МААМ-картинки

Проект «Азбука финансовой грамотности» (подготовительная группа)

Тамара Москвина
Проект «Азбука финансовой грамотности» (подготовительная группа)

МКДОУ Доволенский детский сад №3

Проект

«Азбука финансовой грамотности»

Подготовительная группа

Автор: Москвина Т. А.

2023

Характеристика проекта :

Тип проекта : информационно - ориентированный, игровой.

Вид проекта : групповой.

Публикация «Проект „Азбука финансовой грамотности“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Продолжительность проекта : краткосрочный (март - апрель 2023).

Режим работы: во время и вне занятий.

Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, подготовительная группа.

Участники проекта : воспитатели Москвина Т. А., Бондарева Н. Н., дети, родители.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Взаимодействие с социумом: историко – краеведческий музей.

Актуальность проекта :

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая

грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от

ребенка с ранних лет его жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,

воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе

принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и

закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего

возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и

приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу

финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания

очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две

стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к

ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и

благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность

представляют только честно заработанные деньги.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных

социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения

правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески

действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно,

интересно.

Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного

возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных

экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую

жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в

магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Обоснование значимости проекта

Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.

Создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и

взвешенные решения в будущем.

Формирование предпосылок финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Данный проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Цель проекта : создание условий для формирования у дошкольников предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Задачи проекта :

Образовательные

Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.

Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость).

Познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями : деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы.

Расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления.

-Увеличить словарный запас детей.

-Расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего.

Формировать у детей умение соотносить свои потребности с возможностями, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Закреплять навыки счета.

Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Совершенствовать коммуникативные качества детей.

Развивающие

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитывать умение ценить, и бережно относиться к окружающим предметам и своим вещам, уважение к труду, как к источнику зарабатывания денег.

Воспитывать нравственные качества - ответственность, честность, аккуратность, бережливость.

Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.

Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Предполагаемые результаты проекта.

Для детей:

приобретение знаний социально-экономического характера;

приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

участие родителей в совместной продуктивной деятельности;

повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;

повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Методы формирования финансовой компетентности

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами : методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Методы, повышающие познавательную активность:

• элементарный анализ;

• сравнение;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических проблем.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

• игровые;

• сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

• перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

• индивидуальная беседа,

• сравнительный анализ,

• оценка,

• разъяснение,

• воображаемая ситуация,

• совместный поиск выхода из ситуации,

• проигрывание положительных ситуаций,

• обсуждение способа действия,

• прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными

методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Использование разнообразных средств: материалы к сюжетно – ролевым играм, театральный уголок в группе, разнообразные наглядные материалы.

Форма реализации проекта :

- рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и презентаций;

- беседы, решение проблемных игровых ситуаций, чтение художественной литературы;

- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры);

-продуктивная деятельность…

Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеоматериалы, интернет.

Оборудование для детей: игры по финансовой грамотности, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, литература, тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, атрибуты для театрализации.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Расширять представления детей об окружающем мире.

Речевое развитие

Продолжать работу над развитием связной и диалогической речи. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи).

Познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками. Чтение рассказов, беседы.

Художественно - эстетическое развитие

Формирование устойчивого интереса к изо-деятельности. Формировать навыки аккуратной работы.

Социально - коммуникативное развитие

Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.

Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.

Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений.

Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

Физическое развитие

Развивать мелкую и крупную моторику.

Мероприятия:

Развитие речи: Беседа «Как деньги попадают нам в дом», «Все работы хороши».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Беседа «История денег в России».

Составление рассказов на темы:

«Доходы и расходы моей семьи»,

«Мы ходим за покупками»,

«Что значит быть бережливым».

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Стоимость и цена товара», «Что такое долг?».

Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».

Познавательное развитие: НОД "Почему взрослые работают?»

НОД «Путешествие в страну Экономика».

НОД «История возникновения денег» (просмотр презентации).

НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

НОД «Копим и сберегаем».

Тематическое занятие «Путешествие в мир рекламы».

«Где покупают и продают разные товары».

Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности».

Рисование: «Моя будущая профессия»,

«Как я помогаю близким».

«Моя любимая игрушка».

«Моя копилка».

Аппликация: «Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»).

Конструирование из бумаги с в технике оригами с элементами рисования «Кошелек».

Лепка: «Монета».

Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи».

«Самый быстрый».

Дидактические игры:

Игра «Кто как работает?»

«Хочу – надо».

«Купи подарок другу».

«Кто что делает?»

«Угадай, где продаются».

«Что быстрее купят?»

«Угадай профессию».

«Выбираем самое главное».

Сюжетно-ролевая игры: «Банк».

«Магазин «Продукты», «Бытовая техника».

«Магазин игрушек».

«На приеме у врача».

«Аптека».

Театрализованная деятельность: Игра – спектакль «Денежкин дом».

Пальчиковые игры: «Профессии».

«Товары в магазине».

«Считаем денежки».

«Замок».

Физминутки: «Пересчет».

«Будем денежки считать».

«Клад».

«Покупки».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях.

К. Д. Ушинский «Два плуга».

Н. Носов «Заплатка».

К. И. Чуковский «Федорино горе».

Н. Носов «Незнайка на Луне».

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

К. Чуковский «Муха – Цокотуха».

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».

Украинская сказка «Колосок».

Просмотр мультфильмов:

С. Михалков «Как старик корову продавал»,

«Золотая антилопа»,

«Приключения Буратино»,

«Приключения Незнайки»,

«Барбоскины и реклама»,

«Простоквашино. Клад»,

«Уроки тетушки Совы. Азбука денег»,

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

Работа с родителями: - Организация и проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Проведение консультаций, оформление папок –передвижек, буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

- Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности».

- Создание альбома «Профессии наших родителей».

- Создание РППС совместно с родителями.

- Совместное творчество с детьми «Копилка своими руками».

- Создание подборок произведений о деньгах, профессиях, труде…

- Фотовыставка «Поход в магазин».

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный :

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (книги, интернет).

3. Опрос детей «Что я знаю о деньгах? Что такое финансы?.» (модель трех вопросов).

- Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.

- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме.

- Разработка (календарного плана) реализации проекта и согласование его со всеми участниками реализации проекта.

- Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.

- Прогнозирование ожидаемых результатов.

2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…

3. Проведение игр, бесед, просмотр презентаций, чтение произведений на развитие финансовой грамотности у детей.

С родителями (законными представителями) воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т. д.).

Деятельность по осуществлению проекта.

Сроки проведения Совместная и самостоятельная деятельность Работа с родителями

27.03.23.

Понедельник НОД «Почему взрослые работают?»

Игра – соревнование «Мои домашние обязанности».

Пальчиковые игры. Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.

Анкетирование родителей.

28.03.23.

Вторник

Беседа «Как деньги попадают к нам в дом».

Дидактическая игра «Кто как работает?»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Продукты». Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.

Индивидуальные беседы по проекту.

Анкетирование родителей.

29.03.23.

Среда НОД «Путешествие в страну Экономику».

Дидактическая игра «Хочу – надо». Индивидуальные беседы по проекту.

30.03.23.

Четверг

Составление рассказов на тему «Доходы и расходы моей семьи».

Лепка «Монета». Индивидуальные беседы по проекту.

Выставка работ по ИЗО.

31.03.23.

Пятница

Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Дидактическая игра «Купи подарок другу». Предложить помочь в создании РППС (распечатать деньги, принести монеты).

3.04.23

Понедельник НОД «История возникновения денег».

Сюжетно – ролевая игра «Магазин бытовой техники». Оформить стенд «История возникновения денег».

4.04.23.

Вторник Беседа «Все работы хороши» (на основе фото).

Рисование «Моя будущая профессия». Выставка работ по ИЗО.

5.04.23.

Среда Беседа «Где покупают и продают разные товары».

Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах и труде. Создание альбома «Профессии наших родителей».

6.04.23.

Четверг Беседа «Стоимость и цена товара».

«Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»). Выставка работ по ИЗО.

7.04.23.

Пятница НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Просмотр мультфильмов. Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность

10.04.23.

Понедельник Беседа «Откуда берутся деньги и куда они тратятся?»

Пальчиковые игры. Предложить помочь в создании РППС.

11.04.23.

Вторник Рисование «Как я помогаю близким».

Дидактические игры «Угадай профессию?»,

Угадай, где продаются». Совместное творчество «Копилка своими руками».

12.04.23.

Среда

Беседа «Копим и сберегаем».

Рисование «Моя копилка». Предложить помочь в создании РППС.

Выставка работ по ИЗО.

13.04.23.

Четверг Составление рассказов «Мы ходим за покупками».

Экскурсия в музей (старинные деньги). Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

14.04.23.

Пятница Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».

Сюжетно – ролевая игра «Банк». Предложить помочь в создании РППС.

17.04.23.

Понедельник НОД «Путешествие в мир рекламы».

Дидактическая игра «Кто что делает?» Создание альбома «Деньги разных стран».

18.04.23.

Вторник Рисование «Моя любимая реклама» (коллективная).

Пальчиковые игры.

Чтение художественных произведений. Выставка работ по ИЗО.

19.04.23.

Среда Составление рассказов «Что значит быть бережливым?»

Игра – спектакль «Денежкин дом». Предложить помочь в создании РППС.

20.04.23.

Четверг Беседа «Что такое долг?»

Дидактическая игра «Выбираем самое главное». Консультация «Финансовая грамотность детей. Расширяем знания детей о деньгах».

21.04.23.

Пятница Пальчиковые игры.

Рассказы детей из опыта детей «Как я ходил в магазин». Фотовыставка «Поход в магазин».

24.04.23.

Понедельник Сюжетно – ролевая игра «Аптека».

Чтение художественной литературы.

«Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста».

25.04.23.

Вторник Просмотр мультфильмов.

Обсуждение ситуаций. Рекомендовать посмотреть с детьми мультфильмы «Уроки тетушки Совы. Азбука денег»,

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

26.04.23.

Среда Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи».

Чтение художественной литературы. Выставка работ по ИЗО.

27.04.23.

Четверг Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования «Кошелек». Выставка работ по ИЗО.

28.04.23.

Пятница Викторина с родителями и детьми «По дорогам финансовой грамотности».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания по финансовой грамотности.

- Подведение итогов в реализации проекта.

- Презентация проекта.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

1. Выставка работ по изо – деятельности.

2. Создание подборки стихов, потешек, загадок и т. д. (совместно с родителями).

3. Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

4. Создание альбома «Деньги разных стран».

Презентация проекта :

Выставка детских работ.

Викторина с детьми и родителями.

Работа с родителями.

Консультации, участие в создании РППС (см. план).

Выставка совместного детско-родительского творчества «Копилка своими руками».

Фотоотчет.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости»Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости» 6 февраля 2023 года на базе Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ, состоялась форсайт-сессия «От финансовой грамотности к.

Фототчёт «Работа в уголке финансовой грамотности» (подготовительная группа)Фототчёт «Работа в уголке финансовой грамотности» (подготовительная группа) Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живёт. Экономическое.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Проект «Азбука дорожной безопасности» (старшая группа)Проект «Азбука дорожной безопасности» (старшая группа) Проект: «Азбука дорожной безопасности» Вид проекта: практико – ориентированный Сроки реализации проекта: 2 недели октября Возрастная группа:.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист»Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Азбука финансовой грамотности» (подготовительная группа) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тамара Москвина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Азбука финансовой грамотности» (подготовительная группа)
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 12:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД