Получи документы

Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Игнатьева Татьяна
Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Игнатьева Т. А.

Учитель-логопед

г. Богородск Нижегородской обл.

«Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста».

Наблюдая за речью детей, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов проявляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных старых связей, в трудностях переключения на новые. В результате неправильное произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно. Поэтому возникает необходимость постоянно заниматься коррекцией одних и тех же дефектов.

Публикация «Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Данное обстоятельство вызывает необходимость в разработке и внедрении системы работы по формированию контроля и самоконтроля за произношением у детей.

Что же такое самоконтроль?

Самоконтроль трактуется как осознание и оценка субъектом собственной деятельности в соответствии с эталоном.

Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над звукопроизношением (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация).

На подготовительном этапе, с целью усвоения детьми артикуляционных характеристик звука, мною применяется метод артикуляционно-орального моделирования. Этот метод осуществляется на артикуляционном конструкторе, состоящем из магнитной доски и частей плоскостных моделей артикуляционного аппарата.

Для формирования умения моделировать артикуляционный образ звука на артикуляционном конструкторе использую следующие приемы :

Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его.

Найти данную модель среди других моделей;

Воспроизвести данную модель самостоятельно на артикуляционном конструкторе и артикуляционно.

Сконструировать правильную и несколько вариантов неправильных моделей звука, попробовать произнести, исправить неправильные модели.

Исправить неправильное произношение самостоятельно с опорой на модель, затем без опоры на модель.

Найти среди моделей звуков правильный и неправильный варианты.

С целью закрепления орально - акустико - артикуляционного образа звука, формирования фонематического слуха, начальных навыков звукового анализа играем с детьми в игру «Подбери картинки».

Конструируется модель заданного звука, дается задание подобрать картинки, в словах названиях которых слышится заданный звук.

В игре «Слово изменилось» дети формируют фонематический слух, начальные навыки звукового анализа. Назвать слово. На плоскостной модели воспроизвести артикуляционный образ каждого звука в слове. Логопед изменяет артикуляционную модель какого - либо звука в составе слова. Детям дается задание догадаться, какой звук изменился и изменилось ли слово (мак, так, как, лак).

Большое место при формировании контроля за звукопроизношением занимает игра. В своей работе я использую для индивидуальных и подгрупповых занятий игровой комплекс по автоматизации и постановке свистящих звуков «Чудо-Юдо».

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо — Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо — Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не составился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо — Юдо. К тому же Чудо — Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо — Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Строим заборчик» : са- са- са, су - су - со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог) : са — су — ба сы — ка — сы

«Возводим стену» : ас — эс — ос — ус — ыс

«Забиваем гвозди в забор» : ас — са — ос ус — сы — ыс

«Строим дом» : уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда-нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Звуковой парад» Маршируй, повторяя на каждый шаг слог са-са-су.

«Звуковая зарядка» Сегодня мы будем заниматься звуковой зарядкой. На Са - руки в стороны, на- Сы – вверх прямые руки, на Со – вверх круглые руки, на Сэ – руки на пояс.

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила. (самовар, санки, сосну и т. д.)

Грузовик привез. (посуду, постели, косынки и т. д.)

«Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

«Слова друзья»

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

«Вагоновожатый»

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом — в середине, в 3-ем — в конце.

Итак, системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля.

Список литературы

1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб. : Детство-пресс. - 2005. С. 35-37.

2. Игры в логопедической работе с детьми // Ред. - сост. В. И. Селиверстов. - М. : Педагогика. - 1987.- С. 101.

3. Лазаренко О. И. Ястребова А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. - М. : АРКТИ. - 1999. С. 42-45.

4. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг: Практ. пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Просвещение. - 2007.

5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений // А. И. Максаков. 2-е изд. - М. : Мозайка-Синтез. - 2006. С. 33.

6. Сачко Н. Н. Формирование двигательных навыков / Н. Н. Сачко, П. Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. - М. : МГУ- 1968.- С. 38.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2022 в 17:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Игнатьева Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД