Лучший педагог года

Проблема формирования личностной готовности ребенка к обучению в школе

Светлана Дворник
Проблема формирования личностной готовности ребенка к обучению в школе

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА РУБЕЖЕ 20 - 21 ВЕКА

Т. И. Бабаева

Санкт-Петербург, Россия

Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению традиционно находилась в русле актуальных задач кафедры дошкольной педагогики. Под руководством А. М. Леушиной и в дальнейшем В. И. Логиновой исследовались преимущественно аспекты интеллектуальной готовности ребенка к школе, пути повышения эффективности педагогического процесса, направленного на освоение системных знаний и оптимизацию познавательной деятельности дошкольников в детском саду. В конце 80-х годов в русле стратегии системного подхода к воспитанию и развитию детей, идей гуманизации дошкольного образования на кафедре разрабатывается концепция воспитания личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе (Бабаева Т. И.). Системный подход к готовности к школе позволил рассмотреть ее с позиции целостного развития человека как иерархически организованной системы на взаимосвязанных уровнях организма, индивида, личности и индивидуальности, как единство социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника на пороге школьного обучения. Основные положения концепции, подтвержденные в исследовании, состояли в следующем:

Публикация «Проблема формирования личностной готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах

Готовность к обучению в школе была рассмотрена как интегральное новообразование социально-личностного развития старшего дошкольника, имеющее многокомпонентную структуру и формирующееся в условиях особым образом построенного педагогического процесса. Структура личностной готовности к школе образуется единством эмоционально-ценностного, содержательно-деятельностного, контрольно-регуляторного компонентов. Каждый из них имеет определенную внутреннюю структуру и выполняет особую роль в функционировании общей модели готовности. Объединяющим началом выступает развивающееся самосознание старшего дошкольника, основанное на понимании и эмоциональном переживании ребенком своего взросления, растущей самостоятельности и стремления к новой социально одобряемой жизненной позиции школьника «Я расту! Я хочу стать школьником.

Центральным новообразованием старшего дошкольного возраста, свидетельствующим о становлении личностной готовности ребенка к решению задач школьного обучения, является формирующаяся субъектная позиция в деятельности, общении и познании. Она характеризуется новыми достижениями и возможностями старшего дошкольника самостоятельно решать более широкий круг познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач в детской деятельности, развитием познавательных мотивов и положительных личностных социальных ожиданий, связанных с новой школьной позицией.

Показательным для определения уровня личностной готовности к школе является используемый старшим дошкольником «способ решения задач», который обусловлен действием общего механизма и требует от ребенка :

умения осознано принять задачу от взрослого или поставить ее в деятельности самостоятельно;

понять задаваемые задачей условия или требования (они могут быть поставлены и выделены взрослым, а также могут возникнуть в опыте ребенка спонтанно или быть инициативно выдвинуты им);

умения выбрать путь решения задачи: использовать для этого привычные или найти новые средства; попытаться самостоятельно отыскать другие варианты, добыть дополнительную информацию; действовать независимо от взрослого или ждать его помощи);

получить результат, адекватный условиям и требованиям задачи;

выразить личное отношение к решению задачи и полученному результату через самооценку, элементарный самоконтроль и соответствующее эмоциональное состояние, рефлексию.

Степень готовности к обучению в школе определяется возможностями будущего школьника решать задачи детской деятельности, общения и познания разной степени сложности:

на уровне простого повторения и воспроизведения предложенного образца решения (репродуктивный способ решения задач);

на уровне самостоятельного переноса аналогичного пути решения в другие условия (операторный способ решения задачи);

на уровне самостоятельного внесения отдельных элементов нового в решение задач (инициативный способ решения);

на уровне творческого подхода к решению (творческий способ решения).

Высокий уровень готовности к школьному обучению обусловлен умением ребенка самостоятельно действовать как в нормативно заданных, так и в свободно выбираемых условиях детской деятельности и общения, а также наличием активно выраженного стремления к познанию, сотрудничеству и личному принятию будущей социально-статусной роли школьника.

Для полноценного формирования личностной готовности к школе педагогический процесс в детском саду целенаправленно ориентируется на неуклонное обогащение индивидуального самостоятельного детского опыта. Это достигается созданием творческой направленности жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбором воспитателем тактики педагогического сопровождения подготовки ребенка к школе с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.

Событийный сценарий развития будущих школьников в детском саду выстраивается как система решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам, проблемных задач и ситуаций, побуждающих старших дошкольников к проявлению самостоятельности, инициативы, познавательной и коммуникативной активности, творческому самовыражению.

Формирующийся субъектный опыт ребенка, составляющий базовую основу его личностной готовности к школе, охватывает эмоциональную сферу (социальные, этические и эстетические чувства, сферу познания (объекты, мотивы и способы познания, сферу деятельности и творчества (игра, изобразительная и художественная деятельность, ручной труд и пр., коммуникативную сферу (коммуникативные умения, сотрудничество, культура общения) и характеризуются достигнутым ребенком уровнем личной компетентности, который помогает ему быть самостоятельным и инициативным в решении доступных познавательных, продуктивных, коммуникативных и творческих задач и проявлять настойчивый интерес к перспективе предстоящего обучения в школе.

Можно говорить о том, что самостоятельность старшего дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка решать доступные познавательные, коммуникативные, практические задачи относительно независимо от взрослого, проявлять настойчивость, привлекать имеющийся опыт, знания, использовать поисковые, исследовательские действия, является основополагающим фактором становления личностной готовности к школьному обучению. Успешный опыт самостоятельной творческой деятельности, полученный ребенком в дошкольные годы, развивает в нем уверенность в своих силах, что позволяет быстро преодолеть трудности адаптационного периода в первом классе школы.

Перспектива предстоящего школьного обучения естественно встраивается в личный, субъектный опыт и ценностный мир ребенка как ближайшая и желаемая жизненная цель, что позволяет, выражаясь словами Б. Г. Ананьева, «превратить день поступления в школу в крупнейшее событие его жизни, пролагающее путь дальнейшему развитию». Образ будущего поступления в школу становится эмоционально переживаемой ближайшей жизненной перспективой старшего дошкольника.

Единицей процесса подготовки к школе является развивающая проблемная образовательная ситуация, которая конструируется педагогом с учетом основных компонентов личностной готовности и индивидуальных особенностей развития ребенка. В педагогическом процессе ДОУ необходимо предусмотреть условия для разно темпового продвижения с учетом возможностей старших дошкольников, сохраняя тем самым естественный ход детского развития.

Эти положения получили подтверждение и развитие в исследованиях, выполненных в 90-е годы и начале двадцать первого века под руководством Бабаевой Т. И. в рамках единого теоретического подхода. В них, исходя из общей модели личностной готовности к школе, были изучены разные аспекты субъектного опыта старшего дошкольника и определены педагогические условия и средства развития соответствующих субъектных проявлений будущих школьников.

Были исследованы педагогические основы развития самостоятельности старших дошкольников в конструктивно-игровой деятельности (Силаева М. Н., в общении и сотрудничестве со сверстниками (Римашевская Л. С., Сокольникова М. Н., Лялина Н. А., в познавательной и исследовательской деятельности и компьютерных играх (Бурма А. В., Иванова Е. В., Киреева О. В, в контрольно-оценочных ситуациях деятельности (Нгуен Тхи Тхань Бинь, Абдулла Баба, в совместной природоведческой (Маркова Т. А., речевой и художественной деятельности (Акулова О. В., Вавилова Л. Д., Мординсон Е. М., а также в условиях дифференцированного развивающего, педагогического взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и сотрудничества детского сада и семьи в подготовке к школе (Бурма А. В., Бига Букари Аласан, Михайленко О. Н.).

Полученные в исследованиях данные показали, что значимым фактором процесса формирования личностной готовности к школе является развивающее взаимодействие взрослого с ребенком, в котором создаются условия, стимулирующие развитие детского субъектного опыта, инициативы и самостоятельности, формируются активные стремления к новой школьной позиции, подкрепленные реальными достижениями ребенка, ростом его самосознания и понимания своих возросших возможностей – «Я расту».

Проведенный в исследованиях анализ практики педагогического общения воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста по параметрам: развивающее содержание, эмоциональная окрашенность, коммуникативная активность, инициатива, личностная ориентированность общения позволил выявить и охарактеризовать круг проблем, создающих препятствия для эффективного развития личностной готовности к школе в практике детского сада.

Были зафиксированы нарушения таких принципов педагогического общения как субъект-субъектный характер и проблемность содержания взаимодействия, его индивидуально-личностная направленность и ориентированность на реальные проблемы подготовленности ребенка к школе, возможность для каждого ребенка свободно проявить себя в общении, в выборе способов деятельности, выразить свое мнение, найти поддержку и понимание со стороны взрослого. Повседневное, свободное общение с детьми не используется педагогом как действенное средство становления личностной готовности к школе, формирования уверенности ребенка в своих силах и преодоления негативных ожиданий, связанных с поступлением в школу.

Как показало исследование А. В. Бурма, индивидуально-ориентированное, проблемное общение воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста заключает в себе высокий потенциал эффективной подготовки к школьному обучению. Важно, чтобы в содержании общения воспитателя с детьми находили отражение все компоненты формирующейся личностной готовности к школе.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости формирования соответствующей коммуникативной компетентности и практической подготовки воспитателей к конструированию продуктивного, развивающего взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста, целенаправленно ориентированного на становление их личностной готовности.

В середине 90-х годов в исследованиях было рассмотрена проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора становления личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе (Березина Т. А., Бабаева Т. И., Бига Аласан).

Системная структура взаимодействия воспитателей и родителей старших дошкольников была рассмотрена как единство целевого, содержательного и коммуникативного компонентов.

Роль системообразующего фактора выполняет центральная связь «цель-результат», которая объединяет субъектов взаимодействия единым пониманием общей цели совместной деятельности и общего итога взаимодействия. Логически связанным с центральной связью «цель-результат» выступает содержательный компонент взаимодействия, раскрывающий адекватные цели средства и способы совместной деятельности субъектов по достижению результата. Условием успешной реализации целевого и содержательного компонентов является коммуникативный компонент взаимодействия, который воплощает в себе эмоционально-психологический аспект взаимодействия субъектов: их доброжелательность, взаимное уважение, открытость, стремление к взаимопониманию. Согласованность целевого, содержательного и коммуникативного компонентов обеспечивает эффективность взаимодействия.

Рассмотрение с этих позиций реальной практики взаимодействия педагогов и родителей в подготовке детей к школьному обучению обнаружило существенные недостатки на уровне реализации цели, содержания и коммуникации субъектов. В исследованиях было выявлено наличие рассогласования ценностно-смысловых установок педагогов и родителей в понимании сущности личностной готовности ребенка к школе, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению, что препятствует продуктивному сотрудничеству.

Преобладающей во взаимодействии большей части родителей со старшими дошкольниками является установка на формирование учебных умений, регламентацию действий и активную направляющую помощь детям. Это свидетельствует о неоправданно высокой значимости, которую придают взрослые к подготовке к школе, развитию у будущих школьников репродуктивной активности и исполнительности, при явной недооценке детской инициативы, самостоятельности, творчества, коммуникативности и активного стремления к школьной позиции.

В исследованиях была разработана и реализована пошаговая педагогическая технология сотрудничества воспитателей и родителей в подготовке детей к школе. В ее основе лежала идея восстановления функционирования взаимодействия как единой системы, в которой между целевыми, содержательными и коммуникативными компонентами установлены согласованные связи. Было создано единое ценностно-смысловое поле сотрудничества педагогов и родителей. Их взаимодействие определялось единым пониманием сущности личностной готовности современного ребенка к школе, проблем, содержания, форм и методов эффективной подготовки к школьному обучению в детском саду и семье.

В основу сотрудничества воспитателей и родителей были положены принципы взаимного доверия и партнерства, активного участия и согласования позиций, оптимистической перспективы, индивидуально-направленного совместного сопровождения и помощи развитию будущего школьника. Реализация на практике разработанной педагогической технологии сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школе показала ее эффективность и действенность.

Вместе с тем, в современной общественной ситуации активно проявляются кризисные явления в развитии семьи, возникают новые проблемы, которые не были характерны для недавнего времени. Данные тенденции негативно сказываются на воспитании детей в семье и подготовке их к школе. Это стало основанием для постановки и исследования на кафедре проблемы педагогического сопровождения современной семьи в процессе подготовки старших дошкольников к школьному обучению (Воронина О. И.). Задача исследования состоит в определении стратегии и тактики вариативного педагогического сопровождения с учетом уникальности ситуации семейного воспитания и индивидуальных проблем становления личностной готовности ребенка к школьному обучению.

В начале двадцать первого века на кафедре дошкольной педагогики под руководством ведущих профессоров А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, З. А. Михайловой, Т. И. Бабаевой, доцентов В. А. Деркунской, М. Н. Поляковой, О. В. Солнцевой развернулись дальнейшие исследования становления и развития субъектного опыта дошкольников. Эти исследования играют важную роль в понимании своеобразия и самоценности периода дошкольного детства и осознании сущности готовности современного ребенка к школе. Они позволили раскрыть ряд важных с позиции становления личностной готовности к школе условий и средств становления субъектной позиции старших дошкольников в разных видах детской деятельности, определили принципы построения целостного педагогического процесса и организации развивающей образовательной среды в старших группах детского сада.

В работах А. Г. Гогоберидзе в контексте гуманитарного и компетентностного подходов были выявлены и охарактеризованы начальные базовые и специальные компетентности старшего дошкольника, которые могут быть рассмотрены в качестве информативных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Субъектные проявления старшего дошкольника, как подчеркивает исследователь, связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средстве реализации, с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Они выражаются в оформляющемся отношении старшего дошкольника к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.

Уникальный научный материал о современном дошкольнике был получен в результате осуществления под руководством заведующей кафедрой А. Г. Гогоберидзе масштабных исследовательских проектов: «Маленькие граждане большого города» (2006-2007г. г., «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России» (2009 -2010г. г.). Разработанная и осуществленная диагностическая программа, предусматривающая массовое обследование детей, их родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений позволила получить целостную, многоаспектную картину современного дошкольного детства, выявить типичное и особенное в мировосприятии и личностном развитии старших дошкольников, охарактеризовать их субъектные проявления и ценностные ориентации. Все эти данные играют важнейшую роль в осознании проблем и перспектив личностной готовности дошкольников к новому жизненному этапу.

Большой интерес с позиции становления личностной готовности к школе представляют полученные данные о мотивационной готовности к школьному обучению детей из разных регионов России (Полякова М. Н., Сомкова О. Н., об особенностях становления образа будущего у современных детей старшего дошкольного возраста в Санкт-Петербурге (Бабаева Т. И., а также характеристика достижений развития старших дошкольников, выявленных на основе осуществления комплексной диагностической программы готовности к школе (Полякова М. Н., Березина Т. А.).

В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что воспитание личностной готовности ребенка к школе представляет динамически развивающийся, педагогически направленный процесс, содержательно, организационно и методически объединяющий, воспитателей, родителей и детей, общей значимой и ожидаемой перспективой предстоящего школьного обучения. Подготовка ребенка к школе в детском саду предполагает такое построение образовательного сценария обогащения субъектного детского опыта, который, с одной стороны, создает возможность активного саморазвития и самообразования ребенка, с другой, целенаправленно наполняется педагогом ценным для развития и воспитания будущего школьника культурным содержанием. Адекватное решение задач обеспечения готовности к школе достигается развертыванием образовательного процесса в детском саду как системы взаимосвязанных личностно-ориентированных образовательных маршрутов, в которых базовые и вариативные компоненты содержания образования согласованы с индивидуальностью конкретных детей.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миромЗначение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Детский возраст является одним из самых бурных периодов в созревании эмоционального человека. Эмоциональное развитие ребенка является.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенкаКалендарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка Календарь погоды и природы Умение чувствовать и ориентироваться во времени один из важнейших навыков, которому ребенок начинает учиться.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования личностной готовности ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 22:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД