МААМ-картинки

Проблема культуры речевого поведения педагогов ДОУ

Светлана Кругом
Проблема культуры речевого поведения педагогов ДОУ

«Не условным звуком

учится ребенок,

но пьет живительную силу

из родимой груди родного слова»

К. Д. Ушинский

Константина Дмитриевича Ушинского называют «Учителем русских учителей». Главная идея его «учительства», по нашему мнению, заключается в том, что «Язык, конечно, есть один из могущественнейших воспитателей человека» [5]. Единственный инструмент педагогики - это Слово. Каждая фраза педагога - это продукт его творчества, педагогической компетентности. Язык — это органическое создание мысли, «коренящееся в ней и постоянно из нее вырастающее». Именно поэтому речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит.

Публикация «Проблема культуры речевого поведения педагогов ДОУ» размещена в разделах

Наблюдая за речевым поведением воспитателей нашего ДОУ, мы отметили для себя ряд высказываний: «Отойдите от него все, пусть один сидит», «Я смотреть на тебя даже не хочу», «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет», «Ну что, будем папу расстраивать?», «Настоящие мальчики не плачут», «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!». Мы, как административная команда задались вопросами: «Это уровень профессионализма?» Ведь реальное слово отражает педагогическую компетентность, курсов повышения квалификации, творческих изысканий.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности» [2]. Законы общества и природы - это знаниевая часть, которая может быть сведена на ноль речевой культурой педагога. Педагоги нашего детского сада пользуется методическими пособиями, где все выверено, все продумано, но речь живая и речь учебника - это две реальности, которые надо осмыслять, потому что вторую реальность – речь учебника - речь педагога может свести на нет и образ мира ребенка и представлений. «Не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещенными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления» [5].

В наше время, как никогда прежде, стал актуален вопрос культуры речевого поведения и педагогической этики. Существует противоречие между требованием профстандарта [1] в социально-культурологической сфере профессиональной деятельности педагога и реальным уровнем сформированности культуры речевого поведения.

Педагоги принимаются на работу с квалификацией, подтвержденной документами, но при этом в большинстве случаев у них недостаточно высокий культуры речи и культуры межличностных отношений. При анализе конфликтных ситуаций в ДОУ наиболее острые способы разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия были связаны с некорректным речевым поведением. В связи с этим возникла необходимость развития компонентов культуры речевого поведения педагогов.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что в современной методической работе с кадрами приоритет должен отдаваться не только технологиям и методикам, но и развитию личности педагога как человека, как носителя определенных культурных ценностей. Мы проанализировали биографию «воспитателей» К. Д. Ушинского и выяснили, что в педагогике в приоритете была именно субъект-субъектная составляющая. Мы полагаем, что именно благодаря этому, Константин Дмитриевич и сформировался как выдающаяся личность.

«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением» [2]. К. Д. Ушинский убежден: «Как бы далеко ни запрятал воспитатель или наставник свои глубочайшие нравственные убеждения, но если только они в нем есть, то они выскажутся, может быть, невидимо для него самого, не только уже для начальства, в том влиянии, которое окажут на души детей, и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее» [5].

Убежденность – это глубокое и фундаментальное образование личности, до которого в методической работе крайне трудно добраться. Получается, что подойти к решению проблемы мы можем только со стороны речевого этикета, по сути от категории «норма». По крайней мере, хотя бы нормы речевого поведения мы, как управленцы, можем противопоставить попыткой современных воспитателей заниматься «кухонной педагогикой».

Под речевым этикетом понимаются разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения.

Ребенок учится правильному общению у педагога. Слово воспитателя служит образцом, который воспринимает ребенок и учится строить свою речь. К. Д. Ушинский говорил: «Дитя усваивает язык подражанием…», «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» [5].

Много мудрых советов относительно культуры речевого поведения дал нам В. А. Сухомлинский.

«Слово - тончащее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, комьями грязи» [3]. «Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнение и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слезы, породить веру в человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека» [4].

А. С. Макаренко считал, что мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта, педагогическое мастерство может быть доведено до большой степени совершенства, почти до степени техники. Путь к гармонии знаний и нравственности начинается с культуры слова. «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности» [3].

Мы осуществили попытку целенаправленного формирования культуры речевого поведения в нашем ДОУ. Нами проведено систематическое наблюдение за речевым поведением всех воспитателей, цикл занятий (в форме семинаров и мастер-классов, ввели кодекс речевого поведения педагогав ДОУ. В результате повторного наблюдения, мы обнаружили, что подобных высказываний стало намного меньше. Удалось ли нам на самом деле изменить культуру человека? Скорее всего, нет… Но обращаясь к опыту К. Д. Ушинского, который говорил, что «среда способствует формированию убеждений», мы можем делать вывод о том, что попадая в созданную нами среду, педагог начинает формировать новые образцы речевого поведения.

Мы присоединяемся к призыву К. Д. Ушинского: «… через слово нужно ввести дитя в область духовной жизни народа» [1]. Но это может реализоваться только в том случае, если воспитатель – это тот самый идеальный представитель народа. Мы вместе с К. Д. Ушинским задаемся вопросом: а кто есть этот воспитатель? Каковы его цели?

Из всего этого можно сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура – это, безусловно, результат одновременного развития и личности, и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности. Педагогический профессионализм может быть сведен на нет личностной неграмотностью. При этом ключевым в термине профессионально-педагогическая культура, мы считаем, должен быть аспект не профессионализма, а убежденности. В проектах реализуемых в нашем детском саду огромную родль уделяем именно формированию убеждений. В настоящее времся время команда нашего детского сада реализует проект «Развитие культуры речевого поведения педагогов с учетом разнополового состава воспитательной группы».

Библиографический список

1. Научно-практическая конференция «Мониторинг отношений участников образовательной практики в условиях реализации ФГОС всех уровней на основе технологии «Социомониторинг Сервис» : опыт, проблемы, перспективы» - Режим доступа: https://www.gcro.ru/sociomon/2343-konf-sociomon18

2. Подласый И. П. Педагогика. В 2т. Том 2. Практическая пеагогика. В 2 кн. Книга 2: учебник для СПО / И. П. Подласый. – 2-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 318 с. – Серия: Профессинальное образование

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск : Нар. асвета, 1981. - 288 с.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. —— М. : Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя)

5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К. Д. Ушинский – М. : Книга по Требованию, 2014 – 628 с.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема культуры речевого поведения педагогов ДОУ
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 11:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема культуры речевого поведения педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кругом в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД