МААМ-картинки

Проблема развития изобразительных умений и навыков детей в психолого-педагогических исследованиях

Наталья Кондратенко
Проблема развития изобразительных умений и навыков детей в психолого-педагогических исследованиях

Проблема развития изобразительных умений и навыков детей в психолого-педагогических исследованиях

Кондратенко Наталья Федоровна

Детский сад старшая группа

Цель исследования : педагогические условия развития изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Задачи исследования :

Публикация «Проблема развития изобразительных умений и навыков детей в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

1. Изучить теоретические основы развития изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить педагогические условия развития изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. [40, с. 36]

Среди разнообразных видов художественной деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность зарождается в раннем детстве и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития. С развитием деятельности растёт, развивается, изменяется сам ребёнок. [39, с. 59]

С рождения ребенок включается в деятельности, организуемые взрослыми. Взаимодействуя и общаясь с взрослыми, он постепенно осваивает мотивы цели, действия и операции деятельности, овладевает нормами взаимоотношений. Следовательно, процесс формирования личности ребёнка в изобразительной деятельности – это в первую очередь овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности.

По выражению Б. Г. Ананьева «стать субъектом определённой деятельности – это значит освоить эту деятельность, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию», [3, с. 34] а это означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т. е. это процесс целостного психического развития ребёнка в изобразительной деятельности. Смена ведущих видов деятельности и специфика личностного развития детей в каждый период, существенно влияет и на своеобразие изобразительной деятельности в это время а, следовательно, и на развитие личности в её условиях. Дошкольный возраст характеризуется постепенным развитием общей произвольности всех психических процессов у детей (произвольного восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Деятельность дошкольника становится всё более целенаправленной, что обусловлено общим психическим развитием и совершенствованием самой изобразительной деятельности. [24, с. 52]

Р. Г. Казакова писала, что содержание изобразительного искусства и художественной деятельности, обеспечивает гармоничное развитие личности, координацию формирования эмоциональных, волевых, интеллектуальных, трудовых, сенсорных, физических и др. социальных качеств в период становления личности ребёнка. [25, с. 7]

К старшему дошкольному возрасту, ребёнок способен целенаправленно реализовать замысел; рисунок приобретает всё большую детализированность, вариативность; появляются излюбленные темы, обусловленные устойчивыми интересами или успехами в изобразительной деятельности. У детей развивается аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отношения частей в предмете по величине). В рисунке, появляется стремление ребёнка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребёнка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т. е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт. Изобразительный опыт должен быть адекватен замыслам ребёнка. Чем старще ребёнок, чем объективнее он может оценивать результаты своей деятельности, тем чаще в рисовании он ориентируется на свои изобразительные умения. Усвоить изобразительный опыт без помощи взрослого ребёнок не может. От того, как будет организован процесс обучения, чему и как будут учить, зависит, будут ли реализованы возможности личностного развития, предоставленные изобразительной деятельностью. [18, с. 71]

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. У детей необходимо развивать изобразительные умения и навыки для разностороннего формирования личности, для более успешного обучения в школе. Развивать, значит придавать определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать. [13, с. 30]

В разных источниках разные авторы дают свое определение понятию «умение».

П. И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «умение» : умение - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. [61, с. 608]

В словаре С. И. Ожегова приводится следующее понятие: умение - это навык в каком-нибудь деле, опыт. [66, с. 14]

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка (В. В. Давыдов, А. В. Запорожец,

Б. Ф. Ломов и другие). [32, с. 25]

В. М. Полонский дает определение «умению» : умение, освоенный способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях. Умея, человек сознательно и преднамеренно использует свои знания, выбирает нужные приёмы работы и применяет их в деятельности для достижения поставленной цели.

Навыком называются такие действия, отдельные элементы которых в результате упражнения становятся автоматизированными.

Основной задачей развития изобразительных умений у детей является воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. [23, с. 266]

Для того, чтобы человек овладел умениями, умел читать, считать, рисовать и вообще многое сделать – он должен получить знания. Получив знания, он учится их применять в практической деятельности, у него вырабатываются умения. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности, умения совершенствуются; в связи с этим изменяется характер деятельности, она становится более совершенной, качественно лучше. Так создаются условия для формирования навыка.

В процессе изобразительной деятельности формируется целый ряд умений, которые базируются на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка формируются следующие изобразительные умения : технические умения, владение средствами перевода реального объекта в графический образ, умение самостоятельного замысла предстоящего изображения. [8, с. 81]

Т. С. Комарова определяет одной из важных задач обучения изобразительному искусству – овладение техническими приемами работы с различными материалами. Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.

Т. С. Комарова под изобразительными умениями старшего дошкольного возраста выделяла совокупность следующих умений :

- умение использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта);

- умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;

- умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге);

- умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);

- умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;

- умение получать разнообразные оттенки цвета. [36, с. 114]

Формирование полноценной, гармоничной, эстетически развитой личности должно происходить всесторонне под наблюдением профессиональных работников, учитывая психические, физиологические, возрастные особенности ребёнка. Без практических упражнений навыки и умения утрачивают свои качества. [40, с. 160]

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Н. П. Сакулина основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяла формирование умения, правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Ребенку трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков. [55, с. 38]

В. С. Мухина писала, что в условиях систематического художественного воспитания круг тем, который ребёнок делает предметом своего рисования, становится неизмеримо шире… Рисунки детей, начиная с 5 лет, уже отражают важные общественные события, национальные традиции и культурные особенности страны. [38, с. 236-137]

Л. С. Выготский отмечал, что всякое искусство, культивируя специальные приёмы воплощения своих образов, располагает своей особой техникой, и это соединение технической дисциплины с творческими упражнениями есть, вероятно, самое ценное. [12, с. 79]

Е. И. Игнатьев писал, что рисовать – это значит научиться передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Развитию изобразительной деятельности необходимо уделять пристальное внимание. Нельзя ссылаться на отсутствие у ребёнка способностей к рисованию и поэтому не обучать его рисованию. Способности к рисованию формируются именно в процессе самой изобразительной деятельности. [22, с. 116]

Характеризуя виды деятельности, Л. А. Венгер пишет, что отличительной чертой детских видов деятельности является постоянное возникновение в них новых для ребёнка условий, требующих не простого воспроизведения полученного опыта, а творческого подхода. Этот процесс особенно заметен в изобразительной деятельности. [10, с. 61]

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью. [32, с. 28]

В. С. Кузин писал, что успешное решение художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения специальными знаниями, умениями, навыками, доступными конкретному возрасту. И на этой основе – раскрытие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитания в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности. [43, с. 9]

Изучением детской изобразительной деятельностью, в частности декоративным рисованием, занимались известные российские учёные педагоги Е. И. Васильева, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Н. С. Карпинская, Т. С. Комарова, Е. С. Рогалёва, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалева и мн. др., Н. П. Сакулина в своих исследованиях раскрыла стилистические особенности разных видов русского народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец и др., технике их росписей, определила последовательность в работе, разработала дидактические образцы для обучения дошкольников декоративному рисованию. [21, с. 58]

Таким образом, проанализировав психологическую и педагогическую, литературу по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности.

Изобразительная деятельность – это один из видов художественного воспитания дошкольников.

• Рисование, лепка, аппликация, конструирование – это виды изобразительной деятельности дошкольников.

Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития дошкольников : умственного, нравственного, эстетического и физического.

Изобразительная деятельность развивает творческие способности детей.

• Методика изобразительной деятельности опирается на своеобразие и закономерности развития психики ребёнка.

• Одним из условий, необходимым для творческой деятельности, является овладение изобразительными умениями и навыками, которые помогут ребёнку воплотить задуманные образы в реальные формы.

Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создание узора с учетом украшаемой формы.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках дошкольников,

В. М. Бехтерев признавал необходимым обучение детей технике рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности ребёнка. [32, с. 40]

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения. Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения.

В детской изобразительной деятельности используются разнообразные краски, карандаш, сухая и масляная пастель и т. п. Необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. [10, с. 87]

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними.

Рассмотрим особенности каждого инструмента (см. таблицу).

Классификация технических навыков и умений

Группы классификаций Навыки Умения

Первая группа

Навыки и умения владения инструментом. 1. Навык держания карандаша и кисти (исходное положение). 2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий. 3. Навык ведения пиний кистью. 4. Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

Вторая группа Навыки, связанные с выработкой качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке 1. Навык произвольной регуляции силы нажима. 2. Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движения). 3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение). 4. Навык прекращения движения в нужной точке. 5. Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений. Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения.

Третья группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций) Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т. д.) 1. Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге, и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой). 2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат). 3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.

Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. [79, с. 35]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. - Казань. : СКАМ,1996. - С. 598.

2. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина. – М. : Изд-во «Скрипторий», 2007. – 127 с.

3. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: Сборник, 1982.

4. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / А. П. Аверьянова – изд. «Мозаика – синтез». 2003. -60 с.

5. Богослова, Г. В., Шинкарева, Н. А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 3 (24). - С. 154-158.

6. Бабенкова Е. А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства / Е. А. Бабенкова, Г. В. Курдюмова // Воспитатель ДОУ: практ. журн. для воспитателей ДОУ. - 2010. - № 1. - C. 70-72.

7. Брыкина, Е. К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. - М., МГГУ, 2004. - 158с.

8. Бутусова, Т. Ценностные ориентиры дошкольного образования. Воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности [Текст]//Дошкольное воспитание. - 2019. - № 10. – с. 81-87.

9. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

10. Венгер JI. A. Педагогика способностей [Текст]/ JI. A. Венгер. - М. : Знание, 1973 - 95 с.

11. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования. [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. – 2013. - №2. – С. 28 – 29.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж»Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж» Цель игры: формирование навыков композиционного построения и пространственного мышления, умения видеть и передавать свойства перспективы.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития изобразительных умений и навыков детей в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 26 декабря 2020 в 11:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития изобразительных умений и навыков детей в психолого-педагогических исследованиях» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кондратенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД