели, дети)

Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия

ребенка с окружающим миром, его социализации.

Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленные на воспитание у ребенка бережливости,

сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в

отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка

правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему

стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и

взвешенные решения в будущем – это основные задачи, которые ставит перед собой современное образовательное учреждение.

Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая

грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной

жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые

помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей

дошкольного возраста, включает в себя использование блочной системы, реализация происходит посредством различных видов детской деятельности и технологий, что способствует формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников и социализации в обществе.

Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта :

Образовательные: сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость). Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Методы и формы работы:

Методы, повышающие познавательную активность:

• сравнение;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических проблем.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

• игровые;

• сюрпризы и моменты новизны.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

• сравнительный анализ,

• оценка,

• разъяснение,

• воображаемая ситуация,

• совместный поиск выхода из ситуации,

• проигрывание положительных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• приобретение знаний социально-экономического характера;

• приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

• получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

• развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

• применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

• повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

• участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

• повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;

• получение системы работы по формированию финансового опыта детей;

• повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Основные принципы проекта :

• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип прочности;

• принцип целенаправленности;

• принцип новизны;

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

План-график мероприятий

I этап

Предварительный

В начале работы над проектом нами было проведено анкетирование родителей и детей. Цель: выявить заинтересованность родителей в формировании финансовой культуры их детей и степень заинтересованности детей к данной теме.

По результатам анкеты РОДИТЕЛЕЙ можно сделать следующие выводы:

• 70% признают важность формирования финансовой культуры ребенка;

• 20% считают, что детям рано еще рассказывать о деньгах;

• 5% родителей не формируют у детей основы финансовой грамотности.

• 85% считают, что дети должны иметь карманные деньги.

Результаты анкетирования ДЕТЕЙ показали, что:

• 65% знают, что такое деньги;

• 65% знает, откуда берутся деньги;

• 85% не знает, что такое валюта, экономика, семейный бюджет;

• 60 % ответили, что умеют копить деньги.

Для достижения положительных результатов и для заинтересованности родителей и детей данным проектом, был разработан план работы, изучена методическая литература, проведен анализ методов трех вопросов.

Работа по проекту началась с создания плаката «Метод трех вопросов», благодаря которому были выявлены сильные и слабые стороны знаний детей по основам финансовой грамотности.

что мы знаем? что хотим узнать? как, где узнать?

*зачем нужны деньги

*нужно копить деньги

*некоторые валюты мира

*где хранятся деньги *как зарабатывать деньги

*что такое экономика

*что такое семейный бюджет

*как и где производят деньги *спросить у родителей

*спросить у воспитателей

*посмотреть мультфильмы

*почитать книги

*поиграть в игры

*посетить банк, магазин

Также был составлен примерный план работы на три месяца (план дополняется и изменяется в зависимости от хода проекта, знаний и интересов детей).

Октябрь

1. Беседа: «Что такое деньги».

2. Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.

3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.

5. Д / и «Угадай, где продаются».

6. НОД

Ноябрь

1. Разбор проблемных ситуаций.

2. Чтение экономических сказок.

3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

4. НОД.

5. Игра «Хочу-Надо». Кубик Блума.

6. Продуктивная деятельность: изготовление копилок.

Декабрь

1. Дидактическая игра «Семейный бюджет».

2. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

4. Рассказ воспитателя о семейном бюджете, о доходах и расходах.

5. НОД.

II этап

Основной

Сроки проведения Мероприятия Цель

октябрь Беседа «Что такое деньги?».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?».

Составление рассказов на тему: «Что значит быть бережливым».

НОД «Путешествие в Простоквашино»

Д / и «Угадай, где продаются».

Чтение экономических сказок.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

НОД «Деньги разные нужны».

Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средства платежа и накоплений.

Сформировать у детей понимание

важности процесса получения и расходования денежных средств.

Развивать умение правильно выражать свои мысли, использовать экономические термины.

Объяснить детям значения пословиц и поговорок, обсудить их смысл. Развивать любознательность.

Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.

Нарисовать свой магазин.

Воспитывать интерес к финансовой грамотности при помощи чтения художественной литературы.

Закрепить знания о деньгах; закреплять умения считать в пределах 10; воспитывать уважение к труду взрослых.

Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота». Придумать и создать свои деньги.

ноябрь Чтение и разбор проблемных ситуаций.

Чтение экономических сказок.

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

Аппликация «Моя копилка». Творческая работа «Моя копилка».

НОД «Семейный бюджет и расходы семьи».

Познавательная игра «Хочу-Надо». Кубик Блума.

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Находка».

Беседа о профессиях

Выступление на педсовете. Тема: Финансовая грамотность для дошкольников через дидактические игры. Научить детей мыслить логически, доказывать свою точку зрения

Воспитывать интерес к финансовой грамотности при помощи чтения художественной литературы.

Показать детям правильное отношение к цене, товару, рекламе.

Развивать творческое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к совместному творчеству ребенка и родителя. Изготовление копилки из любого материала.

Раскрыть сущность понятий «Семейный бюджет» и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия) и «Расход» (обязательный и необязательный).

Познакомить с экономической стороной понятий «хочу» и «надо»; дать детям понимание в чем разница между «хочу» и «надо»; узнать, что такое потребности. Развивать умение правильно выражать свои мысли.

Воспитывать у детей честность, порядочность, взаимопомощь.

Сформировать у детей интерес и уважение к различным профессиям.

Нарисовать свою любимую профессию.

Познакомить коллег с возможностями д/и для формирования основ финансовой грамотности дошкольников.

декабрь Д/и «Семейный бюджет».

Беседа о рекламе

Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

Экскурсия родителя с ребенком в магазин, банк.

Решение экономических задачек.

Подвижная игра «Мы – монетки».

НОД «Путешествие в сказочную страну Экономию».

Создание буклета «Наш семейный бюджет».

Участие в интернет-олимпиадах (воспитатели, дети). Формировать знания детей о доходах и расходах семьи. Воспитывать социально-нравственные качества.

Объяснить детям значение рекламы для товара. Воспитывать интерес к рекламной деятельности.

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки; пополнять словарный запас; учить детей давать полный ответ, опираясь на текст.

Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах. Развивать дружеские отношения между родителем и ребенком.

Сделать фото в магазине или в банке.

Учить детей решать экономические задачи при помощи математических действий.

Развивать внимательность, ловкость, умение играть в команде

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

Развитие творческих способностей. Воспитание интереса к проектной деятельности. Укреплять отношения между родителем и ребенком.

Создание буклета.

Проверить и закрепить знания по пройденным темам. Воспитывать интерес к конкурсам и олимпиадам.

Получение дипломов.

III этап заключительный

В ходе проектной деятельности были использованы следующие технологии:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе (физминутки, прогулки с родителями, гимнастика для глаз).

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Цель: развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления (решение проблемных вопросов («Кубик Блума», установление причинно-следственных связей (д/и «Семейный бюджет»).

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель: повысить качество образования, совершенствовать управление воспитательно-образовательным процессом (использование мобильного телефона, компьютера при просмотре мультфильмов, познавательных видео).

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Цель: обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов (беседы, сюжетно-ролевые игры, выставки детского творчества).

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка (интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, экономические игры).

На заключительном этапе была проведена игра-викторина по финансовой грамотности. Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Создана авторская дидактическая игра «Семейный бюджет». Цель: Формировать знания детей о доходах и расходах семьи. Воспитывать социально-нравственные качества.

Созданы картотеки: финансовые сказки, консультации для родителей, игры по финансовой грамотности для детей, сборник проблемных ситуаций, творческие работы детей.

Организовано участие детей и воспитателей в блиц-олимпиадах (онлайн) по финансовой грамотности. Цель: Проверить и закрепить знания детей по изученным темам. Проверить свой профессионализм.

Заключительная часть проекта

В результате реализации проекта мы выяснили, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, а практически некоторые не содействуют приобщению детей к миру экономики. Большинство считают своевременным и полезным развивать и воспитывать в детях качества, которые, впоследствии, сыграют важную роль для их социальной адаптации в обществе. А некоторые родители почти не уделяют внимания данному направлению в воспитании детей в силу разных причин: одни считают, что дети ещё малы, другие не представляют чему учить и какие качества воспитывать, третьим в силу занятости вообще нет времени вникать в это.

В результате проделанной работы, мы уверенны, что у воспитанников сформировалось первичное понимание финансово-экономических терминов, понимание взаимосвязи между деньгами и трудом, умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, что необходимо трудиться, помогать страшим.

Мы смогли заложить основы разумного финансового поведения, развили важные для жизни качества, как трудолюбие, уважение к себе, другим людям, своему и чужому труду, настойчивость, терпение. Все эти качества во многом предопределяют финансовое благополучие человека во взрослой жизни.

Все вышеуказанные формы работы способствовали и вовлечению родителей в систему работы по финансовой культуре детей.

Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой культуры и дала возможность добиться положительных результатов.

Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (валюта, товар, услуга и т. д., позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности и результативности проведенных мероприятий.

Список используемой литературы

Антонова Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018.

Галкина Л. Н. Экономика для детей : метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013.

Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018.

Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005.

А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.

А. В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие---Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.

Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7

Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

https://docs.edu.gov.ru/document/f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/download/1295/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/27/formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-doshkolnikov.html

https://infourok.ru/kartoteka-konspektov-organizovannoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-detej-5-7-let-5400340.html

https://ciur.ru/deb/deb_mc/pages/Методические%20разработки%20мероприятий%20по%20финансовой%20грамотности. pdf

https://fincult.info/upload/iblock/2c4/2c4d6c18363046e09c6561814284b7da.pdf

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/16/kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti-dlya

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/02/14/zamanchivyy-mir-reklamy-igra-reklamisty

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osnovy-finansovoi-gramotnosti.html

https://infourok.ru/proekt-azbuka-finansovoj-gramotnosti-4115314.html

https://dsumka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/11/25/1264946310/Kartoteka_konspektov_OOD_po_finansovoj_gramotnosti_dlya_detej_5-7_let.pdf

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-interesnie-fakti-iz-istorii-deneg-i-pokupok-v-vi-vekah-1894646.html)

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/10/proekt-po-formirovaniyu-finansovoy-gramotnosti-detey

https://koncpekt.ru/detskiy-sad/5091-proekt-azy-finansovoy-gramotnosti.html

https://dubsad.uoirbitmo.ru/upload/files/Программа%20по%20Финансовой%20грамотности%20Детки%20и%20Монетки. pdf

https://koiro.edu.ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnost-naseleniya/Сборник%20методических%20разработок_ФГ_ДО. pdf

Публикации по теме:

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Проект «Детский сад — цветущий сад»Проект «Детский сад — цветущий сад» Добрый вечер, дорогие коллеги. Представляю вашему вниманию проект. Проект "Детский сад-цветущий сад" на на премию "Наше Подмосковье". Категория.

Проект «Книга в детский сад»Проект «Книга в детский сад» Паспорт проекта: Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители воспитанников. Вид проекта:.

Проект «Мой любимый детский сад» Совместный проект детей и педагогов. ПРОБЛЕМА: каким я хочу видеть «Мой любимый детский сад». ЦЕЛЬ: создание эмоционально - положительного.

Проект «Наш любимый детский сад!» АКТУАЛЬНОСТЬ: Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник проводит большую часть времени. Для того.

Проект «Первый раз в детский сад»Проект «Первый раз в детский сад» Тема проекта: «Первый раз в детский сад». Вид проекта: социально-педагогический. Тип проекта: среднесрочный. Постановка проблемы: Проект.

Проект по ПДД «Безопасная дорога в детский сад»Проект по ПДД «Безопасная дорога в детский сад» Проект по ПДД Тема: «Безопасная дорога в детский сад» Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем. Значит, есть ради.

Проект «Мой любимый детский сад»Проект «Мой любимый детский сад» Проект по теме: «Мой любимый детский сад» АКТУАЛЬНОСТЬ Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник.

Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики» Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики"(Музыкальный зал оснащен сказочным замком,рекламой,магазинами,макетом банка).

Тематический альбом на липучках «Путешествие с Гномом-экономом в мир экономики»Тематический альбом на липучках «Путешествие с Гномом-экономом в мир экономики» В соответствии с учебной программой дошкольного образования Республики Беларусь со средней группы воспитанники знакомятся с основами экономической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детский мир экономики»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 20:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД