Получи документы

Проект «Что за чудные загадки»

Власенко Елена
Проект «Что за чудные загадки»

Тип проекта : информационно – практико-ориентированный.

Вид проекта : среднесрочный.

Сроки проведения: (январь- май 2018г.)

Цель проекта : познакомить детей с историей загадок и их видов.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта : сформированы и расширены представления детей о загадках и их видах. Развиты: речь, познавательный интерес, игровая деятельность.

Публикация «Проект „Что за чудные загадки“» размещена в разделах

Проблемы проекта : узнать как можно больше о загадках и истории их возникновения, различать виды загадок, вызвать интерес у детей к составлению загадок.

Актуальность темы:

Загадка – один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: «вопрос или задание, которое требует разгадки».

Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Задачи:

• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

• Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций.

• Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

• Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р. н. игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков

Содержание проекта :

1. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».

2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).

3. Цикл мероприятий по обучению составления загадок.

4. Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Ресурсное обеспечение проекта :

• Информационный ресурс

- интернет ресурсhttps://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.

- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957.

- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- №9

• Кадровый ресурс - воспитатель-Власенко Е. В., дети, родители.

Предполагаемые результаты:

- Дети знают историю возникновения загадки.

- Различают виды загадок.

- Проявляют интерес к составлению загадок.

- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Продукт проектной деятельности :

- Рисунки детей, поделки из пластилина.

- Копилка загадок.

- Копилка р. н. сказок, в которых присутствуют загадки.

- Детские книги загадок.

- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Направления реализации проекта :

- Совместная деятельность педагогов и детей.

- Взаимодействие педагогов.

- Взаимодействие с родителями.

Системная паутинка проекта

Структура проекта

Номер цикла.

Образовательные области.

Тема цикла.

Содержание цикла.

1.

«Социально-коммуникативное развитие» .«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения». Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Чтение р. н. с. «Мудрые ответы»

2.

«Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

«Знакомство с образными средствами в загадках». НОД «Какие бывают загадки.

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму»,

«Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже».

Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р. н. с.

Развлечение «Вечер загадок».

3.

«Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Обучение составлению загадок. Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?».

4.

«Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Открытое итоговое мероприятие для коллег.

Этапы реализации проекта

План реализации проекта

1. Этап

Организационный

(15-31 января) Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

Формы работы

Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Чтение р. н. с. «Мудрые ответы».

Время в режиме

Первая половина дня

Вторая половина дня

2. Этап

Подготовительный

(1-20 февраля) Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму»,

«Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок». Первая половина дня

Вторая половина дня

3. Этап

Практический (21 февраля-31 апреля) Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Совместные мероприятия с детьми (3 цикла) :

беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

НОД «Какие бывают загадки.

Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?». Первая половина дня

Вторая половина дня

4. Этап

Заключительный (1-30 мая) Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Отчет о реализации проекта.

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.

Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей «Помощница загадка».

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. Первая и вторая половина дня

План работы по реализации проекта

Тема

цикла Срок

реализации

Содержание

Задачи Взаимодействие

с

родителями

1. Этап

Организационный

1.

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения». (15-31 января) Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Чтение р. н. с. «Мудрые ответы». Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

Познакомить детей с понятием

«загадка».

Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).

Поиск информации о происхождении загадки.

Консультации, беседы.

2. Этап

Подготовительный

2.

«Знакомство с образными средствами в загадках». (1-20 февраля) НОД «Какие бывают загадки.

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму»,

«Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок». Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.

Показать значение и способы построения загадки,познакомить с языком загадки,

образными средствами

(рифмой, метафорами, олицетворением)

Формировать у детей образное воображение.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т. п.)

Разучивание с детьми загадок.

Подборка детских книг загадок.

3. Этап

Практический

3.

Обучение составления загадок. (21 февраля-31 марта) Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?». Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т. п.)

Разучивание с детьми загадок.

Помощь в создании копилки загадок.

4. Этап

Заключительный

4.

Итоговая организованная деятельность викторина: «Помощница загадка».

(1-30 мая) Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия.

Результат:

Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.

Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:

Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

Проявляют интерес, любознательность, активность.

Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактическая игра по физическому развитию «Отгадай, что спряталось» (загадки о летних видах спорта) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Информационно-исследовательский проект «Загадки природы: вулканы, землетрясения, цунами» Авторы проекта: Кайтан И. М. Шлекис О. А. Актуальность Мы всего лишь гости на планете Земля – одни из нас приходят, другие уходят, но мы.

Исследовательский проект «Загадки осени» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню. дай попробовать и я пойму» Китайская пословица Аналитико – прогностическое обоснование проекта.

Проект «Что притягивает магнит?» Актуальность проекта: Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который.

Проект «Что такое доброта?» Тема проекта: «Что такое доброта?» Вид проекта: социально-коммуникативный. Срок реализации проекта: 2 недели Участники проекта: дети второй.

Проект «Что такое вода?» Содержание проекта 1. Введение 2. Что такое вода 3. Состояния воды 4. Вода в природе 5. Способы очищения воды 6. Заключение 7. Список.

Проект «Что за чудные загадки» с детьми подготовительной группы Проект на тему: «Что за чудные загадки?» • Тип проекта - творческий • По времени - краткосрочный • По количеству участников - групповой.

Проект «Как научиться придумывать загадки?» (подготовительная группа) Проект «Как научиться придумывать загадки?»(подготовительная группа) Вид проекта: творческий Проблема: как научиться составлять загадки?.

Проект по экологии «Загадки луга» Автор проекта: Савина Я. В., воспитатель. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Чаще всего мы не замечаем, что нас окружает. Относимся ко всему как само.

Проект «Семья — что это?» Педагогический проект «Семья – что это?» Средняя группа № 3 «Золотая рыбка» общеразвивающей направленности Воспитатель: Телицына.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Что за чудные загадки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Власенко Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Что за чудные загадки»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 10:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД