Папки-передвижки

Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности

Вероника Тишина
Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности

Самостоятельность – это не только умение позаботиться о себе в быту, но и уверенность в себе и своих силах, успешная учёба, умение делать выбор.

Часто родители говорят своим детям, что им делать: иди почисти зубы, умойся, переоденься. И так каждый день - ребенок выполняет ценные указания родителей, они довольно говорят о том, какой он у нас самостоятельный, но так ли это? Выполнить сказанное родителями – это не самостоятельность, а послушание. Ну и что тут плохого скажите Вы? Отвечу: послушные дети делают только то, что им говорят, они не инициативны, пассивны и бездейственны – отсюда и возникают многие психологические проблемы, с которыми сталкиваются в школьные годы. «Не может четко сформулировать мысль? Ничего сам не сделает без напоминания!» В будущем из таких детей получится прекрасный исполнитель, но такой ребенок никогда не будет лидером.

Публикация «Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах

Самостоятельность у детей начинает формироваться довольно рано, уже в 2 года ребенок понимает, что некоторые вещи он может сделать сам без помощи родителей. Например, налить себе водички из кувшина, но что он слышит «Поставь, а то разольёшь, разобьешь, порежешься» или «Стой, туда не ходи - там опасно». Чем старше становится ребенок, тем запретов становится больше. В возрасте 3 – 4 лет, к крохе приходит понимание, что его желания могут отличаться от желаний взрослого. Когда они с мамой идут гулять, ему так хочется самому надеть сандалии, а мама делает всё сама. Из лучших побуждений, конечно. Изо дня в день ребенок начинает понимать, что ему не обязательно проявлять инициативу мама с папой сделают всё сами за него. Ребенок переходит в пассивную роль. Как не допустить развитие такой ситуации?

Условия развития самостоятельности у детей :

Создаём развивающую среду – у крохи должны быть свои вещи для домашнего обихода в каждом помещении, будь то ванна или кухня, которыми он сам сможет распоряжаться. Например, в ванной - тряпочка для вытирания пыли, на кухне - скалка. Когда ему захочется проявить инициативу и помочь вам в домашних делах - он сможет воспользоваться своей вещью.

Наберитесь терпения – самостоятельная деятельность детей может занять гораздо больше времени, конечно, у Вас бы получилось сделать всё намного быстрее и аккуратнее чем у малыша. Здесь нужно помнить о том, что Вы стараетесь воспитать самостоятельную личность.

Право на ошибку — каждый человек ошибается, и вы не исключение. Когда человек делает что-то в первый раз, не всегда сразу выходит хорошо, иногда для этого нужна тренировка и поддержка. Поэтому, когда Ваш ребенок что-то прольёт или рассыпет - не ругайте, а скажите «не расстраивайся в следующий раз получится лучше, а это мы просто вытрем».

Не делайте за ребенка, то что он может сделать сам – не мешайте ребенку, пусть сам ест, сам выберет одежду на прогулку и в детский сад, сам стелет постель.

“Нельзя”. Перед тем как сказать слово «нельзя», подумай. Говоришь ты для того, чтобы уберечь ребенка или себя от дополнительных забот? Например, переходить дорогу в неположенном месте или вылезать в открытое окно -нельзя, а вот попрыгать по луже в резиновых сапогах или поиграть с водяными пистолетами, когда на улице жара - можно.

Навыки самостоятельного ребенка.

Инициатива в выборе одежды :

Вещи малыша должны находится в его доступности, на нижней полке или в нижнем ящике комода.

Покупая одежду, старайтесь выбирать с простыми застежками, чтобы кроха сам мог одеть или снять выбранные предметы гардероба.

Покажите место куда нужно бросать грязное бельё и пусть малыш сам решает, какая вещь должна туда отправиться.

В доме обязательно должно быть большое зеркало, в которое ребенок сможет посмотреть и решить, правильно ли он оделся и нужно ли ему причесаться.

Инициатива в умывании :

В ванной комнате у малыша должны быть свои гигиенические принадлежности, которыми он сам сможет пользоваться без Вашей: помощи зубная щетка, паста, мыло, полотенце.

Нужно поставить маленький стульчик или подставку возле раковины для того, чтобы ребенок мог сам достать всё необходимое и умыться.

В туалете тоже должна быть подставка, чтобы кроха без посторонней помощи мог воспользоваться унитазом, горшок и насадка на унитаз должны быть всегда в досягаемости.

Инициатива в еде :

Организуйте на кухне место, где будет стоять кувшинчик с водой и стакан, чтобы малыш без вашей помощи мог налить себе воды.

Покажите ему, где лежит тряпочка для стола, чтобы мог сам вытереть разлитую воду и не ругайте его, если он не пролил что-нибудь. Ребенок и так сомневается в своих силах, а упреками и руганью вы отобьете у него охоту что-либо делать.

Если малыш только начинает держать ложку - варите ему каши и густые супчики, но ни в коем случае не превращайте продукты в пюре, пусть учится жевать. Для этого можно отваривать картошку, морковь, брокколи и ломать их на кусочки.

В обиходе используйте только стеклянную или керамическую посуду, так кроха будет учиться осторожности.

Готовьте еду вместе, детям очень нравится замешивать тесто, с помощью формочек вырезайте печенье и по мере взросления ребенка усложняйте задания : нарезать хлеб, почистить овощи, помочь сварить суп.

Инициатива в засыпании :

С 1,5 лет ребенка можно положить в открытую кроватку, где он будет чувствовать себя свободнее, так как сможет сам лечь и сам встать с неё.

Разработайте вечерний ритуал: тёплое молоко с печеньем, умывание перед сном, чтение книги или колыбельная - так ребенок будет знать, что пора идти спать.

Инициатива в игре :

В квартире организуйте место для хранения игрушек: полки или ящики в досягаемости ребенка, чтобы он мог взять или убрать игрушку самостоятельно.

Краски, пластилин, раскраски, карандаши и прочее материалы для творчества должны лежать так, чтобы кроха сам мог их взять.

Самостоятельность детей в игре должна поощряться, чем больше интересных сюжетов для игры он придумает, тем продуктивнее будет игра.

Самостоятельная деятельность детей должна поощряться родителями : сам залез на горку, сам поехал на велосипеде, сам сварил макароны к обеду. И в таком случае инициатива и самостоятельность детей будет развиваться. Когда ребенок становится самостоятельным, мама и папа становится чуть-чуть свободнее, они знают, что малыш не будет голодным, так как может сам жевать и держать ложку. Он не будет ходить в грязной одежде, так как сам сможет поменять ее.

Самостоятельный труд детей развивает чувство любопытства, которое в дальнейшем будет способствовать успешной учебе. Активный самостоятельный ребенок не будет ждать разрешения родителя решить возникшие у него затруднения, а примет самостоятельное решение.

Самостоятельность детей дошкольного возраста, не должна ограничиваться общепринятыми рамками дети исследователи и в силу этого придумывают массу новых способов пользования вещами. Самостоятельность ребенка в 7 лет может выражаться в его активности, например, желании участвовать в эстафетах, концертах, проводимых в школе.

Развитие и формирование самостоятельности у детей полностью зависит от поведения родителей. От того, какого будущего они хотят для своего ребенка. Да, послушные дети — это удобно, с ними меньше проблем, но тогда и не ждите от них инициативы, самостоятельно принятых решений, активности в социальной жизни и ответственности за свои поступки.

Будьте немного ленивыми родителями и тогда у Вас будут самостоятельные и ответственные дети!

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:

Публикация Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вероника Тишина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Пример родителей как условие развития детской инициативы и самостоятельности
Опубликовано: 30 декабря 2020 в 08:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД