Папки-передвижки

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Евстигнеева Яна Сергеевна
Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Формирование словаря является важным условием успешного обучения ребенка в будущем. Чем богаче словесный арсенал у ребенка, тем легче ему найти общий язык с миром и успешно учиться. Словарь является ключом к развитию речи, пониманию чтения, анализу текстов и разговорной коммуникации. Богатство словаря – это один из основных показателей развития речи у детей. Обогащение словарного запаса играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков у детей. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребенок овладел таким объемным словарем, который смог бы обеспечить ему эффективное общение со сверстниками и взрослыми, обеспечить успешное обучение в школе, а также понимание литературы, телевизионных и радиопередач, и тому подобных вещей.

Публикация «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важно понимать, что обогащение словарного запаса – это длительный процесс, требующий систематического подхода. Родители и воспитатели могут активно способствовать развитию словаря у детей. Одним из эффективных способов является чтение детям книг и рассказов на разные темы. Кроме того, можно играть с детьми в лингвистические игры, пополнять их словарь новыми словами, обсуждать с ними прочитанное или увиденное.

Для успешного развития словарного запаса у детей есть несколько задач:1. Изучение новых слов и закрепление значения уже известных. Для этого важно предоставлять детям возможность познакомиться с различными словами и понять, что они означают. Также полезно повторять уже известные слова, чтобы закрепить их значение и использование. 2. Развитие словесно-логического мышления, речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппаратов. Эти навыки являются важными для формирования правильной и четкой речи. Через специальные упражнения и игры можно развивать эти аспекты речи у детей.

Методы обогащения словарного запаса

На сегодняшний день существует две группы методов, которые позволяют обогатить словарный запас детей дошкольного возраста. Первая группа состоит из методов, направленных на накопление содержания детской речи, а также способов закрепления и активизации словаря, обогащения его смысловой стороны. Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря включают в себя рассматривание и изучение предметов, проведение наблюдений, осмотры помещения детского сада, целенаправленные прогулки и экскурсии. Кроме того, существуют методы опосредованного ознакомления, включающие рассмотрение картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, просмотр кино- и видеофильмов, а также просмотр телепередач. Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словарного запаса. В этом случае, используются игрушки, картины с хорошо знакомым содержанием, а также проводятся дидактические игры и упражнения. Содержание работы по словарному запасу постепенно усложняется с каждой возрастной группой. Возможны три направления усложнения содержания программы словарной работы. Во-первых, расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Во-вторых, введение слов, обозначающих качества, свойства и отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В-третьих, введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Эти три направления словарной работы применяются во всех возрастных группах и проводятся при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и другими сферами.

Рассматривание предметов, наблюдение за животными и деятельность взрослых являются неотъемлемой частью образовательного процесса во всех возрастных группах. Они направлены на уточнение и углубление знаний о предметах, с которыми ребенок часто сталкивается в своей жизни. Важным фактором в этом процессе является сочетание непосредственного восприятия объектов, слов педагога и собственной речи детей. При первом знакомстве с новыми явлениями необходимо, чтобы восприятие предметов, их действий и соответствующих слов происходило примерно в одно и то же время. В случае повторного наблюдения целесообразно сначала позволить детям вспомнить соответствующее слово, а затем попросить уточнить его у воспитателя. Можно также дать подсказку, чтобы стимулировать умственную деятельность детей и помочь им выбрать нужное слово. Помимо этого, показ картин с малознакомым содержанием играет важную роль в развитии словарного запаса. Картина позволяет детям ознакомиться с объектами, которые они не могут наблюдать непосредственно, такими как дикие животные или жизнь народов в других странах. При выборе картин полезно соблюдать постепенность, начиная с простых сюжетов и переходя к более сложным, чтобы обогатить представления и понятия ребенка и развить его речь. Одним из методов уточнения, закрепления и активизации словарного запаса является рассмотрение игрушек. Этот метод применяется во всех возрастных группах и предусматривает использование игровых приемов и действий без строгих правил. Он отличается от метода дидактических игр, в которых используются игрушки, предметы или картинки, а также вербальные задания. В таких играх дети имеют возможность активизировать свой словарный запас, используя уже известные слова. Новые слова вводиться не должны, так как это может нарушить игровой процесс и отвлечь детей от самих игр. Дидактические упражнения, в отличие от дидактических игр, не предусматривают наличия игровых правил. Они направлены на быстрый подбор соответствующего слова и представляют определенную сложность для детей. Поэтому важно уделять особое внимание подбору речевого материала, постепенному усложнению заданий и их связи с предыдущими этапами работы над словом.

ЗаключениеОбогащение словаря дошкольников играет важную роль в развитии их речи. Это позволяет детям научиться выбирать наиболее точные и подходящие слова для своих высказываний. От того, насколько эффективно будет проведена работа по расширению словарного запаса у детей дошкольного возраста, зависит их уровень развития речевых навыков. Чем более четко и целенаправленно будет осуществляться данная работа, тем успешнее будут развиваться умение детей выражать свои мысли и идеи. Обогащение словарного запаса также способствует усвоению новых понятий и расширению кругозора. Это помогает детям активнее и точнее передавать свои мысли и чувства, что влияет на качество и понятность их высказываний.

Публикации по теме:

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евстигнеева Яна Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2024 в 21:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД