МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев

Елена Лукомская
Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев

Слайд 1: Уважаемые педагоги, сегодня вашему вниманию предоставляется презентация на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа через организацию мини-музеев. Музейная педагогика-основа познавательной деятельности дошкольников».

Слайд 2: Одно из понятий «Музейная педагогика», определение которое дают Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев» размещена в разделах

«Музейная педагогика - есть область научного знания, возникающая на стыке педагогике, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».

(Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич)

Слайд 3: Цель музейной педагогики.

Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея.

Слайд 4: Задачи музейной педагогики. ( См: слайд)

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. (нет в презентации)

Слайд 5: Музейная педагогика предполагает использование разнообразных видов музеев, в том числе этнографических, раскрывающих обычаи, традиции определенного народа. (Фото).

Этнографический подход позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. (нет в презентации)

Слайд 6: В дошкольной музейной педагогике можно выделить, два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. д.) (Фото).

Слайд 7:

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении (Фото).

Слайд 8: Принципы организации мини-музея в ДОУ :

Думаю, что все принципы понятны, раскрою 2 принципа: принцип научности и принцип глобализма и регионализма.

Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

Слайд 9:

Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике:

- Создание тематических коллекций и экспозиций (Фото).

Слайд 10:

- Интегрированные тематические блоки НОД с использованием ИКТ (Фото).

Слайд 11:

- Исследовательская деятельность по методике (Фото).

Слайд 12:

- Презентация детско-родительских исследовательских проектов.

- Музейная педагогика реализация проектов.

- Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события.

(Фото).

Слайд 13:

- Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея. (фото)

Слайд 14:

- Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность.

(Фото)

Слайд 15:

Работу по созданию мини-музея можно разделить на 3 этапа:

- Подготовительный этап: в начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

- Практический этап (или этап реализации проекта) : участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближение. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

- Заключительный (обобщающий) этап: презентация мини-музея.

Слайд 16:

Формы организации работы с детьми : ежедневные, еженедельные и периодические.

1. Ежедневные.

Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев.

2. Еженедельные.

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения; игры-путешествия; игры - эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи и т. д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

3. Периодические.

Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея).

Слайд 17:

Содержание, оформление и назначение мини – музеев должны обязательно отображать специфику возраста каждой группы. На примере всех возрастных групп, мы покажем примеры организации мини – музеев.

Организация мини музея в младшей группе «Домашние животные».

Слайд 18:

Цель: создать условия для реализации проектной деятельности познавательно-информационного типа о домашних животных

Задачи:

Обучающие: дать представление о многообразии животных

Развивающие: формировать умение у младших дошкольников узнавать в игрушках, на картинках диких и домашних животных, называть их детенышей и среду их обитания

Воспитывающие: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать речь воспитателя и детей

Слайд 19:

Оборудование и материалы

Игрушки домашних животных

Постройки из картона для домашних животных

В процессе работы над проектом прогнозируется повышение

Интереса дошкольников к домашним животным

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада и группы в частности

Творческих способностей воспитателей

Интереса к коллективной работе с детьми, родителями

Слайд 20:

Мини музей для средней группы «Чудо дерево» (фото)

Слайд 21:

Цель: знакомить детей со свойствами дерева (твердое, не упругое, горящее, раскалывающееся, намокающее) с помощью экспериментальных действий, расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении; дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Слайд 22:

Задачи: Обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий и их значение в нашей жизни;

Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей;

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

Активизировать личностную позицию ребенка.

Слайд 23,24,25 не говорить (показываю) своими словами

26 слайд:

Предполагаемые результаты

Мы считаем что создание мини-музея позволит :

Сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей

Приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие

Позволит пополнять музей новыми экспозициями

Расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц поговорок, интересных материалов.

Обогатит предметно - развивающую среду в ДОУ

Слайд 27:

Создание мини - музея Русская изба. Подготовительная группа.

Слайд 28:

Цель и задачи создания мини – музея.

Цель: развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

Задачи:

1. Создать развивающую предметно-пространственную среду: старинный интерьер «Русской избы», предметы быта, национальные костюмы и др.

2. Познакомить с особенностями народного быта.

3. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширять кругозор.

4. Создать условия для творческого общения и сотрудничества педагогов, детей и родителей.

Слайд 29:

Так же работу по созданию мини-музея делим на 3 этапа : подготовительный, практический и заключительный.

1-й этап – подготовительный.

- изучение литературы;

- обсуждение проекта с родителями;

- обсуждение с детьми и родителями варианты оформления мини-музея и пути сбора информации;

- определение перечня экспонатов, которые составят основу коллекции.

- подбор литературы, аудиозаписей, фотографий по теме.

- выбор места для мини-музея в групповой комнате.

Слайд 30 (Фото) ; Слайд 31 (Фото); Слайд 32 (Фото); Слайд 33 (Фото)

2 –й этап – практический.

оформление мини-музея «Русская изба».

Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа (оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов).

Экспонаты мини-музея :

- макет двора – забор, коромысло с ведрами, колодец;

- старинный интерьер русской избы: предметы быта – посуда, веретено, самовар, скатерть, корзины, вязанные дорожки, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, рушник, шкатулки;

- старинная мебель – макет русской печи, сундук, лавки;

- декоративные элементы – старинные скатерти, рушники, салфетки;

- старинные украшения – бусы, браслеты;

- предметы народных промыслов – изделия из бересты, павлопосадские платки;

- книги народных сказок, сборники потешек, пословиц, детские книги и жизни предыдущих поколений;

- народные игрушки;

- игрушки домашних животных, макеты крестьянского подворья.

Слайд 34:

3 –й этап – заключительный.

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме: Экскурсия в мини-музей «Русская изба»;

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;

- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.

Слайд 35:

Предполагаемый результат: данный мини - музей даст знания детям о культурном богатстве русского народа. Он основан на формировании эмоционального окрашивания чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрирующего свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Данный мини - музей пополнит знания детей о культуре и быте русского народа. А также сплотит коллектив и взаимодействие родителей, воспитателей и детей.

Слайд 36: Создание мини - музея Народные промыслы России. Старшая группа.

Слайд 37: Цель и задачи создания мини – музея.

Цель: развивать интерес детей к искусству, эстетическое восприятие и творческие способности через декоративно-прикладное искусство в процессе продуктивной деятельности

Задачи:

- Приобщать детей к народному творчеству;

- Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах различных росписей, поддерживать интерес детей к данной теме;

- Развивать познавательную активность детей.

- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, золотая хохлома, купавка, оживки, осочки, гжель

- Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, ритмично располагая узор, знакомить с цветовым строем и элементами композиции различных видов росписи.

-Учить детей расписывать плоскостные и объемные формы, используя элементы выбранной росписи.

Слайд 38: Так же работу по созданию мини-музея делим на 3 этапа : подготовительный, практический и заключительный.

1-й этап – подготовительный.

- изучение литературы;

- обсуждение проекта с родителями;

- обсуждение с детьми и родителями варианты оформления мини-музея и пути сбора информации;

- определение перечня экспонатов, которые составят основу коллекции.

- подбор литературы, аудиозаписей, фотографий по теме.

- выбор места для мини-музея в групповой комнате.

Слайд 39:

2 –й этап – практический.

Оформление мини-музея «Народные промыслы России».

Разделы и экспонаты мини-музея :

1. Раздел хохлома.

2. Раздел гжель.

3. Раздел городец.

Слайд 40:

Раздел хохлома состоит из следующих экспонатов: кувшин, ложки, сахарница с ложкой, пиала, салатник, горчичница, кружка, графин, рюмки на разносе, стаканы, стол, стулья. (Фото).

Слайд 41:

Раздел гжель состоит из следующих экспонатов: графин, коровка, доска разделочная, фигурка танцующая пара, набор посуды, кружка, салфетки. (Фото).

Слайд 42:

Раздел городец состоит из музыкальных инструментов, расписанных городецкой росписью: ложки, трещотки, бубенчики и другие.

Слайд 43:

3 - этап – заключительный.

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по теме : Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы России»;

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;

- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.

Слайд 44: Тематика мини – музеев.

Тематика мини-музеев может быть различной («Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Этих дней не смолкнет слава», «Подворье»

Слайд 45:

Вывод по мини – музеям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Конспект познавательного занятия «Международный день музеев» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Международный день музеев» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • уточнить знание детей о деятельности музейных работников; • воспитывать интерес.

Консультация для педагогов «Музей истории кондитерской фабрики» ко Дню музеев на МAAMКонсультация для педагогов «Музей истории кондитерской фабрики» ко Дню музеев на МAAM Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Музей истории кондитерской фабрики» ко Дню музеев на МААМ Фото и видео из личного архива.

Фотоотчет о мероприятиях по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду посредством организации мини-походовФотоотчет о мероприятиях по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду посредством организации мини-походов «Патриотизм – это убеждение в том, что твоя страна лучше других, потому, что ты в ней родился» Бернард Шоу Патриотическое воспитание подрастающего.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 14:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа посредством организации мини-музеев» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лукомская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД