Папки-передвижки

Применение современных технологий в развитии любознательности дошкольников

Ольга Солдатова
Применение современных технологий в развитии любознательности дошкольников

Можно выбрать использование следующих методов или методические приемы работы в данном направлении:

1. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет) : Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Публикация «Применение современных технологий в развитии любознательности дошкольников» размещена в разделах

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Только думаю, работая над каким то экспериментом, вместо слов у головы. стрелочек. хвоста располагать картинки.

детям предлагается информация (видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала.

Например

Голова – почему губка впитала много воды и так картинки.

Еще мне больше понравился вот этот метод:

2. «Говорящие стены».

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены». Опыт Эстонии.

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному восприятию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире [1]. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.

3. Геокэшин

Одним из эффективных технологий в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, является «Образовательный геокэшинг» (значение слова «геокэшинг от греч. "geo" - Земля, англ. "cache" - тайник). Образовательный геокешинг используют со старшей группы детского сада. Данная технология позволяет проводить обучение, консультацию в виде игры, делает обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Геокэшинг – это командная, приключенческая игра с элементами туризма и краеведения (т. е. разыскивание тайников, которая включает в себя: наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают, наличие чётко оговариваемых правил, наличие ясной, конкретной цели, взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют, групповую рефлексию, подведение итогов.

Образовательный геокешинг используют со старшей группы. Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста состоит из 4-х этапов:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается карта, макет группы, детского сада, участка ДОУ, проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

4. Технология макетирования

Макетирование – это метод конструирования объектов, при помощи которого создают пространственные трехмерные модели (макет).

Макеты условно делятся на два типа: модели и карты. Макеты-модели представляют собой уменьшенные объекты, направляющие воображение ребенка на события, происходящие «внутри» этих объектов; («кукольный дом»).

Макеты-карты, отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий «снаружи» («Улицы города», ландшафтный макет). Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игре).

С помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные и временные отношения.

Для педагога очень важно создать условия, в которых ребенок, проявляя и реализуя свою «детскую любознательность» и желание узнавать новое, открывает для себя отдельные представления об окружающей действительности и упорядочивает «добытые знания» в общую картину мира. Этот вид деятельности привлекателен своим педагогически ценным содержанием, он придает деятельности детей смысл, в интересной для них форме. Отличительная особенность макетирования – это предметно оформленный результат, поэтому дети ощущают себя «созидателями», «творцами».

5. Кейс-технологии

Кейс-технологии по праву можно считать, одним из самых удачных способов обучения детей на каждом возрастном периоде, так как в нее вошли различные компоненты проблемного обучения, работа в группе и паре, участие в дискуссии, работа с различными источниками и т. д.

С латинского языка слово «casus» переводится как как «запутанный, нестандартный случай», а в переводе с английского означает «портфель, чемоданчик для бумаг». В данных переводах можно сразу увидеть всю суть данной технологии : запутанные ситуации, размещенные по отдельным портфелям. Данные задания выдаются дошкольникам как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Это своего рода информационный комплекс, который помогает увидеть и представить предлагаемую проблему.

На занятиях с детьми среднего дошкольного возраста в кейс можно включить газетные вырезки, карточки, иллюстрированные ситуации, факты, фрагменты видеороликов и фильмов.

Целью кейс-технологий является обсуждение дошкольниками в внутри группы, анализ сложившейся ситуации, которая возникает в определенных условиях, поиск необходимого решения, которое будет в большей степени эффективными. В конце работы, детьми, с помощью воспитателя должен быть сделан обобщающий вывод, иногда его можно сделать в виде сказки или театрального представления. Дошкольники должны озвучить как можно большее выходов из предложенной ситуации, и соответственно, выбрать лучший в контексте обсуждаемой проблемы.

6. технология STEM-образования, способствует системному изучению мира, понимание логики окружающих вещей, обнаружению взаимосвязи предметов и явлений.

STEM-образование позволило включить дошкольников в осознание логики происходящих явлений, осознать их взаимосвязь, изучить мир системно, выработать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.

Для этого был создан центр STEM -образования: природные уголки трансформированы в центры экспериментирования, а также экологические центры.

7. «Step by step» - «Шаг за шагом», позволяющие детям самостоятельно развиваться (специалисты Джорджтаунского университета, Россия: О. Л. Князева, Д. Айджанова, А. Искакова).

Сущность технологии технология «Step by step» заключается том, что подбирались развивающие задания для детей с учетом возрастных особенностей для раскрытия их способностей, развития концентрации, умений формулировать свои мысли и принимать правильные решения, расширения опыта. «Step by step» применялся как в индивидуальной форме работы, так в группах.

В данную технологию включались следующие развивающие задания : «живое», «неживое», «движение», «качество», «количеств», «причина», «следствие», потребности», «ресурсы» и др. Они были направлены на расширение субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного характера.

Задания были систематизированы так, чтобы у дошкольников была возможность получить образные представления об окружающем мире и расширить оставляющую субъективного опыта.

Задания выстраивались с учетом следующих направлений:

- физический мир. На занятии дошкольники измеряли, взвешивали, строили их кубиков или похожего материала, работали с деревом, песком, использовали веревки и смешивали краски.

- социальная и культурная действительность. В данные занятия включались игры, прочтение книг, драматизация, дискуссия и прогулки.

- логика и математика. Дошкольники занимались измерением, счетом, выявляли последовательные связи, находили тождества, классифицировали объекты или их сортировали.

- устное и письменное слово. На занятиях дети прослушивали произведения, занимались изучением букв, слушали и выражали собственные мысли. Старались научить детей выстраивать логическую последовательность прочитанных произведений, устанавливаться причинно-следственные связи и выстраивать логические цепи рассуждений.

Еще квест-технологии, проектная деятельность

Кстати в ТРИЗ-технологии входят : инсерт, Круги Луллия, синквейн, синектика, лжезагадки и др.

Метод «Синектика» («объединение однородных элементов», который должен применяться совместно с мозговым штурмом. Он способствует развитию мотивации на поиск аналогов (похожестей, ассоциативных связей, пониманию, что аналогии можно найти там, где есть повторение свойств, отношений и закономерность. Данный метод позволяет развить оригинальность, быстроту в последовательности выполнения, самостоятельность и преодолеть скованность.

Метод каталога. «Сочиняя сказку с помощью какой-либо книги, задаются вопросы, ответы на которые ребенок сам находит, указав на часть текста». Ответы собираются в единую сюжетную линию, что развивает законченность действий в процессе творческого воображения или придания законченного вида определенного сюжета.

Метод «контрольных вопросов», с помощью которых генерируются новые идеи и решения. Чаще всего он применяется в форме монолога, который обращен к самому себе, либо диалога изобретателей». Совместно можно применить приемы фантазирования: «сделать наоборот», «изменить неизменяемое», объединения, «вынесение»

Публикации по теме:

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Применение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчествуПрименение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчеству Новые технологии все больше внедряются в систему дошкольного образования. В наш бурный век познавательное развитие ребенка в корне меняется.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:

Публикация Применение современных технологий в развитии любознательности дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Солдатова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Применение современных технологий в развитии любознательности дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 21:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД