МААМ-картинки

Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста

Юлия Лапина
Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные и забытые методы, формы, а также средства оздоровления.

Технология -

Публикация «Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

• различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.

• некая совокупность приемов работы педагога

• это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.

• Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.

• Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

• Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Активно содействует этому закаливанию; оно повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.

• Начинать закаливание надо постепенно.

• Это и есть первое правило закаливания : постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно - эффект может оказаться прямо противоположным.

• Второе правило - систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы.

• Третье правило - индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным закаливающим мероприятиям.

Закаливать можно лишь совершенно здорового ребенка.

Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.

1. "Рижский" метод закаливания

(от 1,5 до 4 лет)

Три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. :

Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли комнатной t.

Другая в чистой воде такой же t.

Третья дорожка остается сухой.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

Закаливание повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям.

2. Обширное умывание

Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет "5" - обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

3. "Дорожка Здоровья"

Полоса из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка.

Можно использовать коврик для ванной типа "травка".

Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

4. Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок.

Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18.

Сначала - в носках в течение 4-5 дней, затем - босиком по 3-4 минуты.

Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 мин. и доводим до 20-25 мин.

5. Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

После дневного сна. Длится 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением.

Во время сна детей в спальном помещении открываются окна, и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов.

После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

Деятельность детей в "теплой" комнате:

- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

- ходьба по сухому коврику;

- ходьба по "Дорожке Здоровья".

Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры

Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из в "холодную", где проводятся дыхательные упражнения.

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна

• гимнастика в постели;

• профилактика плоскостопия и нарушений осанки;

• дыхательная гимнастика;

• индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;

• водные процедуры.

составляются на две недели (интерес детей поддерживается).

Пока ребенок спит, взрослый создает условия для контрастного закаливания ребенка : готовит «холодную» температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение: под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели (2-3 минуты) : бодрствованию: потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.

• Важно исключить резкие движения

Ребенок переходит в «холодную» комнату босиком и в трусиках.

Корригирующая ходьба (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

Группы от 3 до 4лет

• 1. Утренняя гимнастика в группе.

• 2. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака.

• 3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

• 4. Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

• 5.«Чесночные» киндеры

• 6. Аромаотерапия (лук, чеснок)

• 7. Прогулки: дневная; вечерняя

• 8. Оптимальный двигательный режим.

• 9. Гимнастика в кровати, после сна «Мы проснулись».

• 10. Закаливание. Топтание по дорожкам здоровья (с разной поверхностью)

• 11. Элементы обширного умывания

Группы от 4 до 5 лет. Приём детей на улице (при температуре до -15°)

• 1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале)

• 2. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака

• 3. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

• 4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.

• 5. Чесночные «киндеры»

• 6. Аромотерапия (лук, чеснок)

• 7. Прогулки: дневная, вечерняя

• 8. Оптимальный двигательный режим

• 9. Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки».

• 10. Закаливание : рижский метод

• 11. Обширное умывание, ходьба босиком

Старшие и подготовительные группы (5-7 лет)

• 1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

• 2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

• 3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака

• 4. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

• 5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.

• 6. Чесночные «киндеры»

• 7. Аромотерапия (лук, чеснок)

• 8. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя

• 9. Оптимальный двигательный режим

• 10. Гимнастика после сна

• 11. Закаливание : рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия

• 12. Обширное умывание.

В осенне-зимний период:

• утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

• обливания ног водой, ножных ванн и рекомендуемой для ослабленных детей ежедневной процедуры - обтирание ног полотенцем, смоченном прохладной водой. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Начальная температура воды для местных процедур 28 °. Спустя неделю: уменьшение через каждые 1-2 дня на 1-2 °, снижая ее до 16 °.

• В целях закаливания можно применять контрастные обливания ног: непосредственно за обливанием теплой (36 °.) водой на ноги льют прохладную воду.

Для более сильного действия: способ контрастных процедур: резкие колебания температуры воды: от 38 ° в одном тазу, а в другом тазу температура воды с 3534° понижается каждые 2-4 дня на 1 -2 °. И достигает к концу периода 20 °.

Закаливающее влияние оказывает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины.

Рекомендации

• Для закаливания : естественные факторы природы – воздух, солнце, воду. Приучайте малышей с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у них умение преодолевать трудности.

• Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

• Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

• Необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Лапина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 мая 2022 в 11:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД