МААМ-картинки

Принцип развития теории и практики педагогической психологии

Александр Владимирович Гришин
Принцип развития теории и практики педагогической психологии

Известно, что достижения любой науки в значительной степени определяются

развитием ее методологического аппарата, который позволяет добывать научные факты и на их основании строить научную теорию.

Выделяют три уровня методологии (древнегреч.)- учение о методе, о пути познания наукой своего предмета.

1. Общая методология- философский подход к анализу явлений действительности.

В отечественной психологии в качестве общей методологии признается

Публикация «Принцип развития теории и практики педагогической психологии» размещена в разделах

материалистическая природа психики, т. е. психические явления обусловлены объективным миром, являются его отражением благодаря деятельности мозга.

2. Специальная методология- в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.

Принцип детерминизма- означает закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Позволяет устанавливать

взаимосвязь предмета исследования с предыдущими или последующими

событиями, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздействий среды (Представление о причинной обусловленности психических явлений позволяет понять многие свойства личности ребенка, объяснить ложь, страх, обман. Очевидно, эти качества нередко оказываются вторичными, а первопричина – в чем-то другом).

Принцип единства личности и деятельности означает, что личность

проявляется в деятельности и в ней же она формируется. (Если педагог хочет

повлиять на личность ребенка, ему следует сформировать значимую для ученика деятельность. Если деятельность имеет для ученика личностный смысл, она становится источником саморазвития).

Принцип развития – состоит в том, что целью любого воздействия

теории и практики педагогической психологии является становление,

развитие участников образовательного процесса и системы образования в

целом. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не

в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и

воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов :

- рост и созревание (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори,

Ж. Пиаже);

- формирование (бихевиоризм, деятельностный подход);

- преобразование (гуманистический подход).

рост и созревание (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори,

Ж. Пиаже);

формирование (бихевиоризм, деятельностный подход);

преобразование (гуманистический подход).

совокупность конкретных методов – непосредственно связана с практикой исследования.

Педагогическая психология широко использует различные

методы, применяемые в психологии в целом. Существуют различные

классификационные подходы к рассмотрению методов психологии.

Поскольку отдельные методы повторяются, охарактеризуем в алфавитном

порядке группу эмпирических методов как наиболее часто используемую

в профессиональной педагогической деятельности.

Анкета – (в переводе с французского – «список вопросов») метод

исследования, позволяющий получить информацию достаточно быстро и

на большом массиве обследования. Исследование проводится с тем, чтобы

выяснить мнения, оценки, свойства личности. Анкеты бывают открытыми

и закрытыми, если сочетаются элементы – комплексные.

Анализ результатов деятельности – сущность в том, что исследователь

стремится познать особенности психики в игровой (подвижная игра – соблюдение правила и выполнение физического действия, которые лежат в основе физического развития, учебной (отношение к учебе по выполнению письменных домашних работ) трудовой (уборка классной комнаты) деятельности.

Много информации дают рисунки детей. Цвет, сюжет, изображение

фигуры показывают настроение, невротичность и даже условия жизни

ребенка.

Анамнез – (в переводе с греческого – «воспоминание»). Это совокупность

сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в воспитании или обучении. Чаще всего используется, когда стремятся понять причины сложностей школьника в общении, а также объяснить недостатки интеллекта, обращаясь к прошлому ученика. За основу берется жизненный путь, изучаются особенности психического и физического развития.

Основными документами, необходимыми для анамнеза, являются

медицинские, логопедические, психологические карты развития личности

ребенка, педагогическая характеристика ребенка, предоставленная школой

или детским садом.

Беседа – позволяет непосредственно ознакомиться с личностью

испытуемого в процессе взаимодействия. Исследователь ставит вопросы,

касающиеся предмета изучения. Цель не сообщается. Не нужно заставлять

испытуемого отвечать на те вопросы, которые ему не нравятся.

Необходимо говорить со школьником понятно, уважительно и меньше,

чем сам школьник.

Наблюдение – метод познания психической реальности, основанный

на целенаправленном восприятии. Наблюдать возможно поведение ученика

на уроке и на перемене, проявление его мимики и жестов, участие в трудовой

и игровой деятельности. Психологическое истолкование данных наблюдения

не дано, его надо найти на основе описаний в научной литературе.

Социометрия (от лат. societas – «общество», metreo – «измеряю»).

Выявляет предпочтения людей в обществе. В ПП применяется для того,

чтобы определить статус школьника в группе учащихся. Школьник

отвечает, например, на такие вопросы: «Кого бы ты хотел пригласить к

себе домой в гости?», или «С кем бы ты хотел готовиться к экзаменам?».

Педагог отмечает в специальной матрице, кто из учеников кого выбирает.

Затем подсчитывается число выборов и определяется лидер или аутсайдер.

Тест (англ. test – проба, проверка). Способ изучения психических

свойств школьника при использовании определенных заданий (могут быть

вербальными, практическими, представлять собой рисунок, набор определенных вопросов). ВПП известны тесты достижений,

направленные на исследование уровня усвоения знаний по предмету.

Шкалирование способ получения и обработки научной информации с помощью величин в нисходящем или восходящем порядке.

Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности

при составлении характеристик учащихся, выявлении их отношения к

различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой).

Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учащимися можно применить такую шкалу оценок:

Характер взаимоотношений и оценочный балл

1 Резко отрицательный (-2)

2 Слабо отрицательный (-1)

3 Безразличный (0)

4 Слабо положительный (+1)

5 Ярко положительный (+2).

Эксперимент (от лат. esperimentum – опыт). Это целенаправленный, точно учитывающий условия, строго поставленный опыт. В ПП наиболее часто используется психолого-педагогический эксперимент, который сочетает психологическое изучение школьников с одновременным решением учебно-воспитательных задач.

Помимо методов, используемых всеми психологическими дисциплинами, в ПП есть еще специальные методы. К ним относятся: психолого-педагогическое

тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка. Кроме того,выделяют еще две группы методов, имеющих целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка – психологическое консультирование (оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации – беседа с ребенком, родителями, педагогом (носит

рекомендательный характер); коррекция – предполагает непосредственное

воздействие психолога на заинтересованное лицо (методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг,

аутогенная тренировка). Психологические представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное значение для образования. В настоящее время в педагогической психологии сосуществуют принципиально разные теоретические направления, объясняющие законы, по которым

происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и

воспитания, педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Инновационные технологии и практики в ДО» о занятии с использованием коврографа «Ларчик Воскобовича»Фотоотчет «Инновационные технологии и практики в ДО» о занятии с использованием коврографа «Ларчик Воскобовича» В рамках реализации проекта "Предшкола" стандарт детского сада на тематической неделе «Инновационные технологии и практики в ДО» в подготовительной.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Фотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском садуФотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском саду 14 ноября 2019, мы ездили на стажёрскую практику, в МБДОУ ЦРР – детский сад «Рябинка», тема которой была «Использование игровых технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принцип развития теории и практики педагогической психологии
Опубликовано: 11 мая 2024 в 19:28
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принцип развития теории и практики педагогической психологии» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД