Лучший педагог года

Примерная парциальная образовательная программа ДО «Знакомим дошкольников с основами финансовой грамотности«

Жанна Владимировна Полуэктова
Примерная парциальная образовательная программа ДО «Знакомим дошкольников с основами финансовой грамотности«

Содержание

Целевой раздел…. 2

Содержательный раздел….4

Организационный раздел…

Мониторинг выполнения программы…

Приложения….9

Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих методических пособий:

Публикация «Примерная парциальная образовательная программа ДО „Знакомим дошкольников с основами финансовой грамотности„» размещена в разделах

1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», Банк России, Министерство просвещения Российской Федерации.

2. Сборник методических материалов «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», Банк России, Министерство просвещения Российской Федерации.

3. Алина Гоникман «Деньги – это не все, но многое».

4. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника».

5. Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методическое пособие».

С учетом следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

3. Образовательная программа ДО МКДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад №2»

4. Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014г. №08-249

5. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

6. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (ст. 28)

7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

8. «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017г. №2039-р

9. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников (Министерство просвещения России, 2019г.)

Актуальность

Так как дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, то формирование общей культуры личности дошкольника в современном мире невозможно представить без формирования у него экономической грамотности.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качеств (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности, а также наличием знаний основ объективных экономических законов.

Цель

Способствовать формированию основ экономических представлений и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

• Формирование экономических представлений и компетенций.

• Развитие экономического мышления дошкольников.

• Обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

• Обучение грамотному поведению в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» – к более сложным финансово-экономическим явлениям : «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и другое.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:

• научность,

• доступность,

• оптимальность в отборе содержания и определений,

• комплексный подход,

• системность и последовательность.

Основополагающим принципом программы является доступность: учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников.

Программа разработана для детей подготовительной группы, возраст 6-7 лет.

Образовательная деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность занятия 30 минут.

Срок реализации программы : программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября по май включительно.

Ожидаемый результат.

Дошкольник должен :

• знать основные финансово-экономические понятия и категории;

• иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

• понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

• осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

• иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи «труд-деньги»;

• уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

• уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

• развивать в себе ответственность, стремление доводить начатое дело до конца, рациональность, бережливость, экономность.

Содержательный раздел.

Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Образовательный процесс реализации программы включает две основные составляющие :

1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса – «партнерском»в рамках совместной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:

• развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей;

• развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;

• освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских видов деятельности – игры, лепки, рисования, конструирования, а также предметное оснащение – демонстрационный материал, тематические альбомы, книги, материалы для дидактических упражнений.

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Это предполагает включение в образовательный процесс ещё одной составляющей – специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией взрослого как учителя – регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство.

Тематическое планирование

Сентябрь

07.09. 2022 Тема: «Введение» Рассказ воспитателя «Что такое финансовая грамотность, для чего её нужно формировать у детей»

14.09. 2022 Тема: «Трудовая деятельность людей» Беседа о труде

Знакомство с пословицами и поговорками о труде

Д/ и:

1. «Назови профессии»

2. «Подбери инструмент»

3. «Кто что делает»

21.09. 2022 Тема: «Знакомство с понятием продукт труда» Рассказ воспитателя «Что такое товар».

Чтение и обсуждение стихотворения «Сами вещи не растут…»

П/и «Мало-долго»

28.09. 2022 Тема: «Труд и продукт труда» Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

П/и «Выбор профессии»

Октябрь

05.10. 2022 Тема: «Труд и продукт труда» Чтение стихотворений о труде и профессиях

Собирание тематических пазлов

12.10. 2022 Тема: «Труд и продукт труда» Просмотр тематических картинок, альбомов

Загадывание загадок о труде и профессиях

Д/и «Какие ошибки допустил художник»

19.10. 2022 Тема: «Труд и продукт труда» Игровой час

Настольно-печатные игры: «Профессии», «Учреждения», «Профессии 1,2» («Радуга»)

26.10. 2022 Тема: «Профессия воспитатель» Беседа-рассуждение «Если бы я был воспитателем»

Акция «Поможем воспитателю» («День самоуправления»)

Ноябрь

02.11. 2022 Тема: «Труд и продукт труда» Рисование «Моя будущая профессия»

09.11. 2022 Тема: «Труд и продукт труда» Изготовление поделок «Игрушка своими руками»

16.11. 2022 Тема: «История появления денег» Рассказ воспитателя «Как появились деньги»

Рассматривание иллюстративного материала

23.11. 2022 Тема: «История появления денег» Рассказ воспитателя «История денег в России»

30.11. 2022 Тема: «Какие бывают деньги» Рассказ воспитателя «Как производят деньги»

Рассматривание монет, купюр РФ, денег других стран

Д/ и:

1. Определи монету, купюру по описанию;

2. Расположи монеты в порядке возрастания

Декабрь

07.12. 2022 Тема: «Какие бывают деньги» Рассказ воспитателя «Наличные, безналичные и электронные деньги»

Разбор ситуации «История из жизни»

14.12. 2022 Тема: «Откуда берутся деньги» Рассказ воспитателя «Источники денег»

Рассматривание таблицы «Мои доходы»

Аппликация «Копилка для монет»

21.12. 2022 Тема: «Куда уходят деньги» Рассказ воспитателя «Что такое расходы семьи»

Д/и «Доход-расходы»

Январь

11.01.2023 Тема «Семейный бюджет» Рассказ воспитателя «Что такое семейный бюджет»

Составление рассказов на тему «Что значит быть бережливым»

Д/и «Семейный бюджет»

18.01.2023 Тема «Что такое планирование бюджета» Беседа-рассуждение «Как получить нужную сумму денег на желаемую покупку»

Кукольный спектакль «Как зайчика бережливости научили»

25.01. 2023 Тема: «Деньги и цена» Чтение и обсуждение сказки Т. В. Грековой «Приключение монетки»

Вырезывание шаблонов монет для д/и «Магазин»

Февраль

01.02. 2023 Тема: «Деньги и цена» Чтение и обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад»

Решение арифметических задач

08.02. 2023 Тема: «Деньги и цена» Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

15.02. 2023 Тема: «Осторожное обращение с деньгами» Чтение и беседа по сказке Б. В. Минина «Доверчивый зайчик»

Инсценировка отрывки из сказки Б. В. Минина «Доверчивый зайчик»

22.02. 2023 Тема: «Осторожное обращение с деньгами» Чтение и обсуждение сказки Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек»

Рисование по сказке «Муравьи и старый горшочек»

Март

01.03. 2023 Тема: «Что такое реклама» Беседа о рекламе

Д/и «Разрекламируй свою игрушку»

15.03. 2023 Тема: «Реклама и самореклама» Д/и «Разрекламируй свою внешность, способности характер»

Инсценировка «Приём на работу»

22.03.2023 Тема «Рекламные уловки» Беседа «Всегда ли можно верить рекламе»

Чтение и обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»

29.03. 2023 Тема: «Рекламные уловки» Спектакль «Приключения Копеечки»

Апрель

05.04. 2023 Тема: «Самопрезентация» С/р игра «Пиццерия для всей семьи»

12.04. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Д/ и:

1. «Что сначала? Что потом?»

2. «Нужные вещи»

19.04. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Чтение стихотворений о бережливости и труде (отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

Игра-эстафета «Хорошо-плохо»

26.04. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Просмотр мультфильма по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»

Обсуждение мультфильма

Май

03.05. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Беседа «Вещи, сделанные своими руками»

Конкурс по изготовлению игрушек, поделок из вторичного, бросового материала

10.05. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Составление детьми рассказов на тему «Я уважаю чужой труд»

Обсуждение смысла пословиц и поговорок о труде

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

17.05. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Проблемная ситуация «Сломалась игрушка»

Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки» (ребята чинят, чистят, украшают игрушки, требующие небольшого ремонта)

24.05. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Рисование «Моя любимая игрушка» («Игрушки моих родителей»)

31.05. 2023 Тема: «Бережливость и экономия» Праздник «Мы – бережливые»

Взаимодействие с семьей.

Семья формирует отношение ребенка к близким, здоровью, учебе, работе, деньгам. Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, забота о «хлебе насущном», рассчитывание бюджета семьи, достаток или нехватка денег – это реальные ситуации, в которые постоянно включены дети. Детский сад – это тоже некая реальная среда, но она не дает полноценного опыта и практики «экономического поведения». Дети здесь через игру лишь закрепляют опыт, полученный в семье. Поэтому только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального – может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Возможные формы работы с родителями:

1) анкетирование,

2) памятки,

3) рекомендации,

4) консультации,

5) родительские собрания.

Примерные темы родительских собраний : «Дети и деньги», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами», «Семейный бюджет и ребенок».

Ресурсный материал к разделу «Взаимодействие с семьей» в Приложениях 1-6.

Организационный раздел.

Пространственно-образовательная среда.

При организации развивающей предметно-пространственной экономической среды соблюдаются следующие положения:

- статичность и подвижность предметного окружения (педагог может заранее смоделировать ситуацию сюжетно-дидактических игр, предоставить набор функционально-игровых предметов, которые позволяют детям реализовать их стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды).

- гибкость предметно-развивающей среды (дети могут свободно трансформировать оборудование, предметы из условно выделенных уголков в любую часть помещения группы).

- комфортность предметно-пространственной среды (ребёнок может найти место, удобное для занятий, комфортное с точки зрения эмоционального состояния и благополучия).

- открытость-закрытость ( помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира).

- обеспечение развития половых различий (наличие предметов, идентифицирующих принадлежность ребёнка к определённому полу).

Зоны предметно- пространственной экономической среды:

- информационная: произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, поговорки, пословицы, модели товаров, услуг.

- занимательно-экономическая: кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, экономические задачи.

- деятельностно-экономическая: дидактические игры с экономическим содержанием, атрибуты сюжетно-ролевых игр, модели денежных знаков, ценников.

Перечень методических пособий и наглядно-дидактического материала.

1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», Банк России, Министерство просвещения Российской Федерации.

2. Сборник методических материалов «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», Банк России, Министерство просвещения Российской Федерации.

3. Алина Гоникман «Деньги – это не все, но многое».

4. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника».

5. Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методическое пособие».

6. Комплект познавательных мини-плакатов «Финансовая грамотность. Денежные знаки».

7. Настольно-печатные игры: «Профессии», «Все профессии важны 1, 2», «Учреждения».

Мониторинг выполнения программы.

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой выделены следующие уровни сформированности экономических знаний старших дошкольников :

I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Ф о р м а проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

1) знания в области социально-экономической сферы;

2) знания в области товарно-денежных отношений;

3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;

4) знания в области информационно-организаторской сферы;

5) знания в области нравственно-этической сферы;

6) знания в области государственно-юридической сферы.

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

П р и м е р ы з а д а н и й первой серии.

Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др., педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

П р и м е р ы з а д а н и й второй серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.

П р и м е р ы з а д а н и й третьей серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т. е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

П р и м е р ы з а д а н и й четвертой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

П р и м е р ы з а д а н и й пятой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»

Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;

II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:

Публикация Примерная парциальная образовательная программа ДО «Знакомим дошкольников с основами финансовой грамотности« (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жанна Владимировна Полуэктова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Примерная парциальная образовательная программа ДО «Знакомим дошкольников с основами финансовой грамотности«
Опубликовано: 7 сентября 2023 в 15:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД