Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий

Светлана Горчакова
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий

Горчакова С. Н. воспитатель

МАДОУ «Терентьевский детский сад»

Прокопьевский МО

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий

Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья является процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление физического и психического здоровья, повышение их работоспособности и физической подготовленности.

Публикация «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий» размещена в разделах

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого. По данным известных отечественных ученых Ю. П. Лисицина, Ю. М. Комарова, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50% удельного всех факторов, обуславливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

экология (влияние внешней среды) -20%, наследственность-20%, 10% здравоохранение. Как видим, на продолжительность жизни явно влияют два фактора: наследственность и окружающая среда. Но, чтобы прожить долго не обязательно родиться в семье долгожителей. Что касаемо окружающей среды, то ее мы можем в известной степени контролировать. Мы можем попытаться изменить наше окружение так, чтобы снизить вредное воздействие неблагоприятной среды.

Существует представление, что здоровье держится на трех «китах» : рациональном питании, физической активности, психическом комфорте. Это общие понятия неоспоримы, о которых надо знать и их придерживаться.

В формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья воспитанников одним из самых важных средств является физическая активность.

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования физическое развитие направлено на развитие двигательной активности и таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движения, силы, ловкости и других. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме».

В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных образовательных технологий. Одной из действенных форм развития физической культуры дошкольников является детский фитнес. Введение в практику образовательного учреждения детского фитнеса как дополнительной физической нагрузки позволят реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

Цели детского фитнеса как нельзя лучше подходят для решения проблемы формирования здорового образа жизни, так актуальной для дошкольников. Это:

-формирование физических способностей и качеств;

-удовлетворение естественной потребности в движении;

-развитие и тренировка всех систем и функций организма;

-профилактика нарушений осанки и простудных заболеваний.

Детский фитнес - это сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Включает в себя различные виды физической активности, направленные на укрепление здоровья, повышение двигательной активности. Также рекомендуется для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать серьезные спортивные секции. Детский фитнес -это не перегрузка, не уровень спортивных достижений, это физкультура в улучшенном варианте т. е. в более интересном.

Преимущества детского фитнеса перед занятиями физкультурой и спортивными секциями:

-в отличие от профессионального спорта не занимает много времени и не переутомляет. 20-30 мин. 2-3 раза в неделю;

-методика основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку;

-занятия проводятся в игровой форме, что способствует не только физическому развитию, но и учит общаться;

-лучший выбор для ребенка, не получающего необходимое количество физической нагрузки;

-упражнения детского фитнеса развивают в ребенке подвижность, гибкость и координацию;

-занятия детским фитнесом, это всегда интеграция различных видов деятельности (игровая, продуктивная, познавательная и др.);

-нет строгих требований по содержанию, только по принципам.

Принципы детского фитнеса :

-Доступность. Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать возрастным особенностям. Проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска и вероятности травматизма и является обязательным требованием.

-Принцип целесообразности и адекватности нагрузок. Физические упражнения, применяемые во многих программах детского фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию.

-Принцип биологической целесообразности. В основе принципа биологической целесообразности лежат : сверхнагрузка, суперкомпенсация, специфическое воздействие физических упражнений на организм занимающихся и др.

-Принцип биологической целесообразности. Феномен сверхнагрузки заключается в том, что если ткань или орган вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не адаптировались, то они не повреждаются и не слабеют, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать.

-Программно-целевой принцип. В соответствии с программно-целевым принципом вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура программирования заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.

-Индивидуализация. Соблюдение принципа индивидуализации – одно из главных требований оздоровительной тренировки. Изучение процессов роста и развития детей дошкольного возраста показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе есть ребята, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении занятий. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма.

-Принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил. Целостность личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма. Добиться оздоровительного эффекта при занятиях фитнесом можно, если рассматривать все действия и проявления как отражение его единой телеснопсихической сущности. Занятия должны проходить на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с применением профилактических приемов релаксации, концентрации внимания.

-Принцип интеграции. Высокая эффективность объясняется тем, что технология создания фитнес-программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешанных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм. Специалисты в области фитнеса опираются на достижения адаптивной физкультуры. Аэробика, к примеру, вбирает в себя, перерабатывает на свой пластический язык многие движения из различных видов спорта. Продолжает использовать достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов: йоги, элементов китайской гимнастики ушу и др.

Программы, рекомендуемые для секционных занятий с дошкольниками :

классическая аэробика для всех возрастных групп, фитбол для дошкольников, степ-аэробика для дошкольников, танцевальная аэробика, комплексные программы.

Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью и одним из характерных признаков фитнес-программ. Все занятия фитнесом, независимо от направления фитнес-программы и контингента занимающихся, проводятся под музыкальное сопровождение.

Одна из инновационных технологий физического воспитания - фитбол-гимнастика. Фитбол - мяч для опоры, используемый в профилактических целях. В переводе фитбол: «fit» - оздоровление, «ball» - мяч. В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 10 лет. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине.

Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах занятий может использоваться как предмет, тренажер или опора.

Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность: для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы; для увеличения гибкости и подвижности суставов; для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений, пластики и музыкальности; для расслабления и релаксации и др.

Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Главная цель упражнений - укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что положительный эффект от занятий.

В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивация здорового образа жизни и формирование здоровья.

Приобщая детей к активной двигательной жизни, мы формируем потребность в здоровом образе жизни, содействуя полноценному физическому развитию детей, развивая и совершенствуя общую физическую подготовленность средствами детского фитнеса. Фитнес - это целая философия, философия здорового образа жизни. Детский фитнес - это возможность сделать детей здоровыми, красивыми и счастливыми.

Список литературы

1. Бароненко, В. А., Раппопорт Л. А., Здоровье и физическая культура студента/ В. А. Бароненко, Л. А. Раппопорт. -Москва. -2003. -407с.

2. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов/Э. Н. Вайнер. -Москва. -Наука. -2001. -416 с.

3. Васильева, М. А, В. В. Гербова, Т. С. Комарова - Программа воспитания и обучения в детском саду 3-е изд., испр. и доп. / Васильева, М. А, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез. - 2014. -208 с.

4. Власенко, Н. Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика)/Н. Э. Власенко. - Санкт-Петербург. - Детство-пресс. – 2015.- 112с.

5. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития / И. М. Новикова. -Гуманитарные и

6. Закон Российской Федерации. Об образовании : федеральный закон: принят 29.12.2012 г.

7. Кауфман И. М. Терминологические словари: библиография. КауфманИ. М., Москва. - 1961.-350с.

8. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. - Москва. –Аркти. -2013. -250с.

9. Морозов М. Основы здорового образа жизни/ М. Морозов. – Москва. – Вега. -2014.-280с.

10. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста: практ. пособие. / Л. Н. Павлова. Москва: Айриспресс,2006. - 208с.

11. Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. / Л. Н. Павлова. Москва. - Айриспресс. - 2014. - 20 с.

12. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. -Ставрополь: СГУ, 2007.

13. Е. В Сулим Детский фитнес. Физическое развитие детей 3-5 лет. ФГОС ДО/ Сулим Е. В. –Сфера. -2018. -214с.

14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 244 с.

15. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа/ Сухомлинский, В. А. – Москва: Просвещение. – 1969. -469с.

16. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности/ Д. И. Фальдштейн. - Избранные труды: в 2 т. Т. –Москва. - Изд-во Московского психолого-социального института. - 2010. -568 с.

17. Хакимова Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста/ Г. А. Хакимова. - Екатеринбург. - 2014. -159 с.

18. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. / В. А. Ясвин. М., 2015.- 150с.

19.. - https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в подготовительной группе детского сада Дидактическая игра «Самое дорогое на свете» Цель: учить детей любить себя и свой организм. Оборудование: коробочка, зеркало. Ход игры Воспитатель:.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в старшей группе детского сада Дидактическая игра «Полезная пища» Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий
Опубликовано: 7 июня 2022 в 06:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с применением инновационных фитнес-технологий» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Горчакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД