МААМ-картинки

Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП

Анна Остапенко
Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП

Психологи и педагоги дошкольных образовательных учреждений уделяют большое внимание развитию воображения у детей. Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может "жить" в разном времени, что не может себе позволить ни одно другое существо в мире.

Публикация «Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП» размещена в разделах

Воображение является основой наглядно - образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

В среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность. В воображении возникают замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующего дополнения ее деталями.

Приобретая активный характер, воображение ребенка значительно полнее точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно - ролевая игра и режисерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности - рисование, конструирование, сочинительство, математику.

Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр - путешествий, игр - импровизаций.

Эффективность развития воображения повышается, если педагог более детально описывает то, что должны представить и изобразить дети. Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят.

У детей 5 -6 лет, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое., оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

К концу дошкольного периода у части детей воображение представлено в двух основных формах:

1) произвольное, самостоятельное порождение ребенком какой - либо идеи;

2) возникновение воображаемого плана ее реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1) познавательно - интеллектуальную;

2) аффективно - защитную.

Познавательная функция позволяет ребенку лучше узнавать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно - защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.

Игры для развития воображения ребенка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций.

К 6 - 7 годам у детей нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является чувствительным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения : сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, конструировании, математики, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, математики, рисованию и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями — для развития собственно воображения.

Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Аналогичные задания с упрощенным содержанием используются и при работе с детьми с проблемами развития (задержка психического развития, умственная отсталость). Таким детям требуется большая мера помощи и они чаще нуждаются в совместном со взрослым выполнении многих заданий, однако занятия оказывают заметное положительное влияние на развитие каждого ребенка.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии воображения ребёнка играет математика. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что - это не понять и т. п.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

На развитие воображения детям могут предлагаться следующие задания.

Задание 1. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Задание 2. Узнай предметы и нарисуй их

Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5—6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания — с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

Задание 3. Кто больше придумает и нарисует

Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

Задание 1. Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)

Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).

Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т. д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

Задание 2. Небывальщина

Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1, то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т. п.). Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

Задание 3. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить (см. вкладки в № 43—44 за 2000 год и вкладку этого номера).

Задание 4. Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)

Необходимы 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ.

На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В нашем примере на рис. 1 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера, около домика — собака со щенятами, озеро покрыто снегом; на рис. 2 — начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенятами забралась на крышу домика и лает, прося о помощи. Следующей, третьей, картинки нет. Ребенку предлагают придумать конец рассказа, напоминая в качестве помощи его название («Спасение собак», а затем нарисовать картинку.

1. Задачи на внимание. Роль развития внимания и внимательности в процессе познания ребенком окружающего мира трудно переоценить. Благодаря внимательности ребенок из огромного потока информации выбирает наиболее важную для него. Для развития внимания можно предлагать задачи типа: «Найди различия», «Расшифруй изображение» и т. д.

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?

2. Задачи на объемно-пространственное мышление. Развитое объемно-пространственное мышление способствует формированию высокого интеллекта ребенка. Задачи на развитие объемно-пространственного мышления могут быть разнообразными. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение сверху, слева и справа различных объемных тел, а также мысленное составление разрезанных кубиков.

Подбери фигуре пару так, чтобы вместе они образовали куб. Раскрась каждую пару деталей одинаковым цветом.

3. Задачи на классификацию в ряду приемов логического мышления занимают одно из центральных мест. Очень полезны задания, такие как «четвертый лишний» и задачи на исправление ошибок классифицирования.

Сколько на рисунке одинаковых птиц? Раскрась их.

4. Соединяем Цифры карандашом.

5. Соедини цифры и раскрась рисунок.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельность. В связи с этим повышается роль детского сада в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах дошкольного обучения, но особое значение имеет формирование творчества.

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие дошкольников, формирование культуры и самостоятельности творчества.

Данный аспект является главным в развитии личности ребенка, так как творчество влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Развивает творчество решение задач различными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных способов решения задачи развивают не только умственные способности, но и приучает их к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные так и глобальные интересы.

Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного творчества.

Вооружения учащихся правильными, рациональными приемами мышления, обучение тому, как определять понятия, классифицировать их, строить умозаключения, решать в соответствии с данным алгоритмом задачи, оказывает положительное влияние и на самостоятельное, продуктивное мышление, обеспечивает возможность решения задач-проблем. Эвристические приемы непосредственно стимулируют поиск решения новых проблем, открытие новых проблем, открытие новых для субъекта знаний и тем самым соответствует самой природе, специфике творческого мышления. В отличии от приемов алгоритмического типа, эвристические приемы ориентируют не на формально-логический, а на содержательный анализ проблем. Они направляют мысль решающих на проникновение в суть описываемого в условии предметного содержания на то, чтобы за каждым словом они видели его реальное содержание и по нему судили о роли в решение того или иного данного.

Предлагаю виды заданий по развитию творческих способностей детей.

Задания, развивающие гибкость мышления и воображения.

• Сколько сторон у треугольника? (3)

• Сколько хвостов у курицы? (1)

• Цифра, похожая на букву З? (3)

• От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1)

• Сколько у нас в неделе выходных? (2)

• Количество сторон у квадрата увеличить на 5 (9).

• Кто сможет написать это число на доске?

Творческая работа.

- Какой формы может быть лепесток? (овальной, треугольной, круглой?

- Нарисовать цветик - семицветик с одним лепестком и написать в этом лепестке самое заветное желание.

Графические диктанты.

Графические диктанты уже давно применяются на НОД по ФЭМП для развития руки ребенка, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений и активизации его внимания, для закрепления навыков счета.

Беседа по результатам графического диктанта научит детей выражать словами взаимное расположение предметов относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление, но и обогащает математический словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости.

Например:

Шаг 1. Отступите вниз на 3 клеточки, посередине поставьте точку 1.

Шаг 2. От точки 1 отсчитайте вниз 6 клеток и вправо - 4 клетки. Поставьте точку 2.

Шаг 3. От точки 2 отсчитайте вниз 8 клеточек. Поставьте точку 3.

Шаг 4. От точки 3 отсчитайте влево 8 клеточек. Поставьте точку 4.

Шаг 5. От точки 4 отсчитайте вверх 8 клеточек. Поставьте точку 5.

Шаг 6. Соедините все точки по порядку, а также точки 2 и 5.

1. - Что у вас получилось?

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Назовите свойства геометрических фигур?

- Давайте превратим его в сказочный, раскрасим цветными

карандашами.

Если рассматривать творчество с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить творчество творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творчество направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творчества возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т. е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т. е. нового для данного конкретного человека.

Формирование творчества на НОД по ФЭМП, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

Публикации по теме:

«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста Что же такое японские кроссворды? Японский кроссворд — головоломка, в которой в отличие от обычных кроссвордов зашифрованы не слова, а.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Игрушка «Невидимка». Игра для развития воображения и фантазии Хочу вашему вниманию предложить игру «Игрушка -невидимка». На идею меня натолкнул ребёнок, когда пришёл утром и сказал, что он принёс сегодня.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Режиссёрская игра как средство развития воображения у ребёнкаРежиссёрская игра как средство развития воображения у ребёнка "Моя педагогическая находка - режиссёрская игра, как средство развития воображения у ребёнка" Меня зовут Демидович Наталья Александровна,.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:

Публикация Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Остапенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приемы активизации развития воображения и творчества в коррекционной деятельности при организации ООД по ФЭМП
Опубликовано: 27 марта 2023 в 15:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД