Лучший педагог года

Приобщение к истокам народной культуры

Алена Меркулова
Приобщение к истокам народной культуры

Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

Музей «Светлая горница» в детском саду «Алёнушка»

ГБОУ СОШ №1с. Приволжье

муниципального района Приволжский Самарской области

детский сад «Алёнушка»

                                

                                                                                                

Актуальность проекта.

Публикация «Приобщение к истокам народной культуры» размещена в разделах

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование предметов быта например: ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло, сундук,зыбка и т. д.). Эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

В детском саду мы успешно внедряем и используем различные образовательные технологии, одна из которых - метод проектирования. Мы разработали проект м узей «Светлая горница» в детском саду». Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Мини-музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, познакомить с традициями и культурой русского народа.

Тип проекта: творческий, информационный.

По срокам реализации: средней продолжительности.

Состав участников:

- педагоги детского сада «Алёнушка»

- воспитанники и их родители (законные представители)

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями; проводить       сбор       необходимых       материалов.       

   На   основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций,   выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы и методы работы:

экскурсии;

дидактические игры;

викторины;

художественная мастерская;

презентации;

беседы;

праздники, развлечения, досуги.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

идет разработка идейного замысла экспозиций: - «Светлая горница» - «Русская печь» «Приволжский край» (альбомы, стенды)

Экскурсия в школьный музей

Подготовительная группа

Приобщение детей к музейной среде; знакомство детей с понятиями «музей», «коллекция»

Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений

Все группы

Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Экскурсия «Ах, эта русская изба»

Старшая, средняя и подготовительная группы

Познакомить детей экспонатами группового мини-музея; рассказать об устройстве русской избы

Познавательная беседа «Русская народная игрушка»

Старшая группа

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

«Знакомство с домашней утварью старины»

Подготовительная группа

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью людей на Руси.

Беседа «На досуге веселушка, а накормит всех вокруг»

Средняя группа

Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Художественная мастерская «Роспись ложки»

Подготовительная группа

Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

Беседа-

«Светит, да не греет»

Подготовительная группа

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Викторина

«С волшебным клубочком в сказку войдем»

Старшая и подготовительная группы

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Беседа

«Что прячется в старинном сундуке»

Старшая и подготовительная группы

Познакомить детей с национальной русской одеждой.

Дидактическая игра

«Покажи, что назову»

Старшая и подготовительная группы

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Презентация

подготовительная группа

Познакомить детей с убранством жилища россиян, эстетикой быта; традиционными русскими празднествами; развивать словарь

Празднование Масленицы.

Все группы

Развивать интерес к русским традициям.

- «Русские подвижные игры».

Старшая группа

Приобщать детей к русским народным играм.

3 этап — заключительный

анализ   результатов   работы  

(педсовет)

- создание презентации из опыта работы над проектом

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурс в ДОУ).

Экспонаты музея:

1. Экспозиция «Русская печь»

- изделия из глины: крынки, кувшин, сметанник;

- вещи плетё ные: корзинки, лапти, лукошко;

- деревянные вещи: ложки, лопатка, толкучка, сито, решето, ступка;

- утюг на углях;

- лучина, свечки, керосиновая лампа;

- ухваты;

- чугунки;

- берёзовые дрова;

- валенки;

- валёк (рубель) – приспособление для стирки и глажения белья;

-колодка (приспособление для изготовления валенок)

2. Экспозиция «Светлая горница»

- прялки, веретена, шерстяные нитки, изделия из шерсти;

- кровать с подзором, узорчатые наволочки на подушки, вышитое покрывало;

- занавеси, расшитые гладью (такая вышивка)

- кружевная скатерть, вышитые салфетки, полотенца;

- ковер;

- портреты и альбомы с фотографиями;

- самовар;

- шкатулка;

- половики домотканые, вязаные коврики;

- сундук с сарафанами, рубахами и кокошниками;

-Зыбка (для укачивания ребёнка)

- скамейка;

- деревянные игрушки;

- коромысло с ведрами;

- колодки для изготовления обуви;

В горнице проводят праздники и развлечения

Мини-музеи

4. Экспозиция «Приволжский край»

- стенд с фотографиями;

- альбом «Страницы минувшего» с фотографиями;

- «Книга памяти с. Заволжье», альбом

-альбом «Картины старины»;

- картотека ««Русские народные игры»;

- Загадки о кухонной утвари;

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Празднование «Широкой Масленицы»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Воспитатель: Назарова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение к истокам народной культуры
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 12:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД