Получи документы

Проблемные кейсы как эффективное средство развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Юлия
Проблемные кейсы как эффективное средство развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является широко востребованной в сфере образования. Правовую основу ее осуществления обеспечивает статья 20 закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ). Согласно данному документу, одним из целевых ориентиров инновационной деятельности является разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий. Обращение к технологиям характеризует стремление повысить эффективность образовательного процесса посредством перехода к качественно новой ступени его целенаправленности, управляемости и наукоемкости [1, с. 6].

Публикация «Проблемные кейсы как эффективное средство развитие самостоятельности и инициативности дошкольников» размещена в разделах

В стремительно развивающемся мире человек должен обладать универсальными способностями, чтобы успевать за инновациями и постоянно создавать что-то новое. Соответственно, воспитывать успешного человека необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы в школе это был уверенный, самостоятельный в своем выборе и в своих решениях ученик.

С целью развития инициативного, самостоятельного, творческого дошкольника были разработаны и опробованы «проблемные кейсы». Использование проблемных кейсов позволяет взаимодействовать детям дошкольного и школьного возраста в группах, способствует умению решать проблемные ситуации самостоятельно, доказывать свою правоту и уметь договариваться [2, с. 11]. В процессе работы с проблемными кейсами ребенок самостоятелен в выборе материала для игры, конверта с заданиями. Дети сами решают, с кем в паре они будут играть, решать проблемную ситуацию на данный момент. Выбирая заинтересовавший кейс и материал, дети подбирают атрибуты для игры или для проведения опыта, изготовления поделок или решения логической задачи.

К работе с проблемными кейсами привлекаются и школьники. В рамках преемственности детского сада и школы один раз в месяц приглашаются ученики в детский сад, и дети вместе играют в кейсы.

Проблемные кейсы представляют собой бокс с конвертами, в которых находятся всевозможные задания для детей. Материал кейса подбирает педагог. В зависимости от заданий кейсы делятся на несколько видов: игровой кейс; кейс-головоломка; кейс-опыт; театральный кейс.

Наполнение кейса представляет собой конверты, в которых находятся игры, но просто взять и поиграть в них не получится, так как в игре отсутствует один или несколько элементов для полноценной игры. Педагогом разработаны следующие варианты проблемных игр, например: 1-й конверт – есть шахматная доска, но отсутствуют шахматы или шашки; 5-й конверт – есть игровое поле, но непонятно, как играть в эту игру, нет правил и др.

Игра с кейсами происходит в подгруппах (2–3 человека, дети делятся на группы, педагог предлагает выбрать понравившийся конверт и поиграть в него. Дети делятся на подгруппы и выбирают понравившийся конверт, недостающие предметы, атрибуты для игры они могут найти в группе или в боксе помощнике. В процессе наблюдения за воспитанниками и учениками педагог обратила внимание, что каждая группа находит свой выход из проблемной ситуации, например: одни изготавливают кубик из пластилина, другие рисуют систему фишек и используют вместо кубика.

Кейс-опыт. В коробе лежат схемы опытов либо атрибуты опыта. Ребенок выбирает карточку с одной из гипотез (высказывание либо написано словами, либо зарисовано схематически, например: «Активированный уголь может очистить воду от красителей. Как ты думаешь, это высказывание верно или нет?» После этого дети выбирают конверт, соответствующий цвету карточки, там находятся атрибуты, необходимые для проведения опыта. Они подготавливаются к исследованию, проводят опыты и записывают / зарисовывают / фотографируют свои выводы.

Среди гипотез детям предлагаются и ошибочные. Например: «Если в стакан с водой добавить йодированную соль, то вода станет коричневой. Верно или нет?»

Театральный кейс представляет собой боксы, на которых изображены сцены из сказки. Внутри бокса лежит бросовый материал. Детям предлагается выбрать короб, назвать сказку, вспомнить ее краткое содержание, и изготовить из бросового материала персонажей сказки. Здесь дети проявляют полностью свои творческие способности, фантазию.

После изготовления главных героев ребята рассказывают свою сказку, можно придумать свою и рассказывают ее показывая другим детям.

Материал проблемных кейсов постоянно обновляется, так что дети каждый раз получают новое неизвестное задание. В перспективе планируется включить в деятельность детей новый проблемный кейс. Он будет представлять собой пустой бокс с конвертами, а наполнить его интересными заданиями предстоит самим детям. На начальном этапе задания и материал для «загадочного кейса» будут подбирать школьники для дошкольников.

Было отмечено, что при игре в проблемные кейсы у дошкольников повышается речевая активность, дети учатся договариваться, вступать во взаимодействие со сверстниками, проявляют фантазию, творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Список литературы

1. Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. Технологии эффективной социализации детей 3–7 лет / Л. Н. Белая, Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 280 с.

2. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества / Н. А. Модель. – М. : ТЦ «Сфера», 2016. – 188 с.

3. Занятия детей по социально-коммуникативному развитию / Л. В. Коломийченко [и др. ] – М. : ТЦ «Сфера», 2015. – 88 с.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Техносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДАТехносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДА Пояснительная записка: Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который представляет серьезные требования к ним. Одна.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемные кейсы как эффективное средство развитие самостоятельности и инициативности дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 20:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД