Лучший педагог года

Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ

Мирослава Гречкина
Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ

Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Дошкольникам нужно не просто дать знания, а научить их его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Публикация «Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Интеллектуальные карты (mind maps) придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т. д. Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.

Интеллект-карта (или «карта ума») - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т. е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

-развитие быстрого восприятия и запоминания

-повышение мотивации

-грамотное планирование решения задачи

-формирует упорядочение мыслей

-рост достижение успеха

-экономия времени

Решая данные задачи, мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.

Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:

-повысить мотивацию, качество знаний воспитанников;

-развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;

-активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.

-выявить причины затруднений

-изучить личность

Преимущества метода интеллект-карт :

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:

-ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;

-педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;

-дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации

Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект – карт на занятиях, утреннем круге, в беседах с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт.

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:

-Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.

-Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.

-С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.

-Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.

-Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Следуя данным правилам построения интеллект – карт, мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.

Например, в ходе беседы с дошкольниками на утреннем круге, Кирилл задал интересующий его вопрос «кто и как создал деньги?». Я решила попробовать ответить на этот вопрос с помощью интеллект – карты. Сначала спрашиваем ребенка, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответы. Составление интеллект – карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это слово «деньги». Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово деньги?» рисуем. От центрального образа рисуем отростки (стрелки, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть разными. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -, поиски, цепочки вопросов и ответов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? – все это и есть работа с элементами интеллект - карты.

Конец Опыт проведения с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижение результатов соответствующих данной технологии.

1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления

2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.

3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а также чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.

4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Прикреплённые файлы:

intnlekt-karty_pfp3l.pptx | 4547,63 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ» Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1)конкретизировать.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУПрименение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка» комбинированного вида.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Библиотека изображений:

Публикация Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мирослава Гречкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Применение технологии интеллект — карт в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 21 марта 2023 в 18:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД