МААМ-картинки

Проблема адаптации детей в доме ребенка

Мацепуро Ирина
Проблема адаптации детей в доме ребенка

Дети попадают в дом ребенка в разном возрасте и по разным причинам. У некоторых детей родители лишены родительских прав за алкоголизм и пренебрежение интересами ребенка. Другие дети становятся «отказными» с самого рождения и ничего не знают о своих родителях. Третьи теряют родителей внезапно в результате жизненной катастрофы (болезнь, несчастный случай, а родственников, которые могли бы принять ребенка в семью, нет. Причины разные – результат один: ребенок оказывается в доме ребенка.

Публикация «Проблема адаптации детей в доме ребенка» размещена в разделах

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста в домах ребёнка - это проблема адаптации к новым условиям детского учреждения и к коллективу сверстников. Ведь, общеизвестно, что развитие и познавательная активность ребёнка напрямую связана с эмоциональным комфортом. Говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить основные варианты: ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома или больницы; перевод детей в другое детское учреждения или в семью; ребёнок поступает из неблагополучной социальной среды.

Дети первой половины первого года жизни легче всего реагируют на смену обстановки, тем более что они попадают в адекватно организованные условия жизни.

Чтобы детям легче было адаптироваться к условиям семьи усыновителей, в своей работе мы учитываем все необходимые моменты при формировании и тренировке адаптационных возможностей:

- начиная с 1 года, показываем детям живых домашних животных, уличный транспорт, проводим экскурсии по территории дома ребёнка и т. д. ,

- с 1.6 лет знакомим детей со старшими ребятами (проводим совместные утренники и развлечения,

- детей с 2 лет активно выводим за пределы дома ребенка (походы в парк, в магазин,

- по возможности организовываем встречи со школьниками, студентами, находим различные средства, расширяющие познавательные возможности малышей (приглашение различных театров, цирков,

- проводим игры по формированию общения и партнёрских отношений у детей, игры и игровые упражнения для развития воображения и игры направленные на развитие игровых действий,

- усыновители могут получить консультации воспитателей по интересующим их вопросам: педагоги расскажут о характере малыша, о его привычках, особенностях.

При проводимой работе дети социализируются, они имеют опыт общения со сверстниками, что подготавливает их к переходу в новые условия и облегчает его.

Что касается вновь поступающих детей из неблагополучных социальных условий, то здесь всё значительно сложнее. Понятно, что при приеме в дом ребёнка малыша из неблагополучной социальной среды резко меняются привычные для него условия, он чувствует себя потерянным, никому ненужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно. Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, сначала помещается в изолятор, а потом переводится в семейную группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию. За время пребывания в изоляторе ребенок нередко не заканчивает адаптацию, а его перевод в семейную группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений. При поступлении из неблагоприятных социальных условий про ребенка мало что известно: его режим дня, питания, характер бодрствования, привычки, отношение к игрушкам, детям, взрослым. Неизвестно была ли у них какая либо привязанность, или нет, а если и была, то к кому и как сильна. Такие дети зачастую ослаблены физически, труднее переживают изменения в жизни.

Существует несколько принципов в работе по адаптации детей поступающих из социально неблагополучных условий:

1. Воспитатель должен принять ребёнка таким, как он есть и доброжелательно к нему отнестись. Для этого можно применить приём эмпатии, т. е. сочувствия и сопереживания. Этот приём позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Он даёт нам возможность лучше понять чувства ребёнка.

2. Не применять никакого давления, если ребёнок не хочет что-то делать (играть вмести со всеми, общаться с воспитателями, даже есть).

3. Количество тактильных контактов в период адаптации нужно увеличить, ведь в процессе ознакомления и связывания с окружающей средой маленький ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. И тогда в этот очень трудный для ребенка период адаптации взрослый должен "ввести" его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему.

4. Помочь ребенку привыкнуть к режимным моментам может помочь фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям).

5. Игры с песком и водой очень расслабляют и сближают ребёнка и воспитателя.

Задача персонала – обеспечить личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в доме ребёнка. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретает тяжелый адаптационный синдром, он тяжело адаптируется и в последующем. А каждая повторная тяжелая адаптация значительно затрудняет оптимальное развитие личности. Если сотрудники обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в доме ребёнка – то это будет залогом оптимального течения адаптации.

Публикации по теме:

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчет о новогодних каникулах в Доме ребенкаФотоотчет о новогодних каникулах в Доме ребенка Фотоотчет о новогодних каникулах в доме ребенка. Баранова Лариса Георгиевна Из дома ребенка никто не забирает детей на выходные и праздники.

Фотоотчет «Пожарные учения в Доме ребенка»Фотоотчет «Пожарные учения в Доме ребенка» Фотоотчет о пожарных учениях в доме ребенка. В свете последних трагических событий хочу предложить фотоотчет о том, как в нашем учреждении.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:

Публикация Проблема адаптации детей в доме ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мацепуро Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проблема адаптации детей в доме ребенка
Опубликовано: 10 марта 2021 в 14:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД