МААМ-картинки

Проект «Что за чудо радуга»

Анастасия Лагунова
Проект «Что за чудо радуга»

Познавательно-исследовательский проект

на тему: «Что за чудо радуга»

Содержание

Введение…. 3

Основная часть:

1. Теоретическая часть…. 5

2. Практическая часть…10

Заключение….13

Список источников…14]

Введение

Стою и радуюсь: радуга, радуга!

Полоса - к полосе, линя – к линии:

Желтая, зелёная, красная, синяя…

Мне сказали, будто это-

Всё из солнечного света.

Если вместе их смешать,

Будет просто свет опять.

Публикация «Проект „Что за чудо радуга“» размещена в разделах

Мне говорят, что я любопытная, а я вовсе не любопытная, а любознательная, всем интересующаяся.

Этим летом, гуляя после дождя на улице, я увидела на небе радугу. И что удивительного, ведь радуга появилась тогда, когда ярко светило солнышко. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. У меня возникли вопросы: «Что же такое радуга? Как она появляется?»

Я решила провести свое исследование и узнать тайну появления чудо - радуги.

Гипотеза: я предположила, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Поставила перед собой такую цель: формирование знаний о понятии радуга, как она образуется и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Узнать, что такое радуга.

Выяснить условия появления радуги в природе.

Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Привлечь интерес детей в группе к данному исследованию.

Объект исследования: радуга.

Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях.

Методы исследования:

1. Опрос;

2. Изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме, чтение энциклопедий, просмотр познавательных телепрограмм.

3. Метод использования компьютерных технологий для обогащенья знаний о легендах, и верования связанные с радугой; значение слова радуга; виды радуги; опыты по созданию радуги; презентации работы «Что за чудо радуга!»

4. Экспериментирование с различными материалами (под

руководством взрослого).

Основная часть

1. Теоретическая часть

Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и я уже давно задумывалась над её природой. Мы с мамой ходили в библиотеку, и мама мне прочитала, что даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги: «Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая будет, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке»

Мама мне рассказала, что понятий радуга множество в различных словарях слово истолковывается по – разному, как например:

1. Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя. (Советский энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова)

2. Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.)

3. Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет. (По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)

4. Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга (По словарю В. Даля)

1.1. Легенды и верования, связанные с радугой

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. В те времена об оптике даже и не слышали. Потому люди придумывали мифы и легенды, а также существовало множество примет. Вот некоторые из них.

• В древнегреческой мифологии, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.

• В скандинавской мифологии радуга — это мост соединяющий мир людей и мир богов;

• В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли.

• В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.

• Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

1.2. Откуда берется радуга?

Изучив понятия и легенды о радуге, мне захотелось узнать всё таки, как и откуда появляется радуга. Благодаря нашей библиотеке и ресурсам интернета мы с мамой и Анастасией Александровной выяснили, что радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя.

Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Форма природной радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Полностью это атмосферное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с самолета.

Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом у другой радуги цвета полос располагаются в обратном порядке — верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя — красную.

Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.

1.3 Виды радуги

После получения всей информации в библиотеке и интернете, мы вместе с мамой посмотрели познавательный мультфильм про радугу, благодаря которому я узнала, что у такого не обычного явления природы, как радуга у неё есть виды, такие как:

1. Зимняя радуга

Зимняя радуга очень странное и необыкновенное явление. При сильно низкой температуре воздуха, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

2. Огнинная радуга

Для образования огненной радуги нужно, чтобы солнечные лучи свет проходили через перистые облака, когда солнце располагается на высоте около 58 градусов над горизонтом. Ещё одним неотъемлемым условием являются шестиугольные кристаллики льда (из которых состоят перистые облака, которые имеют форму листа и своими гранями должны быть параллельны земле. Когда свет проходит через вертикальную грань такого ледяного кристалла, он преломляется аналогично, как если бы он проходил через призму. При такой схеме солнечный свет преломляется и разделяется на спектр, который всеми цветами радуги «зажигает» перистые облака.

3. Лунная радуга или ночная радуга — это свет, отражаемый от поверхности Луны. Радуга от Луны намного тускнее, чем от Солнца, потому, что лунный свет не такой яркий, как солнечный. Это очень редкое природное явление.

Если наблюдать такую радугу невооруженным глазом, она может показаться бесцветной, поэтому её часто называют «белой». На нашей планете есть немного мест, где феномен ночных радуг повторяется часто. (Южная Америка, Австралия)

4. Белая радуга (туманная радуга)

Это явление возникает при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из наимельчайших капелек воды. Белую радугу можно увидеть, когда луч прожектора, расположенный сзади нас, освещает слабый туман перед нами. Даже уличный фонарь может создавать белую радугу, видимую на темном фоне ночного неба.

5.Перевёрнутая радуга

Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.

2. Практическая часть

Радуга – очень загадочное явление природы. Мне стало интересно, а можно ли получить радугу в домашних условиях?

За ответом я обратилась к воспитателю и к маме, и узнала, что получить радугу в домашних условиях можно разными способами. И мы решили вместе с мамой и Анастасией Александровной провести эти опыты дома.

ПОЛУЧЕНИЕ РАДУГИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Опыт 1. Искусственная радуга

Необходимый материал: ёмкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.

Ход опыта:

В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

Необходимый материал: ёмкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей, фонарик.

Ход опыта:

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.

Вывод: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон.

Опыт 3. Радуга.

Необходимый материал: CD- диск, белая бумага, фонарик.

Ход опыта:

1. Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть множество «радужных» узоров.

2. Возьмем диск и направим так, чтобы на него падали лучи солнечного света.

Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

Опыт №4 Получение белой радуги.

Этот опыт схож с опытом №1, но его можно проводить в тёмное время суток.

Ход опыта:

Возьмите контейнер, наполненный водой, прикрепите зеркальце, как в опыте №1, установите контейнер на ровную поверхность в любое удобное место. Посветите на зеркальце фонариком, в это время ребёнок с помощью белого листа будет ловить радугу. В результате вы увидите так называемую лунную радугу, насыщенность которой зависит от яркости источника света.

Вывод: Солнечные лучи глаз человек воспринимает как сплошной белый поток. Однако если луч проходит через призму (вода, роса, капли дождя, стекло, зеркало и т. д., то он преломляется и появляется радуга, представленная семью цветами спектра видимого излучения. В естественных условиях она имеет форму дуги или полукруга, в окрасе присутствуют фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый и красный цвета (от внутреннего края к внешнему).

После того, как у меня получилось получить радугу в домашних условиях, тогда я решила, что расскажу про радугу своей группе в детском саду.

Вместе с Анастасией Александровной, мы рассказали про радугу и некоторые дети, плохо знали цвета радуги, после этого мы решили нарисовать радугу и также решили показать несколько опытов по получению радуги в домашних условиях. Дети были в восторге.

Заключение

Выполнив свою познавательно- исследовательскую работу, я узнала и попробовала показать, что радуга – это не простое явление в природе, а очень сложный механизм.

Создание данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с компьютером и книжками, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, основывать итоги исследований.

Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, узнала какие виды радуги существуют и провела опыт над созданием радуги в домашних условиях.

Цель исследования достигнута, а поставленные задачи реализованы.

На своём примере я показала, что возможно создать радугу в домашних условиях, тем самым доказав выдвинутую в начале исследования гипотеза.

Список источников

1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.

2. Искусственная радуга / В. В. Майер, Р. В. Майер // Квант. – 1988. – № 6. – 48 – 50 с. 4. Что такое? Кто такой?: детская энциклопедия / Составитель В. А. Аденин «Педагогика –пресс» 1992.- т. 2 - 10 с.

3. Интернет ресурсы.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педагогическое общество России, 2005г.

5. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара: учебная литература, 2004г.

6. Что такое радуга? И. К. Белкин // Квант. – 1984. – № 12. – 20с.

Публикации по теме:

Стихотворение «Чудо радуга-дуга» "Чудо Радуга Дуга"Автор: Никитченко Татьяна НиколаевнаСтих для двух детей. Как же грустно мне сегодня, Эх, дождик льёт уж целый день.

Детский творческий проект «Поэтическая радуга»Детский творческий проект «Поэтическая радуга» 2018 год Проект подготовили: Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Наволоцкая С. Н., Кучина Т. В., Белозерцева Н. Ю., Савина.

Летний проект для детей 3–6 лет «Радуга детства»Летний проект для детей 3–6 лет «Радуга детства» Проект "Радуга детства" Тип проекта: Познавательный Вид проекта: Краткосрочный Возраст детей-участников: 3-6 лет Участники: педагоги, семьи.

Педагогический проект «Что за чудо эти сказки»Педагогический проект «Что за чудо эти сказки» Проблема: С развитием информационных технологий, загруженности родителей на работе, снизилась возможность чтения детям сказок, художественной.

Педагогический проект «Чудо-огород» Актуальность проекта Ранний возраст - самое благоприятное время для знакомства детей с окружающим миром. В этот период закладывается позитивное.

Познавательно-творческий проект «Радуга-дуга» (первая младшая группа)Познавательно-творческий проект «Радуга-дуга» (первая младшая группа) Паспорт проекта Тема проекта: «Радуга-дуга». Тип проекта: познавательно-творческий Цель проекта: Формирование представления о цветовом.

Проект «Чудо-огород»Проект «Чудо-огород» Тип проекта: познавательный, групповой, исследовательский, творческий. Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы,.

Проект «Волшебная чудо-снежинка»Проект «Волшебная чудо-снежинка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево Краткосрочный проект в средней группе.

Семейный экологический проект «Чудо-бутылка»Семейный экологический проект «Чудо-бутылка» Тема семейного экологического проекта: «Чудо-бутылка» Руководитель проекта: Бойко Мария Васильевна, воспитатель Дошкольная организация:.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Что за чудо радуга» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Лагунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Что за чудо радуга»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 14:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД