Получи документы

Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования

Елена Стоцкая
Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о нормах этикета ребенок получает в семье, в детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начало формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоение социально-этический правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Публикация «Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования» размещена в разделах

Как и всякое социальное явление, этикет имеет свою историю. Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменением условия жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживается определенных правил этикета, церемониала было необходимым условием, от которого зависела не только карьера, но и жизнь человека. Этикет формировался под влиянием различных факторов, немаловажное значение имел политический строй, уровень развития культуры и искусства, внешняя и внутренняя политика и многое другое.

Термин «этикет» обособился сравнительно недавно. Сущность данного понятия понимается как, «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение общественных местах, манеры и одежда). Слово этикет произошло от французского etiguette и имеет два значения: «ярлык, «этикетка»; «церемониал», «этикет». Как указывает И. Г. Добродомов, «слово этикет обозначает своеобразный кодекс манер и правил поведения».

Этикет – это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе конкретного типа представлений. И. Н. Курочкина, определяет его, как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражает уважительное отношение людей друг к другу. Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, так как этикет, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению, приятностью манер и т. д.

В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание формальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом рациональностью.

Довольно полно определяются сущность этикета авторы Г. С. Асатрян и Н. Х. Геворнян: «Этикет в целом (речь идет о нормах поведения и связанных с ними представлениях) является одним из внешних проявлений, которые присущи всему комплексу культурного достояния. В силу того, что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе ею культурно исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражается принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления». Следует также иметь в виду, продолжают эти авторы, что нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношение к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, отличаются наибольшей консервативностью по сравнению с другими компонентами культуры народа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, образовательными программами ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь выполнять:

правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведение за столом);

поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;

знание и умение речевого этикета (правила общения к сверстнику и взрослому, значение речевых этикетных формул – приветствие, прощение, выражение благодарности т. д.) традиции правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т. д.).

Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этикета постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесение нового в традиционный этикет, создание новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анализа, соотнесение с условиями реальной жизни, а потому столь актуально использование активных и интегративных методов в процессе воспитания у детей представлений о правилах этикета.

Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах И. Н. Курочкиной, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Л. Ф Островской, С. В. Петериной и др. Большинство исследователей единодушны в признании возможности и необходимости раннего приобщение детей к нормам этикета. Исследователи отмечают, что работа в данном направлении должна проводится на основе принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального познавательного развития детей в дошкольном возрасте, активность ребенка как субъекта познания и культуротворчества, научной обоснованности процесса и взаимодействия его субъектов, связи знаний с повседневной социокультурной практикой и др.

И. Н. Курочкиной и С. А. Козловой предложено содержание представлений о нормах этикета доступных для детей. Выделяют три компонента:

представление о нормах и правилах этикета;

представление о способах выполнения норм правил;

представления о роли норма и правил этикета в общении и взаимодействии ребенка с окружающими людьми.

По мнению И. А. Абрамовой, представления о нормах этикета у дошкольников имеет трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит представление о нормативных понятиях, эталонах, нормах этикета, правилах поведения, а также представления о нравственных качеств личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные качества личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральныемотивы, а так же нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, привычку и поступки, то есть реальное выполнение норм и требований этикета.

Содержание представлений о нормах этикета у младших дошкольников :

Когнитивный компонент – ознакомлен с социальными отношениями, моральными качествами людей, в формировании представлений об эмоциях человека. Ознакомлен с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях и т. д). И имеет определенный результат такой как :

выделяет субъекты социального мира;

словесно определяет основные социальные нормы;

умеет дифференцировать основные (базовые) эмоции;

знает правила этикета.

Эмоционально оценочный компонент - направлен на формирование чувства сопереживания, самочувствия. Формирования нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, эмоциональное отношение норм этикета, а так же совместная деятельность со взрослыми и сверстниками и ожидает результат такой как:

эмоционально выражает свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и невербальных средств общения;

доброжелательное относится ко всем детям в группе детского сада, уважительно относится ко взрослым;

элементарно анализировать субьект-субьектные отношение социального мира, дает им эмоциональную оценку;

наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия.

Поведенческий компонент – устанавливается с помощью воспитателя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений, осуществляет выбор нормы правильного поведения в различных ситуациях взаимодействия.

В основных образовательных программ дошкольного образования в той или иной степени отражены задачи, направленные на формирования представлений о нормах этикета. Эти задачи отражены в двух образовательных областях : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за столом, каким образом обращается к взрослым и сверстникам. Несомненно, содержание должно усложнятся от возраста к возрасту. Однако анализ показал, что такого содержания не хватает, чтобы сформировать у ребенка систему представлений о нормах этикета и научить ребенка правильному поведению.

Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т. е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации. Младшие дошкольники не могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т. е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.

Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. В младшей группе воспитатель продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетичной основе. Младшие дошкольники овладевают правилами этикета, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям.

Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.

Таким образом, формирование представлений о правилах этикета приводит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования
Опубликовано: 12 мая 2023 в 23:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стоцкая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД