Лучший педагог года

Проблема личности интернет-зависимых подростков в зарубежной и отечественной психологии

Эльмира Рахматуллина
Проблема личности интернет-зависимых подростков в зарубежной и отечественной психологии

На данный момент мало исследований в области психологических особенностей людей со склонностью к интернет-зависимости, в частности на российской выборке. Отчёты глобальной статистики Digital 2020 показывают, что цифровые, мобильные и социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей во всем мире. На начало 2020 года Интернетом пользуются более 4,5 миллиарда человек, а количество пользователей социальных сетей превысило отметку в 3,8 миллиарда. Почти 60 процентов населения мира уже подключено к Интернету, и последние тенденции предполагают, что к середине этого года более половины всего населения мира будет использовать социальные сети. Учитывая, что население мира составляет 7,74 миллиарда человек, уровень проникновения интернета примерно 56 процентов. Другими словами, более половины населения мира являются активными пользователями Интернета.

Публикация «Проблема личности интернет-зависимых подростков в зарубежной и отечественной психологии» размещена в разделах

Чрезмерный рост Интернета оказал огромное влияние на психологические исследования, возрос интерес к интернет-зависимости подростков. Авторы сообщают, что есть ряд эмоциональных факторов, которые могут быть связаны с интернет-зависимостью личности подростка.

Самостоятельные психологические исследования феномена Интернет- зависимости начались сравнительно недавно. История исследований началась в 1994 г. в США, когда группа американских учёных под руководством К. Янг разработали опросник для выявления интернет- аддиктов и, поместив его на вебсайте, провели первое исследование по данной проблематике. Далее, в 1995 году Нью-Йоркский психиатр И. Голдберг предложил критерии интернет- зависимости, построенные на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга, не опираясь при этом на клинические материалы, за что позднее подвергся критике коллег. Позднее, в 1996 г. учёный предложил термин «интернет-зависимость» для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом, которое влечёт за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологических сфер деятельности. В это же время Янгом был открыт первый онлайн-центр по поддержке интернет-зависимых (1995). Вслед за этим в период с 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические центры и службы.

Таким образов, встает проблема : современный ритм жизни создает условия для развития интернет-зависимости подростков. Вопросы о личностных особенностях подростков остаются не изученными в полной мере. Эти обстоятельства создают основу для объяснения актуальности проблемы.

Самостоятельные психологические исследования феномена Интернет- зависимости начались сравнительно недавно. История исследований началась в 1994 г. в США, когда группа американских учёных под руководством К. Янг разработали опросник для выявления интернет- аддиктов и, поместив его на вебсайте, провели первое исследование по данной проблематике.

В недавних исследованиях изучались этиологические факторы или причины, связанные с расстройством. По большей части изучается особенности компьютерной коммуникации.

С 1996 года во многих исследованиях изучалась интернет-зависимость, изучалась взаимосвязь между интенсивным использованием Интернета и психологическими факторами.

Психолог М. Шоттон в 1980 году организовал исследование, в котором участвовали обычные пользователи и больше ста программистов разных возрастов. Это было одним из самых продуманных исследований того времени. В эмпирическом исследовании присутствовали две группы: контрольная и экспериментальная. В ходе исследования интернет-зависимость была выявлена у образованных программистов мужского пола. Кроме того, у интернет-зависимых прослеживался высокий интеллект и заинтересованность современными технологиями. Также отмечено в ходе беседы, что интернет-зависимые испытывали напряжение в процессе общения, удовольствие при работе с техникой.

Также в работах отечественных ученых отмечается повышенный интерес к интернет- зависимости. Исследователь И. С Шевченко изучал особенности коммуникации и самопрезентацией в интернет-пространстве. На первом этапе были выявлены особенности интернет-коммуникации. Выборку составили 50 человек женского и мужского пола [18, с. 111].

В результате исследования были выявлены особенности интернет-коммуникации :

-анонимность,

-добровольность общения,

-отсутствие невербальных компонентов общения,

-отсутствие нормативности общения.

Во время реального общения очень важны вербальные и невербальные компоненты, поскольку влияют на то, как реципиент будет реагировать на сообщение коммуникатора. В виртуальном общении невозможно проследить за жестами, размещением в пространстве, мимикой, позой, эмоциональном состоянии пользователей. Кроме того, анонимность в виртуальной среде создаёт трудности в восприятии информации об источнике сообщения.

Психологи М. Шоттон и И. С Шевченко. отмечают, что замкнутость является основной особенностью интернет-зависимых. Также психологи Р. Ф. Теперик и М. А. Жукова утверждают, что интернет-зависимым свойственны проблемы с коммуникацией вследствие такой личностной особенности, как замкнутость. Учёные предполагают, что шизоидный тип личности доминируют среди испытуемых с ярко выраженной интернет-зависимостью. В исследованиях Р. Ф. Теперика и М. А. Жуковой отмечается, что шизоидность как черта личности является предпосылкой к интернет-зависимости [20, с. 70].

Недовольство восприятия образа тела является важным предиктором проблемного использования Интернета. Кроме того, ученый Р. Тао сообщил о высоком уровне расстройства пищевого поведения девочек-подростков среди Интернет-зависимых пользователей по сравнению с контрольной группой в связи с недовольством образом собственного тела. Однако на сегодняшний день мало научных трудов, свидетельствующих о связи между использованием Интернета и образом тела. Интернет-зависимость увеличивает факторы риска переедания, что проводит неудовлетворенностью образом тела.

Цель исследования во Франции : во-первых, проверка содержания контента, просматриваемых участниками с высоким уровнем неудовлетворенностью образа тела и нарушения питания. Вторая цель заключалась в изучении связи между Интернет-зависимостью, избегания образа тела и беспорядочного питания среди выборки французской молодежи. В исследование была включена выборка из 392 участников (68 процентов женщин, заполнивших онлайн-опрос.

Таким образом, целью исследования «Центра исследований психопатологии Тулузского университета» (Ле Мираль, Тулуза, Франция) было изучить связь между интернет-зависимостью отношением к образу тела, избегания образа тела и расстройства пищевого поведения.

Исследование показывает, что главное - это то, с кем пользователи сравнивают себя. Научный сотрудник Университета Маккуори (в Сиднее, Австралия) Ж. Фардули утверждает, что пользователи сравнивают свою внешность с внешностью других людей в изображениях на социальной сети Instagram или на любой другой платформе. В опросе 227 студенток сообщили, что при просмотре Facebook они склонны отрицательно сравнивать свою внешность с внешностью сверстниц и знаменитостей.

Результаты показали, что чем выше склонность человека быть зависимым от Интернета, тем он застенчивее.

В более поздних исследованиях была сделана попытка выяснить личностные характеристики интернет-зависимых. Морахан-Мартин (1999) предполагает, что существует связь между интернет-зависимостью и робостью. Еще предстоит определить, вызывает ли зависимость робость или робость зависимость. Пользователи становятся более заинтересованными и проводят больше времени в Интернете, а не в реальный жизни.

Для определения взаимосвязи между интернет-зависимостью и робостью был проведен дисперсионный анализ (ANOVA). Существенных различий по зависимости или застенчивости обнаружено не было. Однако зависимые пользователи были значительно менее робкие в сети, чем реальной жизни.

Настоящее исследование подтверждает коррелят -робость. Что касается робости и зависимости, кажется, что ситуация играет важную роль. Интернет для интернет -зависимых снижает робость. Интернет - это безопасная гавань, где снимается чувство социального дискомфорта. Использование Интернета устраняет негативные и нежелательные чувства, сопровождающие реальное общение. Интернет-пользователи могут чувствовать себя более уверенно при взаимодействии в сети. Следовательно, уменьшение робости способствует онлайн-зависимости.

Целью следующего исследования было прогнозирование интернет-зависимости на основе личностных характеристик старшеклассников в Кермане. исследование было описательным корреляционным исследованием. Выборка включала 538 мальчиков и девочек во втором классе средней школы в Кермане 2010 года. Данные были собраны с помощью двух анкет, включая пятифакторный Пересмотренный перечень личностей NEO и анкету интернет-зависимости. Данные были проанализированы с использованием теста ANOVA и многомерного регрессионного анализа.

Результаты показали, что студенты с более высокой эмоциональной стабильностью испытывают меньше негативных эмоций при столкновении с проблемами. Поэтому у них меньше шансов облегчить отрицательные эмоции чрезмерным и одержимым использованием Интернета. Кроме того, похоже, что студенты с высокими показателями экстраверсии предпочитают общение в реальной жизни. И наоборот, студенты-интроверты избегают взаимодействия с другими людьми из-за своей застенчивости. Таким образом, они больше общаются в виртуальном мире.

Это было описательное корреляционное исследование, в котором участвовали все учащиеся средних школ Кермана,. Группу выборки составили 534 старшеклассника (258 девочек и 276 мальчиков.

Можно сделать вывод, что личностные характеристики - эмоциональная стабильность, экстраверсия являются лучшими предикторами интернет-зависимости у старшеклассников.

Д. Кунимура и другие учёные оценили 113 студентов в Университете Лойола Мэримаунт и обнаружили значительную положительную связь между неврозом и интернет-зависимостью, а также значительную отрицательную связь между экстраверсией и интернет-зависимостью.

Негативная и значимая взаимосвязь, наблюдаемая между интернет-зависимостью и экстраверсией в настоящем исследовании, может быть связана с тем, что студенты-экстраверты предпочитают взаимодействие с другими людьми в социальных ситуациях взаимодействию в виртуальном мире. С другой стороны, студенты, которые обладают большей эмоциональной стабильностью, возможно, лучше справляются с проблемами и реже испытывают негативные эмоции, которые могут привести к навязчивой потребности в Интернете для снижения стресса. Можно также сказать, что более лояльные ученики обладают большим чувством ответственности в отношении своих школьных заданий, что снижает вероятность их использования и зависимости от Интернета. Результаты также указали на связь между полом и интернет-зависимостью. Фактически, студенты мужского пола оказались более зависимыми от Интернета [9, с. 200].

Р. Ф. Теперик и М. А. Жукова отмечают, что интернет-зависимым пользователям свойственны проблемы с коммуникацией, вызванные выраженной эмоциональной нечувствительностью и эгоцентризмом, что позволяет использовать интернет-коммуникацию в качестве компенсаторного механизма [24]. Результаты их исследования позволяют предположить шизоидный тип личности у испытуемых с интернет-зависимостью по таким критериям, как эмоциональная нечувствительность, сниженная способность распознавания невербалики у партнера по общению, эгоцентризм, неспособность воспринимать критику, что в целом соотносится с результатами исследования личностных особенностей подростков с интернет-зависимостью, проведенного рядом других исследователей, которое показало относительное преобладание шизоидов среди испытуемых [35]. Таковых оказалось чуть менее трети – 29,8 % [20]. Описанные Р. Ф. Теперик и М. А. Жуковой особенности коммуникации, типичные для шизоидов, могут свидетельствовать о том, что не шизоидность как черта характера может стать предпосылкой для формирования интернет-зависимости, а особенности взаимоотношений, принятые в семье и влияющие на формирование личности с детства, могут впоследствии приводить к шизоидности как черте характера и сопутствующим ей особенностям и проблемам.

Психолог Чудова Н. В. описала личностные черты присущие интернет-зависимым :

-замкнутость в общении,

-развитая интеллектуальная деятельность,

- сложность принятия тела (физическое Я,

-склонность избегания ответственности,

-эмоциональная напряженность,

-негативизм.

Чрезмерный рост Интернета оказал огромное влияние на психологические исследования впонимание его роли в эмоциональных состояниях, и возрос интерес к вызывающий привыкание потенциал Интернета. Авторы сообщают, что есть ряд эмоциональных факторов, которые могут быть связаны с интернет-зависимостью студентов колледжа. Среди этих факторов наиболее заметными являются депрессия, тревога и стресс. Исследования интернет-зависимости и депрессии показали, что чрезмерное использование Интернета приводит к нарушению нормальной жизни человека и людей вокруг него было связано с учащением депрессии.

Использование Интернета может заменить ценное время, которое люди проводят с семьей и друзьями, что приводит к сужению круга общения и более высокому уровню одиночества и стресса.

Интернет-зависимость также может способствовать возникновению беспокойства и стресса (Е. Раутерберг, 1996; 2001). Эти характеристики считаются важными детерминантами интернет-зависимости.

Цель следующего исследования, которое проходило в Турции в 2013году - изучить взаимосвязь между интернет-зависимостью, невротизмом и стрессом. В этом исследовании невротизм определяется как ненормальное состояние организма, проявляющееся признаками и симптомами такими как апатия, пессимистическое и нигилистическое отношение к реальности, потеря спонтанности и специфические вегетативные признаки, тревожность операционализируется как эмоциональное состояние субъективного беспокойства, повышенное возбуждение вегетативной нервной системы, и стресс- эмоциональное состояние физического или психического напряжения, вызванное факторами которые имеют тенденцию изменять существующее равновесие. Учёные предположили, что интернет-зависимость положительно ассоциироваться с, невротизмом и стрессом.

Участниками были 300 студентов университетов, обучающихся по различным программам бакалавриата в Университете (Сакарья, Турция). Из участников 65 были первокурсниками, 41 -.студентов второго курса, 56 студентов третьего курса и 138 студентами четвертого курса. 96участников (32%) мужчин и 204 (68%) женщин. Подавляющее большинство студенты (91%) были в возрасте от 17 до 24 лет (средний; 21,24, стандартное отклонение; 1,49).Интернет-зависимость измерялась с помощью шкалы OCS. Эта шкала содержит 36 пунктов по 7-балльной шкале типа Лайкерта. Он был разработан Дэвисом,Флеттом и Бессером (2002). Результаты показали, что существуют значительные отношения между переменными. Таким образом доказано, что невротизм, стресс, тревожность были имели положительную корреляцию с интернет-зависимостью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Игра-ходилка «Интернет и его секреты»Игра-ходилка «Интернет и его секреты» Цель: формирование знаний и навыков безопасного поведения детей в интернете. Игра-ходилка с виду простая и незамысловатая игра, но именно.

Интернет в моей жизниИнтернет в моей жизни Интернет стремительно ворвался в нашу жизнь! Мы уже не представляем свою жизнь без него. Удивляемся: «Как обходились до этого!». Побаловать.

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ «Неделя психологии» в МБДОУ «Золотой ключик» с. ПокровскоеС 19 по 23 ноября в нашем детском саду прошел интересный и увлекательный марафон.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема личности интернет-зависимых подростков в зарубежной и отечественной психологии
Опубликовано: 29 августа 2022 в 15:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД