МААМ-картинки

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников

Катерина Михайловна
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников

Игровые методы на сегодняшний день наиболее популярны. Первенство игровых методов доказано, также эти методы можно применять в комплексе с другими методами : проблемными, исследовательскими, ситуационными. Познавательные задачи реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, различных игр-театрализованных, ролевых, развивающих (игровая форма взаимодействия педагога с детьми). Различные игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые) считаются эффективным средством обучения и развития ребёнка. Этим играм присущи элементы диалога (ребёнок-взрослый, ребёнок- ребёнок) и игрового тренинга (выполнение действий, решение познавательных задач последовательно.) Логико-математическое развитие детей неосуществимо без включения в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование и поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.

Публикация «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников» размещена в разделах

При использовании этих методов ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении различных действий (игровых и практических, проведении опытов, общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранении ошибок, проявлении различных эмоций.

Дети, имеющие опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряжённую мыслительную деятельность. Таким детям интересны логико-математические игры.

При использовании проблемно-игровых методов исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребёнок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимых навыков- осваивать их тут же, в рамках текущей ситуации. При этом ребёнок принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности). Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Главным условием поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, которые ведут к результату. Взрослый должен обеспечить активность ребёнка в деятельности. Деятельность достигается путё м:

• мотивации (яркой, доступной, реально жизненной, участием ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных событий.

• выражением сущности этих действий в речи.

• проявлением соответствующих эмоций, особенно познавательных.

• решением творческих задач, воспроизведение творческих задач с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации) и применения их в разных видах деятельности.

Взрослый способствует достижению ребёнком цели, результата в игре или упражнении, но не снижает его собственной активности, используя для ребёнка интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность. Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.

Цель использования проблемно-игровых методов — это развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Эти методы можно реализовывать при условии: последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач; обеспечения детской активности в поиске решения; стимулирования детской самодеятельности.

Используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объёмное моделирование. Комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. При использовании этих игр ставятся следующие задачи:

• освоение детьми средств и способов познания; эталонов, моделей, обследования, классификации и др.

развитие мышления, смекалки, сообразительности.

• накопление опыта (осведомлённости ребёнка).

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода анализируется не только как средство активизации мышления, но и как средство получения опыта исследовательским действиям, умением формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Практически самое главное назначение проблемно-игровой ситуации – это, способствовать развитию творческих способностей ребёнка. В проблемной ситуации ребёнок сталкивается с такой проблемой, в которой ему необходима потребность в познании. При этом очень важно совместная деятельность взрослого с ребёнком, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Проблемная ситуация включает в себя проблемные вопросы. Они используются в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполнения выполняемого действия, развитию сообразительности. Вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей, расположению в пространстве, количественному значению и т. д. Проблемные ситуации включают в себя занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи шутки и т. д., поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность.

Недлительное экспериментирование становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её, усиливает практическую направленность. Проблемная ситуация решается поэтапно:

1. осознание и принятие проблемы

2. высказывание детьми предположений

3. практическая проверка предположений

4. обоснование рационального способа решения проблемной задачи

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением за счёт изменения сюжета, действующих лиц и данных и т. д. Подобные приёмы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности. Игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка (становление предпосылок) к ним относятся: прогнозирование результата, усидчивость, получение результата.

Логические и математические игры.

Сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций

Логико-математические игры осуществляется в специальных дидактических условиях, среди которых отсутствие принуждения, поддержка.

Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления различных отношений в коллективе.

Логические приемы как средство формирования логического мышления

дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.

Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.

2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.

3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация (логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами).

4. Представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.

5. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).

6. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.

7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т. д.

Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются :

1)свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.

2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.

3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)

4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).

5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками. В исследованиях Е. С. Ермаковой установлено, что гибкость мышления в соответствии с выделенными этапами можно формировать у детей начиная с 4 лет [1]. Особенно эффективными для ее развития являются математические задачи, позволяющие анализировать различные для разных ситуаций основополагающие свойства и связи объектов. Именно математические представления являются теми представлениями, в которых обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений и на основе которых возникают научные понятия. Подобным требованиям удовлетворяют комбинаторные задания и задачи. Они характеризуются как задания, требующие выбора из некоторого заданного множества его подмножества в том или ином порядке. Здесь имеются в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений — ответов и их поиск. Особенностью данных задач является то, что их решения не укладываются в рамках обычной схемы. Дети должны предложить несколько решений задачи. Такие задачи не сковывают жесткими рамками одного решения, а открывают возможность для поисков и размышлений, способствуя развитию гибкости детского мышления.

Средства логико-математического развития детей дошкольного возраста (развивающие и дидактические игры, универсальные пособия, проблемные ситуации, экспериментирование, логические задачи).

Современные логико- математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, разнообразны.

В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп:

1. Настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др. ;

2. Игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Загадка», «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор», Палочки «Кюизенера» и др. ;

3. Игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис»,

«Монгольская игра», «Абрис», «Т-образная» и др. ;

4. Игры из серии «Кубики и цвет»«Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно», «Логические блоки Дьенеша» и др. ;

5. Игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др. ; игры-забавы - перевертыши, лабиринты;

6. Игры на замену мест (например, «Пятнашки») и др.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников логопедических групп (из опыта работы) Каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Очень важно развитие.

Конспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группыКонспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Цель: развиватье детей. Задачи: уточнить и закрепить знание детьми счета в пределах 5 и геометрических фигур, развивать умение ориентироваться.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольниковЛогико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников Дошкoльное детство – это период интенсивного развития психических процессов. Oдним из наиболее важных процессов является мышление. Основными.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2023 в 16:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД