Папки-передвижки

Проект «Бумага, ее качества и свойства» для детей среднего дошкольного возраста

Ольга Фефелова
Проект «Бумага, ее качества и свойства» для детей среднего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Проект : «Бумага, ее качества и свойства»

для детей среднего дошкольного возраста

Автор:

воспитатель высшей квалификационной категории Афанасьева С. А. ,

воспитатель высшей квалификационной категории Фефелова О. Ф.

с. Алтайское

2021

Содержание:

1. Краткая аннотация стр. 3

2. Паспорт проекта стр. 3

3. Актуальность стр. 4

Публикация «Проект „Бумага, ее качества и свойства“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Цель, задачи стр. 4

5. Этапы реализации проекта стр. 5

6. Планируемые результаты стр. 6

7. Содержание, формы и методы стр. 6

8. Планирование образовательной работы с детьми в рамках проекта стр. 7

9. Материально-техническое обеспечение стр. 7

10. Реализация проекта 8-11

11. Литература стр. 11-12

1. Краткая аннотация

    Проект разработан воспитателями Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  Алтайской средней школой «5 структурного подразделения «Детский сад «Сказка» с. Алтайского: Фефеловой Ольгой Фёдоровной и Афанасьевой Светланой Анатольевной. Он может быть использован, воспитателями дошкольных учреждений. В проекте участвовали воспитатели группы, дети 4-5лет, посещающие  среднюю группу. Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию представлений у детей о бумаге.  В проекте представлены конкретные методы и приёмы, способствующие накоплению и обогащению знаний детей о бумаге,  разных её видах, качествах.  В проекте использованы как традиционные, так и инновационные формы работы. Работа охватывает период с 01.02.2021 г. по 05.02 2021 г.

2. Паспорт проекта

Наименование проекта «Бумага, ее качества и свойства»

Тип проекта Познавательно-исследовательский, информационный

Краткосрочный - 5 дней (понедельник – пятница)

Назначение проекта Проект определяет основные направления, цель и задачи, также план действий по их реализации; направлен на познавательное развитие у детей

Направление реализации проекта развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Сроки реализации проекта 01.02. 2021 г. - 05.02.2021 г.

Объект проекта Группа «Весёлый улей» средний дошкольный возраст

Субъекты проекта Дети, воспитатели

Разработчики проекта Воспитатель высшей квалификационной категории Афанасьева Светлана Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории Фефелова Ольга Фёдоровна

Орган, ответственный за контроль реализации проекта Старший воспитатель высшей квалификационной категории Кузнецова Вера Александровна

3. Актуальность

Бумага – это доступный, распространенный и универсальный в работе с детьми материал. С раннего детства детей привлекает бумага : шуршит, её можно смять, порвать. Ребенок постоянно тянеться к бумаге, его интерес становится всё ярче. Дети рисуют на бумаге, делают аппликацию. Дети активно работают с бумагой, но недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Проведя опыты с бумагой, изучая ее способности и свойства, дети узнают много нового и интересного, расширяя свой кругозор.

По мнению О. В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, актуальность поднятой тематики, выбрали работу над проектом «Бумага, ее качества и свойства». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для наших детей.

4. Цель:

Создать условия для формирования и расширения представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательные:

- научить узнавать вещи, сделанные из бумаги;

- учить пользоваться предметами из бумаги по назначению;

- знать отличительные признаки бумаги

- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.

Развивающие:

-развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);

- заинтересовать детей работой с бумагой;

- развивать познавательный интерес детей,

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать любознательность детей.

5. Этапы реализации проекта

Этапы Срок Участники Содержание

1 этап

Организационно-

подготовительный 01.02.2021 г. Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ - определение темы;

- формирование цели, задачи;

- сбор информации литературы, дополнительного материала;

- подбор наглядно-дидактического материала;

- определение сроков реализации проекта;

- составление плана-схемы проекта;

- обсуждение проекта с воспитателем группы, специалистами ДОУ;

- формирование мотивационной готовности детей к участию в проектной деятельности;

- создание условий для реализации проекта.

2 этап

Основной

Практический 02.02. – 04.02.2021 г. Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ - реализация проекта;

- беседа о возникновении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги;

- Опыты с бумагой;

- чтение художественной литературы;

- оформление выставки участников конкурса «Такая разная бумага»

3 этап

Заключительный

Аналитический 05.02.2021г. Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ - подведение итогов работы с детьми по проблеме;

- анализ работы по проекту;

- презентация проекта.

6. Планируемые результаты

у детей :

- дети узнают историю создания бумаги;

- приобретут знания о свойствах и качествах  бумаги, что поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности);

- дети приобретут  опыт: в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их, в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности, в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

- улучшение показателей познавательного и речевого развития;

- формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.

7. Содержание, формы и методы

Основой содержания работы с детьми по проекту является ООП ДО «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей – «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планирование образовательной работы с детьми в рамках проекта осуществляется :

в организационной детской деятельности;

в ходе режимных моментов.

Формы и методы:

- беседа;

- чтение художественной литературы;

- игры;

-опыты.

Предполагаемый продукт проекта :

Выставка поделок детей «Такая разная бумага».

8. Планирование образовательной работы с детьми в рамках проекта

Беседа «История возникновения бумаги»

Рассматривание иллюстраций предметов, изготовленных из бумаги «Предметы из бумаги»

Экспериментальная деятельность Опыты:

«Свойства бумаги (рвется, мнется)

«Свойства бумаги, как впитывающая способность»

«Летающая бумага», «Тяжелая-легкая»

«Склеивание бумаги»

«Шуршащая или поющая бумага»

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок Стих:

«Лист бумаги» С. Михалков

Сказка:

«Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна

Дидактические игры Дидактические игры:

«Найди предмет, сделанный из бумаги»

Проведение выставки поделок из бумаги Выполнение поделок детьми из бумаги на выставку «Такая разная бумага»

9. Материально-технические ресурсы

1. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ и группы :

наглядный материал (иллюстрации, предметы и др.);

детская художественная и познавательная литература;

дидактические и словесные игры.

2. Информационные ресурсы: программно-методические материалы, дополнительная и справочная литература, дидактические игры, дидактический материал, интернет.

3. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера.

10. Реализация проекта

1 день

Беседа о возникновении бумаги

Дети узнали, что очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали.

И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу. Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Но прежде всего дети узнали – в лесу рубят дрова, бревна везут на фабрику.

Здесь их очищают, а затем дробят в машине-дробилке на мелкие кусочки. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу, Она и идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать.

Рассматривание иллюстраций предметов, изготовленных из бумаги

2 день

1. Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)

Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней

«Сминание» - (дети порванные кусочки скатывают в «снежки», а затем бросают в цель, складывают в корзину, склеивают-получают снеговик, цветы и т д.).

Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная – она легко рвется.

«Разрывание» (дети подбрасывают разорванную бумагу, представляя себе, что это кружат осенние листья в воздухе, пушинки, снежинки. Можно наклеить обрывки бумаги на белый лист бумаги и порадоваться том, что из этого получилось.

Цель этих игр – развивать моторную функцию рук, творческий потенциал, закреплять

свойства бумаги. Формировать привычку к труду.

2. Опыт: «Свойство бумаги, как впитывающая способность»

Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и расползается.

3. Опыт: «Склеивание бумаги»

Взять два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

4. Опыт: «Шуршащая или поющая бумага».

Для этого опыта надо взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

5. Опыт: «Летающая бумага», «Тяжелая–легкая»

Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

3 день

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения: «Лист бумаги» С. Михалков

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесешь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ты на стол?

Иль обратишься в протокол?

Или сомнет тебя поэт,

Бесплодно встретивший рассвет?

Нет, ждет тебя удел иной!

Однажды карандаш цветной

Пройдется по всему листу,

Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,

И красным будет пароход,

И чёрным будет в небе дым,

И солнце будет золотым!

Чтение сказки: «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна

Жил – был Стол. Старый дубовый письменный Стол. И был он так стар, что всегда охал и скрипел, когда открывались его многочисленные ящики, когда на него опирались и даже тогда, когда мягкая Тряпочка тихонько вытирала пыль. Но еще больше он ворчал, когда кто-нибудь из обитателей Стола начинал ерзать, стучать, шлепать по его уже не молодой спине. Но старик Стол был добр, глухо охая, приговаривал: «Ох, уж эта молодежь! Опять эта Ручка начала танцевать и Телефон вслед за ней подпрыгивать, ну а книжки, книжки. Вот в мои то годы!»

Как ни охал старик, не причитал, видно никто не слышал его среди дневных забот. Папки открывались и закрывались. Скапливались то на одном краю, то на другом, потом куда – то уходили, но появлялись новые, еще более объемные и шумные. Счетная машинка попискивала, телефоны позвякивали, книжки охали. Листы бумаги, ручки, карандаши, линейки, резинки все это ходило хороводом целый день, пока на Столе не зажигалась настольная лампа, и заботливая рука хозяина не раскладывала всех по своим местам.

Жил на этом Столе, в папке чистой белой бумаги, один Чистый Белый Листок. И был он не мал, ни велик, не широк, не узок, такой как все. Обыкновенный Чистый Белый Лист бумаги. Только был он большой фантазер и любил мечтать. Конечно, он был не одним мечтателем в толстой пачке бумаги. Другие тоже мечтали. Кто, чтобы на нем написали красивое праздничное приглашение, кто, мечтал стать важным документом, строгим распоряжением или указом. Другим грезились точные и верные расчеты, чтобы именно на них были открыты великие законы.

Но наш Листок думал не об этом. Ему мечталось, желалось, хотелось, чтобы на его белые чистые стороны легли ровными строками прекрасные стихи. Такова была его мечта.

Он очень боялся, чтобы чья-то небрежная рука не разрушила его мечту одним росчерком пера. Потому днем он никогда не высовывался из пачки ни одним уголком, ни одним краешком. Это вовсе не из-за того, что он боялся испортить свой внешний вид, нет. Он боялся, что его заметят. Он весь сжимался, казалось, он становился короче и уже, а бумага хуже. Ведь если его заметят и вытащат из папки, то на нем напишут… напишут что угодно, но только не стихи. Разве стихи могут рождаться среди такого вороха дел и бумаг.

День 4

Дидактические игры

«Найди предмет, сделанный из бумаги»

Дидактическая задача: упражнять в узнавании предметов по описанию сделанные из бумаги.

Игровые правила: действовать по сигналу, согласовывать свои действия с текстом воспитателя.

Игровое действие: собрать предметы, сделанные из бумаги.

День 5

Выполнение поделок детьми из бумаги на выставку «Такая разная бумага»

Конструирование «Лодочка»

Закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку, формируется у детей желание выполнять действия с бумагой

3 этап — итоговый:

- обобщение результатов работы в виде оформления выставки работ детей «Такая разная бумага»

Результат:

В процессе взаимодействия педагог – дети в реализации проекта :

- овладели знаниями о свойствах бумаги.

- начали проявлять познавательный интерес к бумаге;

- приобрели знания о свойствах и качествах бумаги, что поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности);

- дети приобрели опыт: в исследовательской деятельности, в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности, в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;

- начали проявлять бережное отношение к бумаге, тем самым беречь нашу природу;

- научились придумывать игры с бумагой.

11. Литература

1. Агапова, И. 200 лучших игрушек из бумаги и картона / И. Агапова, М. Давыдова. - М. : Лада, 2019. - 256 c

2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 2008. - 224 с.

3. Н. Е Вераксы, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012.

4. Гусакова М. А. Аппликация – М. : Просвещение 2007г.

5. Грибовская, А. А. Аппликация в детском саду /А. А. Грибовская. - М. : Скрипторий, 2010. - 16 с.

6. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002

7. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика - синтез, М, 2011

8. Конощук С. В. Фантазии круглый год – М. : Обруч, 2011г.

9. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. -М. :Сфера,2006.

10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. –М. : Мозаика-Синтез, 2005.

11. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007.

12. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,9, 11 - 1999г., Гусакова М., № 5-1997 г.

13. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. – Академия развития 2009г.

14. Малик, О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О. А. Малик. - М. : Сфера, 2009. - 96 с.

15. Малышева, А. Н. Ермолаева, Н. В. Аппликация в детском саду /А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - М. : Академия развития, 2010. - 145 с. 11. 13. 16. Маслова, И. В. Аппликация / И. В. Маслова. - М. : Баласс, 2012. - 64 с. 13.

17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 333 с. 15.

18. Просова, Н. В., Соловьёва, Т. К. Путешествие в страну волшебной бумаги / Н. В. Просова, Т. К. Соловьёва // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 42-43.

19. Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки / Е. А. Румянцева. - М. : Мир книги, 2010. - 112 с. 18.

20. Семёнова, Т. А. Бумажная мозаика / Т. А. Семёнова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 123-125.19.

21. Тарловская Н. Ф., Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду, М., 1994

Интернет-ресурсы

https://www.obruch.ru/www.maam.ru " Для воспитателей детских садов"

https://detsad-journal.narod.ru/ - Журнал «Детский сад от А до Я»

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы»Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы» У детей среднего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени.

Краткосрочный проект «23 февраля — День Защитника Отечества!» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Краткосрочный проект «23 февраля – День Защитника Отечества!" Для детей младшего и среднего дошкольного возраста С 3 по 21 февраля Вид проекта.

Краткосрочный проект «Здравствуй, праздник новогодний» для детей среднего дошкольного возраста Краткосрочный проект «Здравствуй, праздник новогодний» Для детей среднего дошкольного возраста С 1 по 24 декабря Вид проекта. Информационно.

Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Презентация «Как появилась бумага» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю Вам презентацию "Как появилась бумага", которую я сделала для открытого занятия в старшей группе по познавательно.

Проект для детей младшего, среднего дошкольного возраста «Утреннее приветствие девочкам и мальчикам»Проект для детей младшего, среднего дошкольного возраста «Утреннее приветствие девочкам и мальчикам» Участники проекта дети вновь укомплектованной группы. Возраст детей: младшая группа 3-4года, 4-5 лет. Актуальность проекта: Проект направлен.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели»Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели» Шепель М. В. Смирнова О. М. Возраст: Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) Вид проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный (одна.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Бумага, ее качества и свойства» для детей среднего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Фефелова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Бумага, ее качества и свойства» для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2021 в 14:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД