МААМ-картинки

Проблема произвольного внимания в отечественной и зарубежной психологии

Анна Мерзликина
Проблема произвольного внимания в отечественной и зарубежной психологии

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Основное препятствие, с которым сталкивалась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, заключается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания [10].

Публикация «Проблема произвольного внимания в отечественной и зарубежной психологии» размещена в разделах

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные (В. Вундт, Г. Гельмгольц, И. Гербарт, У. Джемс, Дж. Миль, Т. Рибо и др.) и отечественные (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ф. Н. Гоноболин, С. Л. Кобыльницкая, С. С. Левитина, Л. Н. Леонтьев, Т. А. Мелехова, Т. М. Мирютина, Р. С. Немов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Урунтаева, Е. М. Черепанова и др.) психологи и педагоги.

Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Внимание выступает важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека. Данный процесс тесным образом связан с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность теоретическая деятельность, внимание принимает новые формы: оно затормаживает постороннюю внешнюю деятельность и сосредоточивается на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления [12].

Многие ученые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания, выделяя интересные и противоречивые свойства данного процесса.

П. Я. Гальперин являясь представителем отечественной психологии, предложил оригинальную трактовку внимания. Проанализируем основные положения его концепции:

внимание выступает одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, которое направлено на содержание мысли, образа, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

внимание выполняет функцию контроля за этим содержанием. В каждом действии человека есть исполнительская, ориентировочная и контрольная части. Последняя и представлена вниманием по сущности;

деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата, в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта;

с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания (непроизвольного и произвольного) являются результатом формирования новых умственных действий [14].

Среди зарубежных исследователей основные подходы к проблеме природы внимания были выделены Н. Н. Ланге:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Сторонники данного подхода исходят из того, что если человек можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание есть результат ограниченности объема сознания.

И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления подавляют или вытесняют менее интенсивные, при этом авторы не объясняют, что они понимают под объемом сознания и какова его величина.

3. Внимание как результат эмоции. Данная теория особенно развита в английской ассоциационной психологи. В ней указано на зависимость внимания от интересности представления. По мнению Дж. Миль, «иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание является результатом апперцепции, т. е. результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Представители данной позиции, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за активную и первичную способность, происхождение которой они объяснить не могут.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Основатели данной гипотезы указывают, что внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания через преобладание одного представления над другими, который лежит в основе первого, физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других движений и представлений, результатом чего является факт - концентрация сознания [46].

В научных источниках мы можем найти большое количество определений внимания, которые стали более или менее устойчивыми и общепризнанными. В большинстве работах ученые определяют внимание как сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от всего остального. Анализируя работы Н. Ф. Добрынина, мы находим следующее определение внимания : «Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности личности. Сосредоточение он рассматривает как углубление в данную деятельность и отвлечение от остального, направленность представляет собой избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности» [21].

Данное определение позволяет сделать вывод, что внимание это не самостоятельный процесс, а характеристика других психических процессов (мышление, память, восприятие и др.). Внимание объединяется с другими психическими процессами, оно составляет их характеристику, но не имеет самостоятельного содержания.

Н. Ф. Добрыниным в учение о внимании введено понятие значимости. «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточение ее на объекте, который имеет для личности определенную значимость (ситуативную или устойчивую)» [21]. Ряд ученых поддерживают мнение, представленное Н. Ф. Добрыниным, который отвергал отрицание внимания как самостоятельную форму психической деятельности.

С. Л. Рубинштейн высказал возражение против данного подхода. Он считал, что внимание не имеет самостоятельное содержание, но при этом указывал, что феноменологической характеристикой внимания является избирательность направленности на определенный объект. По мнению С. Л. Рубинштейна, при такой феноменологически правильной характеристике источники и природа внимания остаются не раскрытыми [53].

Одни авторы (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание самостоятельной формой психической деятельности, а именно психологической формой контроля. Другие (Ж. Годфруа, А. Н. Леонтьев, А. И. Розов и др.) склонны отождествлять внимание с ориентировочной деятельностью [47].

Внимание в деятельности и жизни человека выполняет большое количество разнообразных функций. По мнению Р. С. Немова, внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент физиологические и психологические процессы, а также способствует целенаправленному и организованному отбору поступающей в организм информации, в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности [41].

В своей работе мы будем опираться на следующее определение. Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на объектах окружающей действительности и внутреннем состоянии человека [47].

В современной науке в области психологии ученые выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Сосредоточенность и направленность психической деятельности могут носить произвольный или непроизвольный характер [53]. Непроизвольное внимание называют также эмоциональным или пассивным. На возникновение данного вида внимания влияют некоторые факторы:

- внешний мир: физические характеристики сигнала (частота, интенсивность, новизна, контраст между раздражителями и т. п.

- внутренний мир человека: физическое и эмоциональное состояние человека, его интересы, актуальность информации для него и т. п. [52].

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. В психологической литературе данный вид внимания называют эмоциональным или пассивным. Этот вид внимания возникает без приложения волевых усилий. Основная функция, которую выполняет непроизвольное внимание, это быстрая и правильная ориентация человека в постоянно меняющихся условиях, выделение объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное значение.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, которое направляется требованиями деятельности. В научной психологии его называют волевое и активное. В работах отечественных исследователей (Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн и др., указывается, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. В связи с этим психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не ошибаться в действиях, не отвлекаться [21; 48].

Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, которое не требует волевых усилий в связи с высоким интересом к деятельности. К. К. Платонов утверждает, что послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Первый из ученых, который ввел в употребление термин «послепроизвольное внимание», был Н. Ф. Добрынин [21]. По своим психологическим характеристикам оно близко с непроизвольным вниманием, но у них есть и различия. Основой послепроизвольного внимания выступает интерес, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

Перечисленные виды внимания в практической деятельности человека близко переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. Виды внимания отличает выполнение разных функций, которые реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.

В трудах У. Джеймса, характеризуя произвольное внимание, автор подчеркивает потребность сознательных усилий для сосредоточения внимания в определенном направлении, отмечает ее пульсирующий характер и другие доступные интроспекции черты [19].

Т. Рибо выдвинул идею, что характеристика произвольного внимания берет начало в понимании сущности его мотивации. Произвольное внимание еще называют искусственным, и рассматривают как продукт искусства дрессировки, воспитания, увлечения чем-либо. Данный вид внимания рассматривается во взаимосвязи с непроизвольным, или естественным [52]. Из сказанного следует понимание происхождения произвольного внимания как изменения системы его мотивации. Автор рассматривает произвольное внимание как процесс, который заключается в формуле: «сделать интересным то, что по природе непривлекательно, придать искусственный интерес вещам, которые сами по себе непривлекательны». Первый этап данной функции характеризуется первичными чувствами типа страха; на втором этапе выступают - вторичные: соревнование, самолюбие; на третьем этапе внимание становится привычкой.

В своих работах Н. Н. Ланге указывает, что важным внутренним отличием внимания произвольного вида является то, что субъекту цель процесса известна заранее. Иначе говоря, у него имеется неполное предваряющее знание об объекте внимания [47].

В научном мире существует достаточно большое количество различных точек зрения о природе возникновения и сущности произвольного внимания.

Опираясь на мнение ведущих отечественных ученых в области психологии (Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн и др., произвольное внимание можно рассматривать как избирательную направленность сознания на явление окружающего мира или какой-либо предмет, и как следствие возможность приобретения от них конкретных знаний. Произвольное внимание выступает важнейшей функциональной характеристикой сознания, которое имеет социальную природу, имеет тоже социальные корни.

В исследованиях Л. С. Выготского просматривается другая природа произвольного внимания [11]. Экспериментальные исследования французских исследователей о культурно-опосредствованном характере произвольного поведения доказывают, происхождение произвольного внимания включает сознательное использование различных стимулов-средств, которые имеют знаковый характер.

Теория П. Я. Гальперина выступает третьей концептуальной позицией. Одна из функций произвольного внимания - это контроль в психической деятельности, т. е. данная функция представляет умственные действия контроля. Внимание - это идеальная, сокращенная и автоматизированная форма контроля. Это «разделение на единицы проверки», «выделение образца, критерия, меры, эталона», «организация четкого порядка проверки. Процесс формирования произвольного внимания имеет сходства с умственными действиями, которые необходимо сначала в практическом плане, а затем в процессе его интериоризации перевести в умственный план. Произвольное внимание рассматривается как внешний контроль, который перешел в самоконтроль. В данной ситуации вышеназванный процесс становится общедеятельностным навыком. По мнению П. Я. Гальперина, внимание представляет собой контроль в форме автоматизированного, сокращенного, идеального действия, конечный продукт поэтапного формирования контроля «умственный действий» : «Не всякий контроль является вниманием, но всякое внимание можно назвать контролем» [14].

П. Я. Гальперин провел большое количество экспериментов, направленных на формирование у детей произвольного внимания, которые доказали, что внимание важно изучать как отдельную форму психической деятельности, как действие, которому необходимо специально обучать.

В работах В. Г. Ананьева, Ф. Н. Гоноблина, М. Н. Шардакова и др. проблеме формирования произвольного внимания уделяется большое внимание [15]. Ученые едины во мнении, что для формирования и развития произвольности внимания важно воспитывать личность в целом, а также применять организацию форм деятельности, характеристикой которых, как указывают авторы, является внимание.

В большинстве работ по формированию и развитию произвольности внимания исследователи дают рекомендации по общему воспитанию личности (общей направленности личности, чувства ответственности, дисциплинированности, интересов). Внимание возникает самостоятельно на основе процесса воспитания личности, так как у данного психического процесса отсутствует самостоятельное содержание.

Исследователи А. В. Запорожец, З. М. Истомина, М. И Лисина, З. В. Мануйленко, Е. О. Смирнова особое место в развитии психических процессов отводят развитию у младшего школьника произвольности внимания [63].

Можно выделить ряд подходов к пониманию произвольности. Авторами первого подхода являются В. И. Аснин, Г. С. Костюк, которые разграничивают волевые и произвольные действия. Ученые указывают, что волевые действия «возникают в ситуации перестройки стереотипов, при существовании трудностей». В своих трудах исследователи указывают, что произвольное поведение формируется посредством целенаправленного развития волевой сферы. Представители данного подхода рассматривают волю как стремление, желание, цели, решение человека, его сознательное целенаправленное действие, поступки, его выдержку, решительность, настойчивость. Воля представляет собой один из способов сознательной регуляции поведения, деятельности, приобретенная человеком способность сознательно ставить перед собой цели, найти решение и подчинить ему свои поступки и действия [32].

В работах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, которые являются представителями второго подхода, волевые и произвольные действия рассматриваются как равнозначные. Согласно Л. И. Божович, проблема произвольности и воли выступает одной из центральных для психологии личности [12]. Автор большое внимание уделяла исследованию механизма становления и развития произвольности в поведении.

Анализируя работы А. Н. Леонтьева, мы приходим к выводу, что соподчинение мотивов деятельности, которые формируются в период дошкольного детства, выступает механизмом произвольного поведения [37].

Третья точка зрения на механизм возникновения произвольности поведения принадлежит А. Р. Лурии и А. В. Запорожец. Ученые указывают, что в дошкольном возрасте поведение подчиняются не слову, а ситуативным обстоятельствам. Другими словами, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо организовать специальные условия [38].

В научных источниках мы находим различные подходы к психической природе внимания произвольного вида. На наш взгляд, наиболее рациональной представляется концепция П. Я. Гальперина, в которой указано, что функцию контроля в психической деятельности выполняет произвольное внимание [14].

Большое количество исследователей, обращают внимание на то, что на развитие личности младшего школьника, а также и на его произвольное внимание оказывает влияние уровень произвольности поведения ребенка.

Выделяют свойства внимания, которые проявляется в произвольном внимании : объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение и распределение.

Объем произвольного внимания - характеристика, определяющая эффективность любого вида обучения, т. к. мыслительный процесс предполагает параллельное совмещение, объединение и удержание нескольких объектов или предметов в поле внимания. Объем внимания у взрослых находится в пределах четырех-шести объектов, у детей зависит от возраста, поэтому колеблется от двух до пяти объектов.

Человек, обладающий большим объемом внимания, может обнаружить больше явлений, событий, предметов. Объем внимания зависит от знания объектов и их взаимосвязей друг с другом.

В трудах Н. Ф. Добрынина указывается на ведущую роль устойчивости в произвольном внимании, которая рассматривается как длительное сосредоточение на значимом объекте [21]. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря данному свойству внимания сознание не утрачивает того, на что однажды было обращено внимание, что было предметом сосредоточения. Сосредоточение является важным параметром для отождествления личности ребенка и развития его самосознания, так как обеспечивает непрерывность психической деятельности. Устойчивость внимания направлена не пассивно блуждать по объекту, а осуществлять целенаправленный поиск: происходит отбор существенного, соответствующего мотивам и целям деятельности.

Устойчивость внимания позволяет последовательно познавать предметы окружающей действительности во всем многообразии их свойств и отношений, и как следствие, опыт ребенка обогащается новым содержанием. Для развития интеллектуальной деятельности ребенка большое значение имеет устойчивое внимание. Устойчивость внимания представляет возможность мышлению не отключаться на посторонние связи, незначимые эмоциональные образы, несущественные характеристики. Данное свойство внимания позволяет сдерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на условном, переносном смысле, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления.

По словам Э. А. Александрян, речь играет большую роль в формировании и развитии устойчивости внимания ребенка. На первом этапе сосредоточение внимания на речи вызывает определенные трудности, несмотря на повышенную избирательность и чувствительность в виде врожденной установки к голосу человека. Д. Брунер в своих трудах указывает на то, что язык усваивается ребенком как средство «совместного внимания и совместной деятельности со взрослым». Овладевая речью, ребенок приобретает способы управления своим вниманием [37].

Сосредоточенность - это удержание внимания одной деятельности или на одном объекте при отвлечении от всего остального. Данное свойство внимания обычно связано с действенным, глубоким интересом к деятельности, факту или событию. Сила или степень сосредоточенности - это интенсивность или концентрация внимания.

Концентрация - это увлеченность каким-либо объектом или деятельностью. Показателем концентрации выступает поглощение предметом деятельности, без отвлечения на посторонние раздражители.

Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности одновременно, удерживая на них свое внимание. Умение распределять свое внимание развивается с возрастом, постепенно. Старшие дошкольники плохо распределяют внимание, нет автоматических умений, у них не достаточно опыта, поэтому не стоит предлагать выполнять два дела одновременно или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но при этом важно создавать необходимые условия для развития данного умения.

Переключение - это осмысленное и сознательное перемещение внимания с одного действия или предмета на другие, это переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности, перестройка внимания. Важным параметром внимания выступает его переключение, т. е. способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Сознательное переключение внимания отличается от отвлекаемости внимания.

Во время переключения внимания происходит активная перестройка психической деятельности, которая связана с потребностью выделять и удерживать новые составляющие или находить новые способы выполнения деятельности. Процессу перехода от одного вида деятельности к другому свойственно повышенное напряжение, неразрывно связанное с процессом произвольного переключения внимания. Для того, чтобы сознательно изменить направленность, необходимо определенное время, чтобы сознательно отреагировать на изменяющиеся условия.

В связи с изложенным выше материалом мы можем сделать вывод, что проблеме произвольного внимания произвольного вида придается большое значение. Изучением проблемы внимания произвольного вида занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые, психологи высказывают свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.

Таким образом, в настоящее время нет единого взгляда на понятие произвольное внимание. С одной стороны произвольное внимание рассматривается как сосредоточенность и направленность сознания на объект и как сторона других психических процессов, с другой стороны как самостоятельная форма психической деятельности. Наиболее важными свойствами произвольного внимания большинство психологов (Б. Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн и др.) считают устойчивость и концентрацию. Уровень развития внимания привольного вида характеризует не только направленность интересов человека, но и его личности, волевые качества.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Неделя психологииНеделя психологии В период с 28 ноября по 2 декабря 2022 года в детском саду прошла Неделя психологии. Цель: создание благоприятного психологического климата.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ «Неделя психологии» в МБДОУ «Золотой ключик» с. ПокровскоеС 19 по 23 ноября в нашем детском саду прошел интересный и увлекательный марафон.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема произвольного внимания в отечественной и зарубежной психологии
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 12:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД