Папки-передвижки

Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов

Ольга Бабанина
Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов

Сенсорное развитие – это развитие органов чувств, познание окружающего мира, путем обследования окружающих предметов. Сенсорное развитие – это развитие зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых анализаторов. Основными задачами сенсорного развития является знакомство детей с такими понятиями, как форма, цвет, величина. На этих понятиях будет в дальнейшем базироваться весь образовательный процесс.

Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов» размещена в разделах

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета, служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.

Изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, в результате специального целенаправленного его восприятия. От характера восприятия зависит и качество тех представлений, которые ложатся в основу рисунка. В восприятии отражаются отдельные стороны предмета — форма. Несмотря на то, что зрительное восприятие осознается как мгновенное, оно представляет собой процесс, протекающий во времени. Происходит соединение восприятия отдельных сторон предмета в единый образ — сенсорное ассоциирование.

Этот процесс может иметь различный характер: идти от целого к частям и от частей к целому. При этом участвуют процессы и анализа (выделение свойств) предмета и синтеза (обобщение этих свойств).

Процессы анализа и синтеза в восприятии происходят при помощи движения. В случаях осязательного восприятия — это движение рук; в случаях зрительного — движение глаз. Воспринимающий как бы ощупывает предмет взглядом, познавая, таким образом, его свойства. Это рассматривание предмета. Процесс этот протекает более активно при первоначальном ознакомлении с предметом.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством сенсорного развития. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм. Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.

Рисование развивает восприятие, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов. Развивает эстетическое восприятие окружающих предметов. Формирует умение различать цвета, формы изображаемых предметов. Учит рисовать различные линии; пересекать их, уподобляя предметам (ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и т. д.).

Лепка знакомит с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирует умение аккуратно им пользоваться. Дети осваивают технику отламывания маленького кусочка от большого куска, лепки палочек и колбасок, раскатывания комочка между ладонями прямыми движениями, соединения концов палочек, плотно прижимая их друг к другу и т. д.

В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.

Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющий детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т. д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности.

В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.

Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научатся изображать все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991.- 335с.

2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. – М. ,2000. – 416 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. - СПб. : КАРО, 2008.- 96с.

5. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983. – 96с.

6. Саккулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей). – М: «Просвещение», 1973. – 208 с.

7. Сенсорное воспитание в детском саду/ ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой, М. : «Просвещение», 1981. -192 с.

8. Сенсорное развитие малышей : организация, содержание: из опыта работы УО «Государственный ясли-сад № 15 г. Витебска». – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 72 с.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:

Публикация Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Бабанина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Продуктивная деятельность как средство развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 18:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД