Получи документы

Проект «Чудесный мир народного творчества»

Валентина Самойленко
Проект «Чудесный мир народного творчества»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного направления развития воспитанников

№ 19 «Ивушка» города Буденновска Буденновского района»

Тема проекта

«Чудесный мир народного творчества»

Музыкальный руководитель:

Самойленко В. В.

2023 г.

Пояснительная записка

«Мудрость предков – зеркало для потомков». К. Д. Ушинский.

Публикация «Проект „Чудесный мир народного творчества“» размещена в разделах

Проблема: недостаточный, поверхностный интерес к устному народному творчеству.

Актуальность.

Старинные песни и пляски, игры и сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, потешки и прибаутки, заклички и считалки… Вс это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудростимире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым дн м самим становиться хоть чуточку лучше.

Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Е. А., Е. А. Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, является одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры, мы пришли к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор.

Таким образом, обогащающая роль традиционной народной культуры должна найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России. Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

Возраст детей 5-8 лет является наиболее сензитивным периодом для накопления и развития творческого и личностного потенциала.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии дошкольников. Главное сделать вхождение в мир фольклора желанным, интересным и занимательным.

В связи с этим разработан проект «Чудесный мир народного творчества», который позволит ребенку ближе познакомиться с истоками русской народной культуры.

Гипотеза. Развитие творческих способностей детей посредством фольклора будет эффективным при следующих условиях:

– учет возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

– системность, последовательность и целенаправленное использование фольклорного материала в образовательном процессе;

– создание комфортных психолого-педагогических условий,

способствующих формированию творческих способностей детей;

– обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Цель: развивать художественно-творческие и музыкальные способности детей, через приобщение к русской народной культуре. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

– развивать речевые, познавательные, музыкальные, творческие и коммуникативные способности детей;

– воспитывать у детей интерес и любовь к русской культуре;

– знакомить детей с народными песнями различных жанров (плясовые, шуточные, хороводные, лирические и др.);

– вовлекать родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским народным творчеством.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре будет проводиться с максимальным привлечением родителей к решению данной проблемы.

Новизна проекта заключается в эффективном использовании разнообразных фольклорных жанров в развитии музыкально-творческих способностей детей. Стратегия и механизмы реализации проекта.

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

– составление перспективного плана, конспектов НОД, мероприятий с

учетом возрастных особенностей воспитанников;

– анкетирование родителей по проблеме;

– нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых;

– обогащение мини-музея «Русская изба»;

– совместные формы работы с родителями воспитанников.

Формы работы: беседы, чтение художественной литературы, занятия в мини-музее «Русская изба», фольклорные календарные праздники, досуги, конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора; театрализованные представления (где в совокупности представлены различные жанры песенного и поэтического творчества, выставки детского и семейного творчества, экскурсии в детскую библиотеку, музей.

Продукт проекта : оформление фотоальбома «Русская изба-затеями полна».

Вид проекта.

По доминирующей деятельности: познавательно – творческий, игровой.

По количеству участников: групповой.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – апрель).

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители, музыкальный руководитель.

Охватываемые образовательные области: «социально -

коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение цели проекта.

Этапы реализации проекта :

Этапы Мероприятия

I этап

Подготовительный

Сентябрь - Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

- Постановка целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей.

- Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

- Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

- Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи в реализации проекта.

- Обогащение мини-музея «Русская изба».

II этап

Основной

Октябрь – март Практическая деятельность с детьми и родителями

(Реализация плана работы)

III этап –

заключительный Апрель - Оформление проектной папки.

- Проведение итогового мероприятия.

- Подведение итогов работы.

При реализации проекта были определены риски и возможные пути их разрешения.

Возможные риски проекта Способы их преодоления

1. Отсутствие интереса детей Использование инновационных форм и методов работы с детьми на игровой основе.

2. Слабая заинтересованность родителей воспитанников Мотивация через использование различных форм работы с семьей.

3. Возникновение дефицита времени при реализации проекта.

Задержка выполнения Анализ и корректировка дальнейшей работы. Четкое планирование задач на каждом этапе.

запланированных мероприятий

4. Дефицит методической литературы по данной

проблеме Использование интернет- ресурсов

План мероприятий по реализации проекта

Содержание деятельности

Дети Родители

Октябрь

Игра- развлечение «Веселушки у Петрушки» Консультация «Роль фольклора в

познавательном развитии детей»

Оформление папки-передвижки

«Народный календарь» (Осень)

Досуг «В хороводе были мы – лучше русской нет игры» Консультация «Хороводные игры»

Семейный праздник «Потешные посиделки»

Занятие по теме: «Шутку шутить – людей насмешить» Совместное изготовление с детьми поделок из овощей и фруктов

Фольклорная игра – викторина «От добрых дум, крепчает ум» Консультация «Музыкальное воспитание детей средствами фольклора»

Ноябрь

Праздник «Осенины- осени именины»

Конкурс семейного творчества «Осенний букет»

Праздник День матери «Мама – в этом слове солнце свет»

Декабрь

Занятие по теме: «Здравствуй, зимушка- зима!»

Досуг «Русская изба – затеями полна» Оформление папки - передвижки

«Народный календарь» (Зима)

Изготовление декораций к развлечениям

Занятие по теме: «Зима - не лето, в шубу одето!» Консультация «Роль фольклора в

развитии речи детей»

Праздник «Новый год на Руси»

Январь

Занятие по теме: «На пороге Коляда» Изготовление атрибутов и элементов костюмов к народным играм, хороводам

Праздник «Ой, зимушка – красавица, ребятам очень нравится»

Занятие по теме: «Русские

народные сказки о зиме» Папка-передвижка «Как приобщить

ребенка к русской народной культуре»

Игра- путешествие по зимним сказкам

Оформление выставки семейного творчества «Ах, сказка, сказка»

Февраль

Игра «Веселые музыканты» Консультация «Роль музыкального

фольклора в развитии творческих

способностей детей»

Праздник «Широкая масленица»

Папка – передвижка «Широкая мас «Посиделки в русской избе» леница»

Март

Праздник «Сороки – Встреча весны» Папка-передвижка календарь» (Весна) «Народный

Участие родителей в акции экологической

«Весну привечаем – игры

затеваем» Беседа о народных традициях праздниках и

Апрель

Праздник «Путешествие в страну Фольклора»

Развлечение «Смех да, веселье»

Отчет о работе проекта «Чудесный мир народного творчества»

Ожидаемые результаты: Для детей:

– развитие познавательных, музыкальных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре;

– сформированное чувство гордости за русский народ;

– сформированный устойчивый интерес к культуре русского народа.

Для педагогов:

– самореализация, повышение своего творческого потенциала;

– сформировано умение самостоятельно моделировать организационно- педагогическую деятельность, опираясь на знания и практические умения и навыки. Для родителей:

– создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;

– повышение компетентности родителей по теме проекта «Чудесный мир народного творчества»;

– участие семей воспитанников в образовательном процессе;

/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного направления развития воспитанников

№ 19 «Ивушка» города Буденновска Буденновского района»

Сценарий зимнего праздника

«Ой, зимушка – красавица, ребятам очень нравится»

Выполнила:

Муз. руководитель Самойленко В. В.

2023 г.

Задачи:

1. Развивать творческую активность, пополнять знания детей в области русского фольклора.

2. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

3. Укреплять здоровье детей, развивать двигательные умения и навыки детей: быстроту, силу, координацию, выносливость.

4. Создавать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое, бодрое настроение.

Оборудование: Мультимедиа, ТСО, снежки, лопатки, ледянки.

Игровой персонаж: Снеговик (воспитатель, Зима (ребенок старшей группы).

Ведущий: Воспитатель.

Ход праздника:

Вход детей в музыкальный зал под русскую народную песню.

Ведущий:

Начинаем зимний праздник,

Будут игры, будет смех,

И веселье, и забавы, Приготовлены для всех.

У Зимы есть свои ласки,

Есть чудесные деньки, Лыжи есть, салазки, Лед зеркальный и коньки! Хороша красой своею, Наша Зимушка- Зима,

На веселье и забавы, Собралась вся детвора.

Заводи честной народ наш веселый хоровод. (Слайды)

Хоровод «Как на тоненький ледок» Ребенок 1:

Пускай мороз и колется, Кусает за бочок. А в поле за околицей Простор широк!

Ребенок 2:

За речку, за рощу лети, лети сама Лыжная дорожка, русская зима! Звучит музыка. Появляется Зима Зима:

Я,- Зима белая,

Я,- Зима снежная,

Я,- Серебристая красавица-

Зима, ребятам нравится? Дети - Да!

Зима:

Будем веселиться!

Будем вместе весело кружиться! Танец «Зимушка-зима» (Слайды) Ведущий:

Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко,

Рот – дуга, и нос морковка, А два глаза – угольки, Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник.

Кто же это? (Снеговик) Входит Снеговик Снеговик:

Мне, ребята, можно к вам?

Я, веселый Снеговик,

К снегу, холоду привык,

Снеговик я непростой,

Любопытный, озорной

Знать хочу я,

Чем ребята занимаются зимой? (ответы детей)

Я, веселый Снеговик,

К играм с детства я привык, Надоело мне стоять, Хочу тоже я играть.

Ведущий:

День с утра пришел морозный,

Зимней ждали мы поры,

Санок звонкие полозья

С ледяной летят горы. (Слайды)

Игра «Кто быстрее доберется до Снеговика» (катание на ледянках) Снеговик:

Подбирайте – ка скорее Мои белые снежки. И подальше их бросайте, Покажите, как ловки.

Игра «Попади в цель»

Играют две команды детей.

Задание: Каждой команде забросить как можно больше снежков в ведро.

Ведущий загадывает загадку о валенках:

Теплые, удобные, ноги согревают.

Долго, долго по сугробам ходить позволяет.

Валенки так любимы нашим народом, что про них люди и песни поют, стихи рассказывают, не верите? Убедитесь сами! (Слайды) Танец «Валенки» Ведущий:

Ребята, я знаю, что вы любите зиму за веселые, задорные игры.

Сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Собери снег» (Слайды)

Дети делятся на 2 команды, на лопатках собирают снежки в корзину Ведущий:

Ну, молодцы, весело играли. А теперь бы песни спеть, да повеселее. В старину придумали частушки – короткие шутливые песни, припевки или коротушки, которые пели достаточно быстро под балалайку или гармонь. (Слайды) Ребенок:

Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно, Пропоем мы вам частушки просто замечательно.

Дети поют частушки о зиме. (Слайды)

1. Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь. Как гармошка, заиграет не могу я усидеть.

2. Станем, девочки, рядком да частушки пропоем. 3. Да и мы, пожалуй, станем, От подружек не отстанем.

4. Ах, зима, зима, зима, Русская красавица, Всех свела ты нас с ума, Зимушка нам нравится! 5. Кружат, кружат в хороводе Снежные красавицы.

Танцевальная метель Всем нам очень нравится!

6. Ах! Зима, зима, зима! Нарядила в снег дома,

И меня не позабыла – Шубу, шапку подарила.

7. Ах! Зима, зима, зима! Много снега принесла, А теперь зовет Мороз,

Чтоб щипал нам щеки, нос!

8. Ах! Зима, зима, зима! Все ты делаешь сама,

И морозишь и метешь, До весны не устаешь!

9. Из трубы дым вьется горький.

Разрисовано стекло.

Я качусь на санках с горки.

Мне не холодно, тепло!

Ведущий:

Ух, и мастит русский народ на веселье! С каким размахом гуляют на Руси- матушке: тут тебе и кулачные бои стенка на стенку, и катание с гор на санях, и купание в проруби – кто дальше выдержит, в буквальном смысле до посинения.

И много чего еще, удалого, такого, что дух захватывает.

Но неизменно самое большое изумление – это катание на русской тройке.

(Слайды) Ведущий:

Колокольчиком играя, Тройка русская летит!

На ходу сугроб взметая, Снег летит из – под копыт. Игра «Катание на тройках» Ведущий:

Вот и закончился наш веселый зимний праздник, который нам подарил нам радость, веселые затеи, увлекательные игры!

Песня «Русская зима» (Слайды)

Ведущий: У праздника есть начало, у праздника есть конец. Кто с нами играл и смеялся, тот был молодец.

Снеговик:

Молодцы, дети! Мне понравилось у вас на празднике. Примите от меня угощение.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону»Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону» 5 апреля 2019 года в нашем районном доме культуры проходила выставка «2019г. - год народного творчества на Дону». Про выставку узнала от.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

Фотозарисовки с фестиваля народного творчества «Балтийский вернисаж»Фотозарисовки с фестиваля народного творчества «Балтийский вернисаж» 15 и 16 июня в Калининграде состоялся открытый международный фестиваль народного творчества «Балтийский вернисаж», который собрал на своей.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Жеребцова В. Г., Мазакина.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Чудесный мир народного творчества» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Самойленко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Чудесный мир народного творчества»
Опубликовано: 25 января 2024 в 23:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД