МААМ-картинки

Проект «Березка русская моя»

Наталия черникова
Проект «Березка русская моя»

Проект"Березка русская моя"

Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел" : "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Публикация «Проект „Березка русская моя“» размещена в разделах

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Цель. Ознакомление детей с березой, как символом России.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению дерева (береза).

2. Рассказать какую пользу приносит березка.

3. Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.

4. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

5. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами.

6. Показать детям : что березка красива в любое время года, как она меняет свой цвет: весной – распускается; летом — зеленеет; осенью — желтая, рыжая; зимой — белая, покрытая снегом, инеем).

7. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

8. Рассказать детям, как в народе люди любят и почитают березу, воспевают поэты, рисуют художники.

Формы работы:

Деятельность педагога:

-беседы;

- познавательные рассказы воспитателя;

-интегрированные занятия;

-чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);

- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);

-музыкальные.

Деятельность детей:

- экспериментирование;

- речевые игры, описательные рассказы;

- дидактические игры с предметными картинками;

- игра по модели строения дерева;

- подвижные игры;

-игры с мячом;

-художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);

-музыкальная, театрализованная деятельность;

Взаимодействие с родителями воспитанников:

- консультации, рекомендации, памятки;

-практические задания;

-совместные мероприятия

Совместная деятельность с детьми и родителями:

1. Циклические наблюдения за берёзой;

2. Составление творческих рассказов «Сказка о берёзе»;

3. Беседа за круглым столом «Целебное лукошко».

4. Чтение стихотворений о русской березке.

Итог:

1. Отчёт на педагогическом совете.

2. Познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности на тему: «Люблю березку русскую».

3. Развлечение «Во поле береза стояла».

Подготовительный этап:

1. Подготовить материал для изобразительной, музыкальной деятельности детей.

2. Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, иллюстрации, грамзаписи, дидактические игры;

3. Сделать ширму о лечебных свойствах берёзы «Целебное лукошко».

Содержание проекта :

1. Провести с детьми цикл наблюдений за берёзой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;

2. На основе наблюдений провести комплексное познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности на тему: «Люблю березу русскую», расширяющее представление детей о берёзе;

3. Предложить родителям придумать сказку о берёзке, стихи.

4. Выполнить коллективную работу «Березовая роща».

Реализация проекта :

1. Занятие познавательного цикла:

-познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности «Люблю березку русскую»;

-занятие по экологии на тему: «Чтобы мама не болела»;

- занятие по развитию речи «Русская береза – символ Родины моей»;

- развлечение «Во поле березка стояла»;

-беседа «С кем ты дружишь, березка.

-беседа на тему «Береза – природный лекарь».

2. Чтение, заучивание наизусть, пересказ:

пересказ сказки «Как коза избушку построила»;

заучивание стихотворений о березе

3. Деятельность детей:

-рисование - «Люблю березу русскую»,

- аппликация «Березовая роща»;

-пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Ой да у дороженьки»;

- рассматривание картин с изображением березы в разные времена года.

-чтение стихов о березе.

Берёза исстари считается природным лекарем. О пользе березы говорится в старинной в русской загадке. «Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, четвертое – дряхлым пеленанье»

Прогулка по березовой роще в любое время года, а особенно весной, восстанавливает душевное равновесие, снимает сердечную боль, нормализует артериальное давление. Целебными свойствами – мочегонным и желчегонным действием, а также кровоочистительным и обезболивающим – обладают березовые кора, почки, листья, сок, гриб чага.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предки почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение — собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простуду и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб — чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток. Ученые уже давно заметили, что люди, живущие вблизи березовых рощ, практически не подвержены простудным заболеваниям — летучие фитонциды оказывают на организм противовирусное, антимикробное, иммунномодулирующее действие. Поэтому прогулки в березовой роще — универсальное средство от многих заболеваний, особенно они показаны людям со слабыми легкими, больным туберкулезом и тем, кто страдает болезнями кожи. Почки, листья и кора березы содержат массу полезных веществ — эфирные масла, уникальную бету-лоретиновую кислоту, сапонины, дубильные вещества, гликозиды, алкалоиды, тритерпеновый спирт, витамины, включая аскорбиновую кислоту, и минеральные вещества.

Почему береза белая?

Своей белизной береза обязана органическому красителю бетулину. Но бетулин уникален не только этим. В нем содержится очень много ионов серебра, обладающего антимикробным действием. В почве березовой рощи серебра в сто раз больше, чем в почве смешанного леса. Вот почему рядом с березой так неуютно микробам, а лекарства из березы настолько эффективны. Жизнестойкость этого чудо-дерева до сих пор удивляет ученых. В ходе экспериментов березовые ветки помещали в камеры, где царил страшный мороз — минус 273 градуса по Цельсию. Но когда побитые холодом ветки доставали из камеры, они, оттаивая, оживали.

Приложение №4

Познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности: «Люблю березу русскую».

Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры; учить понимать ассоциацию образа природы с олицетворением.

Задачи:

-учить устанавливать причинно-следственную связь, использовать прием изобретательных задач;

-учить детей выполнять поисковые действия, анализ сюжетов, обосновывая свои выводы;

-расширять знания детей о правилах поведения в природе, побуждать к действиям бережного отношения к окружающему миру;

-поддерживать желание активно выражать эмоции, через поэтическое слово и изобразительную деятельность.

-совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи—воспитывать умение через рисунок выражать свое настроение.

Обучающие задачи: Уточнять и расширять знания детей о русском дереве – берёза. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес к русской березе через художественно-эстетическое восприятие.

Развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы. Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, береста, кузовок, лукошко, шкатулка).

Развивать творческие способности, эстетический вкус

Воспитательные задачи:

Прививать эмоционально-положительное отношение к красоте природы, желание любоваться ею, заботится о ней и беречь.

Предварительная работа

Знакомство с березой.

Наблюдения в природе за березой.

Беседы, чтение художественной литературы.

Заучивание стихов, пословиц, загадок.

Знакомство с работами художников: Шишкина, Левитана.

Прослушивание музыкальных произведений о березе. Рассматривание предметов изготовленных из бересты.

Материал :картины с изображением берез, бумага для рисования, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Игрушка – котенок.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

«Во поле береза стояла».

Ход праздника

Ведущая:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами «Белая березонька»

Ведущая:

К березке ближе подойдем

И ветки лентами завьем.

Ведущая и дети украшают березку разноцветными лентами.

Ведущая:

Средь сосен суровых меж темных ракит,

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты.

Ребята, посмотрите на это дерево. Кто сможет сказать, как оно называется? (Березка). А как вы догадались, что это березка? (У нее белый ствол и черные полоски на нем). А что говорят в народе о ее ветвях? (Кудрявые). (Далее - беседа о листочках, о корне, о прическе).

Ведущая: Ветер ласковый клонит березу,

Ветер сильный клонит ее до земли.

Ведущая: Ребята посмотрите, сколько листочков осыпалось с деревьев. Давайте поиграем с вами в игру " Ветерок".

Ветер, ветер зашумел, листик с дерева слетел.

Лист березовый возьмем и в лукошко отнесем.

Звучит музыка. Проводится игра «Ветерок».

Ведущая: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. А теперь давайте присядем около березки и расскажем о ней стихи, которые вы сочинили с родителями.

Дети рассказывают стихи о березе.

Ведущая: Много песен о березе спето,

Много танцев танцевал народ

Вот и мы, у белоствольной,

Заведем сегодня хоровод.

Звучит музыка. Исполняется народный хоровод «Во поле береза стояла».

Ведущая: Ветками березка

Машет на опушке

И приветы шлют нам

Милые зверюшки!

Инсценировка «Лесные музыканты».

Ведущая: Собрались музыканты

На зеленый лужок,

Принесли музыканты –

Кто гармошку, кто рожок.

Под русскую народную мелодию к березке подходят участники инсценировки.

Сколько музыкантов –

Столько и талантов!

Мышка: Я - мышка на пригорке

Пляшу я возле норки,

Колокольчиком звеня,

Всех в округе веселя!

(Мышка звонит в колокольчик и приплясывает).

Кошки: Мы две веселых кошки,

Мы взяли в лапы ложки.

Заиграли, зазвенели,

Сразу все повеселели!

(Играют на ложках).

Медведь:

Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него –

Не услышишь ничего! (Бьет в бубен).

Заяц:

Бом-бом, бам-бам!

Заяц сел за барабан!

Заиграл - и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

(Играет на барабане).

Ведущая:

Сели звери все рядком,

Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно –

Отдохнуть всем нужно.

(Дети садятся на свои места).

Звучит веселая музыка, в зал на игрушечной лошадке-палочке въезжает Петрушка.

Петрушка:

А вот и я, ребятишки!

Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки,

Резвушки-хохотушки!

Я – ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хорошая ли у меня лошадь? (Показывает).

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запрягал? (Ответ детей.) Ну-ка, где мой платочек! (Достает платок и завязывает себе глаза.) Вот так я ее и ловил, с завязанными глазами.

Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой».

В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка:

Наконец, ее поймал!

Ох, запыхался, устал.

Сяду под березкой, отдохну

Да послушаю тишину!

(Садится под березкой, дети – на стульчиках. Из-за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается.)

Кто-то песенку поет,

Кто-то в гости к нам идет!

Матрешка (входя в зал) :

Это я, Матрешка, песенку пою,

Это я, Матрешка, в гости к вам иду!

У меня, Матрешки, резвые ножки,

Не хотят стоять на месте.

Попляшите со мной вместе!

Матрешка: А теперь пора нам с березкой прощаться

Ведущая: И в детский садик возвращаться.

Хоровод «Березка»

Березка и Петрушка прощаются с детьми и дарят им подарки.

Публикации по теме:

Проект «Русская красавица-матрёшка»Проект «Русская красавица-матрёшка» Проект «Русская красавица- матрёшка» Авторы проекта воспитатели: Ракитина И. И., Потанина. А. А. Слава нашей стороне! Слава русской старине.

Фотоотчет о реализации краткосрочного проекта «Русская березка»Фотоотчет о реализации краткосрочного проекта «Русская березка» Цель проекта: Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символу России. Задачи Образовательные: • сформировать представление.

Конспект занятия по аппликации «Русская березка»Конспект занятия по аппликации «Русская березка» Цели и задачи: -Познакомить с березой – самым любимым и почитаемым деревом русского народа, особенностями ее строения и внешними признаками.

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Педагогический проект «Русская матрёшка».Педагогический проект «Русская матрёшка». Педагогический проект «Русская матрёшка». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное.

Сценарий праздника «Русская березка»Сценарий праздника «Русская березка» МДОУ д/с «Сказка» д Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Младшая группа Цель: приобщение детей к традициям и культуре русского народа,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный Возраст: 5 – 6 лет. Участники: воспитатели,.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Березка русская моя»
Опубликовано: 12 января 2023 в 18:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД