МААМ-картинки

Приложение к коррекционно-развивающей программе педагога-психолога по подготовке детей к школе

Колганова Юлия
Приложение к коррекционно-развивающей программе педагога-психолога по подготовке детей к школе

ПРИЛОЖЕНИЕ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Диагностические возможности методики.

• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно

действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему

условий задачи.

• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы.

Публикация «Приложение к коррекционно-развивающей программе педагога-психолога по подготовке детей к школе» размещена в разделах

• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Условия проведения. Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Инструкция. Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете - ждите пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы ее

проводите вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она указывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?

После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.

Экспериментатор. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

Экспериментатор. Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор.

Предоставляет детям 1,5-2 минуты на самостоятельное продолжение узора.

Экспериментатор. Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх.

Через 1, 5-2 минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо.».

.По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, экспериментатор и ассистент собирают у детей листки. Общее проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

• точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;

• воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;

• воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

• воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл;

• отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ, который может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов.

Итоговые уровни: 0-5 баллов - низкий уровень; 6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень.

Приложение 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(по методике М. Р. Гинзбург)

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы :

1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, -учебный.

2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.

3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.

5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой.

6. Мотив получения высокой отметки - отметка.

В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разговаривали про школу (если

эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики).

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». (На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 -внешний мотив.)

Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». (Выкладывается, карточка с рисунком 2 -учебный мотив.)

Третья девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Выкладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив.)

Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрослой, а до школы я была маленькой». (Выкладывается карточка с рисунком 4 - позиционный мотив.)

Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». (Рисунок 5 - социальный мотив.)

Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». (Рисунок 6 - мотив отметка.)

После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

• Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

• С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

• С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Приложение 3

МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ»

(по методике Т. А. Нежновой)

Экспериментатор спрашивает ребенка, хочет ли он идти в школу. В зависимости от ответа

задается первый вопрос «Беседы».

1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлекательное? Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь. Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты ему посоветуешь?»

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница, или чтобы мамы заменяли учителей?

7. Представь себе, что есть две школы - школа А и школа В. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры редко, один раз в неделю. А в школе В все наоборот : каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - редко, по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти из класса. А в школе В не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты бы хотел учиться?

Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку, или поставить пятерку в журнал?» Чтобы ты выбрал?

Обработка данных. Классификация ответов.

Все ответы разделяются на две категории - А и В.

№ вопроса Категория А Категория В

I Уроки грамоты, счета - за-нятия, по содержанию и форме не имеющие анало-гов в дошкольной жизни ребенка Дошкольные виды деятельности -уроки художественно-физкультур-но-трудового типа, а также вне-учебные занятия: игра, еда, гуля-ние и т. д.

2 Несогласие ребенка на от-пуск Согласие на отпуск

3

Учебные занятия

Дошкольные занятия : игры гуля-ние, рисование, занятия по хозяй-ству без упоминания о каких-либо учебных действиях

4 Содержательная сторона подготовки к школе - ос-воение навыков чтения, письма, счета Формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля, учебников, тетрадей

5 Несогласие обучения на дому Согласие на учебу на дому

6 Выбор учителя Выбор родителей

7 Выбор школы А Выбор школы В

8 Выбор школы А Выбор школы В

9 Выбор отметки Выбор игрушки или шоколадки

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории В говорит об ориентации ребенка на до-школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

зовых школьных навыков. Методика предусматривает количественную оценку факторов риска в развитии ребенка.

Методика включает:

• анализ раннего развития и состояния здоровья по результатам ответов родителей на вопросы анкеты 1 и 2. В случае необходимости могут быть привлечены данные специальных медицинских ис-следований;

• анализ показателей деятельности и общего развития;

• анализ школьно-значимых показателей функционального развития: координации движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных интеграции.

В дополнительное обследование входит методика определения степени мануальной асимметрии (ведущей руки, а также комплексная оценка зрительного восприятия.

Что необходимо для проведения основного и дополнительного обследования: тетрадь тестовых заданий; дополнительные тестовые задания; цветные карандаши, ручка с хорошим шариком; чистые листы бумаги; шелковый шнур; счетные палочки; простейшие геометрические фигуры из толстого картона (дерева, пластмассы) разного цвета и размера; карточки лото; кубики (конструктор, мозаика); ножницы, открытка для вырезания; небольшой мяч, лучше теннисный; иголка с ниткой и бусины (шнурок и пуговицы); канцелярские скрепки; набор флаконов и баночек с завинчивающимися крышками.

Тестовый буклет для оценки зрительного восприятия: набор предметов для определения предпочитаемой руки в сложных случаях (катушка ниток, два сосуда с узким горлом или колбы, спицы -2 штуки, гайка и гаечный ключ из детского конструктора, узкий цилиндр, карточки детского лото, ластик, пипетка и маленькая бутылочка).

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1 «Развитие ребенка до школы»

Внимательно прочтите вопросы и отметьте то, что было характерно или характерно сейчас для вашего ребенка (если это проявляется часто или всегда, поставьте «+»).

В возрасте до года:

выраженное беспокойство, крикливость;

нарушение сна;

плохой аппетит, частые срыгивания;

плохая прибавка в весе;

плохая реакция на звук, свет;

очень сильная (чрезмерная) реакция на звук, свет;

нарушение тонуса мышц, судороги;

повышение внутричерепного давления;

частые простудные заболевания;

тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов, операции.

В возрасте от 3 до 5 лет:

чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

страхи (темноты, одиночества, ночные страхи);

тики (непроизвольное подергивание век, мышц лиц, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);

частые простудные заболевания;

хронические заболевания;

трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие нарушения зрения;

задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже, дефекты звукопроизношения;

заикание.

В возрасте 5-6 лет:

частые хронические заболевания, операции, травмы; импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

нарушение сна;

страхи;

«навязчивые движения», «кривляние»;

боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

трудность общения с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, непонимание своего статуса и принятых правил поведения, общения);

трудность манипулирования мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. п.);

трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, без отвлечений;

нежелание учить стихотворения, трудность запоминания;

нарушения звукопроизношения.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2 «Расскажите о своем ребенке»

1. Что больше всего любит делать ваш ребенок?

2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?

3. Что может вызвать у него большую радость?

4. Что ему активно не нравится?

5. Что дается трудно?

6. Что у ребенка вызывает обиду; гнев; слезы?

7. Какие действия и поступки вашего ребенка вас раздражают; вызывают гнев; выводят из себя; беспокоят?

8. Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?

9. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь их избежать?

10. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готов

ности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют)

вас больше всего?

Показатели деятельности и общего развития

Комплексная оценка интеллектуального развития дошкольника в процессе подобного обследования (при экспресс-диагностике) довольна сложна. Однако беседа с ребенком и ряд заданий позволяют определить общий запас сведений и знаний, уровень развития логического мышления, способность классифицировать предметы, явления, выделять сходство и различие, умение рассуждать и т. п. В то же время следует подчеркнуть, что высокий уровень интеллектуального развития не гарантирует отсутствия школьных проблем, так как главное значение в их возникновении имеют нарушения деятельности. Неспособность понять инструкцию или осмыслить задание целиком, невозможность сосредоточенно, без отвлечений и дополнительного подстегивания выполнить задание, неумение работать обдуманно, по плану, а не методом проб и ошибок, самостоятельно оценить правильность выполнения заданий и другие подобные нарушения или затруднения в деятельности ребенка являются значительно более весомым фактором риска при возникновении школьных проблем, чем отсутствие каких-либо знаний.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мед, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

2. Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

4. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.

5. Рисование графического узора под диктовку.

Задание направлено на развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу, организованности и самостоятельности.

На первом занятии это задание объясняется подробно.

Педагог. С сегодняшнего дня мы начинаем рисовать в тетради узоры под диктовку. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Проводите только те линии, которые я вам буду диктовать. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради.

Теперь поставьте карандаш на точку. Приготовились, внимание! Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжите узор самостоятельно.

6. Пальчиковая гимнастика «Разминка».

Направлена на развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а в завершении - двумя руками вместе.

Ты, утенок не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать

Лучше маму поищи. пальцы сразу двух рук.

Л. Савина

7. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).

ЗАНЯТИЕ 2

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок. Например: ножницы, утка, дом, лампа, машина, тапочки, груша, кот, ручка, щетка.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов: орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, цветок, муравей, рубашка, доска, яма.

3. Игра «Какой фигуры не стало?».

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат - красный, круг - зеленый, треугольник - желтый, ромб - оранжевый, овал - голубой, прямо-угольник - синий, трапеция - фиолетовая.

Дети запоминают порядок их расставления. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.

4. Дыхательное упражнение

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

6. Рисование графического узора под диктовку.

ЗАНЯТИЕ 3

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга «Сказки», пароход. В течение 10 минут детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Назвать слова одним словом.

3. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).

Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица - гусь - утка -яйцо. Варианты предлагаемой серии картинок:

пирамидка - матрешка - портфель - кукла; сосиски - печенье - тарелка - сыр; чайник - кружка - колбаса - кастрюля;

кепка - шапка - шляпа - тапочки; перчатки - ботинки - сапоги - туфли; муха - воробей - стрекоза - кузнечик; мандарины - бананы - помидоры -лимоны; машина - троллейбус - самолет - скакалка; синичка - индюк - гусь - петух; пенал - тетрадь - карандаш - юла; сом - щука - жук - окунь; куртка - полотенце - платье - костюм.

4. Дыхательное упражнение

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два квадрата и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

6. Рисование графического узора под диктовку.

7. Пальчиковая гимнастика

Ты, утенок не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать

Лучше маму поищи. пальцы сразу двух рук.

Л. Савина

8. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приложение к коррекционно-развивающей программе педагога-психолога по подготовке детей к школе
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 17:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД