Лучший педагог года

Процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5–6 лет

Султанова Галина Анатольевна
Процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5–6 лет

Михайлова Н. В., Султанова Г. A.,

Аннотация. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. В статье мы рассматривает процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5-6 лет, раскрываем и описываем условия для этого процесса.

Ключевые слова. Дошкольник, родители воспитанников, педагоги ДОО, физическое развитие.

Публикация «Процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5–6 лет» размещена в разделах

Annotation. The relationship between kindergarten staff and parents at the present stage is one of the most difficult problems. In the article we consider the process of interaction between kindergarten and family to create a single space of physical development of a child 5-6 years, reveal and describe the conditions for this process.

Key word. Preschooler, parents of students, teachers, Doo, and physical development.

ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) прописаны, новые требования к образованию детей дошкольного возраста. В свою очередь эти требования направлены на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка и на включение его в образовательный процесс как равноправного участника и субъекта. Это положение требует разработки новых подходов к проблеме взаимодействия ДОО с семьей дошкольников.

Обязательно нужно обратить внимание на то, что родители дошкольников и воспитатели выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развития. Если рассматривать Федеральный закон «Об образовании в РФ», то в нем прописано, что «главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье» [5].

В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.

В жизни ребенка в дошкольном возрасте, выступают два важных социальных институтов, это семья и дошкольная образовательная организация. Они между собой взаимосвязаны и друг без друга существовать полноценно не могут. Ни одна программа не сможет дать результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно–образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.

Если понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловлености как целостного единства, признание в лице другого не будут выступать конкурентами, а партнера, то для детей конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.

Актуальность и важность установления взаимодействия ДОО с родителями обусловлены двумя факторами: уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослым носит личностно – развивающий характер, и неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только мактофакторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка, но и микрофакторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни родителей и детей) [3].

Выделим основные цели такого взаимодействия :

- заинтересовать родителей воспитанников в образовательном процессе;

- ознакомить и обучить родителей детей современным технологиям закаливания и оздоровления детей;

- отдельно выделить родителей часто болеющих детей, увлечь их активность в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление [2].

Также нужно создать для родителей дошкольников условия и включить их воспитательно-образовательный процесс [1] :

- создать доброжелательную атмосферу в общении с администрацией ДОО, педагогов и родителей;

- заинтересовать родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс, например: запланировать мероприятия с родителями, выбор посещений стадионов, организация выставок, дни здоровья и т. д. ;

- сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОО и семьи по формированию основ физической культуры и здоровья, о содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства;

- предоставить родителям, самостоятельно выбрать форму участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.

Для эффективного выбора форм взаимодействия с родителями зависят их умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи в вопросах укрепления здоровья своего ребенка. Рассмотрим несколько форм взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей 5-6 лет:

- коллективное сотрудничество (дидактические игры, показательные занятия, собрания, дебаты и др.);

- индивидуальное сотрудничество (опрос, беседа, анкетирование, консультация и др.);

- наглядно-информационное сотрудничество (выставочные работы детей, плакаты, объявления, памятки для родителей и др.)

- активное участие родителей в жизни ребенка (спортивные игры, открытые занятия и др.) [4].

Существует три направления по взаимодействию с родителями, чтобы сохранить и укрепить здоровье дошкольников:

- просветительское (стенды, собеседование, тесты, ознакомление с новинками литературы по теме здоровья);

- культурно-досуговое (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организация вечеров вопросов и ответов);

- психофизическое (физкультурные досуги, спортивные соревнования, тренинги –пратикумы).

Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, помог нам определить этапы партнерских отношений педагогов с родителями [2] :

- информационно-аналитический

- подготовительный

- деятельностный

Первый этап (информационоо-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников, который позволяет получить информацию о потребностях семей, их ожиданиях от ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме.

На втором этапе (подготовительном) обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Работа включает как традиционные так и нетрадиционные формы работы (родительские собрания, консультации, семинары – практикумы, беседы, тренинги, педагогические гостиные, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей, педагогов)

Третий этап (деятельностный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей (прогулки, экскурсии, спортивные состязания). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса.

Таблица №1

Алгоритм совместной деятельности Воспитатель-Родитель.

Воспитатель Родитель

1. изучает запросы родителей по физическому развитию детей, анализирует полученные данные. 1. участвует в анкетировании по физическому развитию детей, анализирует полученные данные.

2. составляет перспективный и календарный план по реализации материала, вносит предложения задач физического развития с учет индивидуальных особенностей своего ребенка 2. изучает содержание программного

календарный план по реализации материала, вносит предложения задач физического развития с учет индивидуальных особенностей своего ребенка

3. создает физкультурно-игровую среду в группе и на участке создает уголки дома для своего ребенка с учетом рекомендаций воспитателя 3. участвует в создании такой среды, среду в группе и на участке создает уголки дома для своего ребенка с учетом рекомендаций воспитателя

4. проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия, досуги, и праздники и проведении этих мероприятий 4. участвует в подготовке мероприятия, досуги, и праздники и проведении этих мероприятий

5. знакомит со здоровьесберегающими технологиями технологиями, внедряет их в работу обсуждает их со специалистами и воспитателями 5. знакомится с этими технологиями технологиями, внедряет их в работу обсуждает их со специалистами и воспитателями

Если все эти условия будут выполнены, то процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5-6 лет будет выполнен.

В своей опытно-экспериментальной работе мы создали проект по созданию единого пространства физического развития дошкольников во взаимодействии ДОО и семьи. Проект расписан на два года, мы в него включили те мероприятия, которые:

- доставят радость общения и единения детям и родителям;

- повысят интерес детей к физической культуре;

- расширят представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работе в ДОО;

- заинтересуют родителей участвовать в праздниках ДОО.

Таблица 2

Семейный клуб

Форма работы Название мероприятия

Организация совместных практических мероприятий с детьми и родителями (развлечения, досуги, праздники) «Спорт – это сила, красота, здоровье»

«Папин день, мой папа самый сильный»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Открытое мероприятие для родителей по физической культуре : утренняя гимнастика, ритмика Утренняя гимнастика на степ-платформах, с нетрадиционным оборудованием – резинка.

Консультация с родителями «Физическое развитие вашего ребенка дома»

«Правила закаливания»

Семинары-практикумы для родителей «Русские народные игры», задание для родителей (изготовление атрибутов к игре

Родительское собрание Анкетирование «Ваш ребенок и физкультура»

Домашнее задание Изготовление поделки «Наш друг – это спорт»

Выставка поделок и подведение итогов «Наш друг – это спорт»

Таким образом, такое взаимодействие позволит педагогам и родителям объединить свои знания, накопить опыт в вопросах физического воспитания ребенка и широко использовать его на практике, сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.

Литература:

1. Веннецкая, О., Рунова, М. Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие»//ж. Дошкольное воспитание №6,2015 с. 39-42.

2. Климова, С. Сотрудничество детского сада и семьи по укреплению здоровья ребенка//ж. Медработник №3,2015 с. 87-91.

3. Михайлова Н. В., Ильина М. О. Воспитание двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 160–163. – URL : https://e-koncept.ru/2017/770302.htm.

4. Рунова, М., Веннецкая, О. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей//ж. Дошкольное воспитание №10, 2014 с. 61-67.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Информация о себе: galka-10021991@mail.ru, 89328609113

Публикации по теме:

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:

Публикация Процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Султанова Галина Анатольевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Процесс взаимодействия детского сада и семьи по созданию единого пространства физического развития ребенка 5–6 лет
Опубликовано: 26 декабря 2020 в 07:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД