Получи документы

Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника

Галина Мартышкина
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые создаются им в партнерстве со взрослым, а также познавательно-поисковой деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).

Поэтому перед педагогами стоят задачи:

Публикация «Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника» размещена в разделах

1) Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развития потребности и желание приобретать новые знания.

2) Научить детей самореализовываться в окружающем мире.

3) Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.

4)Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Как считает Л. С. Рубинштейн, «мышление обычно начинается с проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Для каждого конкретного занятия нужно какое-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее поставить вопросы для поиска, исследования. Культурно-смысловыми контекстами для проблемно-поисковой деятельности выступают доступные и интересные дошкольникам типы исследования : опыт, игры-путешествия, путешествия в пространстве и т. д.

Учитывая актуальность проблемы, в процессе своей работы я использую игровые проблемно-практические ситуации :

Организация игровой проблемно-поисковой ситуации предполагает нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности, когда каждый ребенок получает индивидуальное задание педагога, выполняет его, при этом использует те знания и навыки, которые уже приобрел в процессе обучения, действует самостоятельно известными ему способами.

Игровая проблемно-поисковая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность.

На первых порах ребенок выбирает практический путь. Он проделывает всевозможные действия с объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребенка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к «тупиковым» случаям, к неверному ответу, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.

Постепенно ребенок начинает понимать, что практические действия можно «совершить» в воображаемом плане, и представить результат, который при этом достигается. Ребенок начинает действовать в воображаемом плане, «просчитывать» всевозможные решения.

Совместная работа детей в подгруппе, проговаривание условий и способов решения, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое – все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. Акценты переносятся на поисковую и эвристическую деятельность.

Эвристический эффект в такой ситуации возможен в том случае, если в процессе обучения дети не выполняли аналогичных заданий.

Как показывает опыт работы, чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, первыми «просчитывают» нерезультативные результаты.

Словесное обсуждение, продумывание способов решения, позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе» : общая ответственность за результат деятельности побуждает их помогать друг другу.

Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой.

Публикации по теме:

Познавательный центр в группе детского сада как дидактически организованное «поисковое поле» по теме «Вода в природе» Тема «Познавательный центр в группе детского сада как дидактически организованное «поисковое поле» ребенка в овладении окружающим миром».

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 21:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мартышкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД