МААМ-картинки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре

Надежда Устич
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район

Материал для V муниципальных педагогических чтений на тему:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КУБАНСКИЕ ИГРЫ, ЗАБАВЫ»»

воспитатель МБДОУ детский сад № 4

Устич Надежда Александровна

Каневская, 2017 г.

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре» размещена в разделах

Н. А. Устич, воспитатель

МБДОУ детский сад №4, ст. Каневская

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУБАНСКИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»»

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к искусству: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, и к народным играм в которых народ оставил нам ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Академик Д. С. Лихачев пишет: «…Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому… Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. И наша задача приобщить детей к народной игровой культуре, так как она играет важную роль в воспитании любви к Родине. Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Она имеет такое же значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через общение усваивали культуру своего народа. «Народные игры» - этим термином мы обозначаем как игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства. Практически нет такого качества личности, развивать которое было бы нельзя с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейшая педагогическая задача. С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность, которая решает несколько практических задач. Опираясь на вышесказанное, я решила провести в старшей группе проект на тему: «Кубанские игры и забавы».

Цель данного проекта - дать детям и родителям представление о народных казачьих играх, забавах; продолжить формировать игровую деятельность; повысить интерес родителей и детей к данной теме, расширить знания о традиционных кубанских играх в семье. Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательной работы следующих материалов:

1. Кубанские пословицы и поговорки;

2. Стихи кубанских поэтов;

3. Использование музыкального материала;

4. Кубанские казачьи загадки;

5. Беседа: «О родной станице»;

6. Конспект занятия ОД в старшей группе «Кубанские игры, забавы»

7. «Использование народных кубанских игр в повседневной жизни в формировании любви к малой Родине, её традициям и обычаям.

В проекте участвовали дети старшей группы, воспитатели и родители воспитанников. Направленность развития деятельности: информационно – практико – ориентированная. По продолжительности реализации: среднесрочный, рассчитан на 2 недели.

I этап. Подготовительный: подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме, чтение художественной литературы, ежедневная игровая деятельность, привлечение внимания родителей к приобщению детей к кубанским играм, показ важности традиций кубанского народа в воспитании ребёнка.

II этап. Реализация проекта: рассматривание иллюстраций о различных традиционных праздниках и обрядах, организация работы с родителями, индивидуальные беседы с родителями об использовании кубанских игр в организации досуга дома, совместное изготовление наглядных пособий к кубанским играм-забавам родителями и детьми, разучивание хороводных и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек, беседа с детьми: «О Родной станице», подвижные игры на свежем воздухе и в спортивном зале: «Зевака», «Пицва», «Пятнашки», введение подвижных игр во второй половине дня: «Казак и грачи», «Атаман и котята», «Ох, и ветер на Кубани», и т. д.

III этап. Итоговый: развлечение во второй половине дня: «Кубанские вечорницы», консультации для родителей по теме: «Использование народного творчества в воспитании детей»; выставка детских творческих работ, показ презентации для родителей по теме: «Край родной - земля Кубанская».

Критерии и методы проверки эффективности проекта позволяют оценить практическую значимость выбранного направления.

Выводы: Дети проявляли активность и желание, самостоятельно играть в народные казачьи игры.

Совместное изготовление поделок объединило детей и родителей, способствовало установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.

Родители с огромным желанием принимали участие в проекте, проявляли заинтересованность. (см. Таблицу 1).

Таблица 1. «Критерии и методы оценки эффективности»

Критерии Методы оценки

Наглядность в виде информационных файлов, иллюстрации про народные игры в режиме дня, активный отдых и др.

Прослушивание народных песен о Кубани.

Беседы с родителями «О культуре чтения на основе устно-поэтического наследия и отечественной литературы»;

Консультация для родителей: «Семья в народных традициях»

Наглядные пособия дети + родители «А у нас на Кубани»

Материалы и оборудования: мячи, платочки;

Динамические паузы

Уголок «Мир кубанской народной подвижной игры»;

Картотека кубанских народных подвижных игр;

Атрибуты к кубанским народным подвижным играм;

Визуальное наблюдение

Индивидуальные беседы с детьми, опрос, викторина, итоговые мероприятия по проектам групп

Стабильность достигнутых результатов отслеживается на занятиях и в повседневной жизни. У детей стали ярче выражены такие качества, как: смелость, упорство в достижении цели, дружелюбие и коммуникативность, честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества.

Для полного осуществления проекта понадобились общие усилия воспитателей и родителей воспитанников.

Список использованной литературы

1. Апполонова А. Б. приобщение дошкольника к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, №5, 2002

2. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. –М., Аркти, 2008.

3. Алёшина Н. К. ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью. – М., 2009.

4. Бардадым В. Г. Родители земли кубанской. – Краснодар, 1996

5. Горлова И. и др. Культура кубанских станиц. – Краснодар, 1993

6. Гришина Т. Не забывайте народные игры // Дошкольное воспитание, №9, 1998

7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. – СПб. ,1998

8. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание, №11, 2001.

9. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М. ,2006

10. Шевченко Л. М. Народная педагогика. – М., Ленинградский педколедж, 1998

11. Швачич Л. А. Работа дошкольного учреждения с семьёй. – Ленинградский педколледж, 2003.

12. Источник: https://pogovorki-poslovicy.ru/narody-rossii/kubanskie-poslovicy-i-pogovorki.html Блог о пословицах и поговорках © Pogovorki-poslovicy.ru

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре Тульского края» Народные традиции на Руси складывались веками, выживало и приживалось в народе только то, что способствовало развитию человека. Для того.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Детский.

Приобщение детей к народной культуре через ручной трудПриобщение детей к народной культуре через ручной труд В течении прошедшего учебного года я вела кружок ручного труда «Мастерилка». Поделки мы делаем из различных материалов: соленое тесто, различные.

Презентация «Приобщение детей к русской народной культуре» Презентация опыта работы воспитателей первой квалификационной категории ГБОУ Школа № 1373 Лукьяновой Марии Сергеевны, Серовой Натальи Анатольевны.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Тип проекта: долгосрочный, творческий, практико.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 14:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Устич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД