Папки-передвижки

Проект «Современные подходы к организации занятий по логоритмике»

Чиянова Анна Дмитриевна
Проект «Современные подходы к организации занятий по логоритмике»

Способы организации детей на логоритмических занятиях.

Начинать работу по формированию речи детей необходимо с раннего возраста. А поскольку логоритмические занятия способствуют развитию речи детей, целесообразно начать проводить эти занятия с младшего дошкольного возраста. Эффективность этих занятий показывает распространение передового опыта музыкальных руководителей и логопедов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (Н. В. Нищева, А. И. Буренина, Г. Ф. Шашкина, Т. И. Суворова).

Публикация «Проект „Современные подходы к организации занятий по логоритмике“» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте речь детей ограничена. На логоритмических занятиях в начальном периоде вводятся все неречевые средства, такие как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. (2 слайд)

Выполнение упражнений чередуется слушанием музыки. Затем постепенно на занятиях вводятся и речевые средства с малой нагрузкой, такие как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением. По мере развития речи детей начинаю вводить упражнения для развития голоса, пение, небольшие инсценировки, музыкально-двигательные игры, танцы и игры на детских музыкальных инструментах. (3 слайд)

На начальном этапе формирования речи больше внимания должно уделяться упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, ориентироваться в пространстве. (4 слайд)

Пример: игра "Найди себе пару".

Описание игры: Дети-елочки перемещаются по группе. После слов логопеда : «Раз, два, три свою пару найди!», каждая «елочка» должна найти себе пару по высоте. Кто остался без пары- выбывает. (5 слайд)

О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса указывал И. М. Сеченов. В связи с этим использование логопедической ритмики в работе с детьми обеспечивает снятие эмоциональных зажимов.

С самого начала занятий упражнения без пения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому нужно направлять внимание детей на руководящую роль музыки. Ходьба должна включаться в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Для того, чтобы устранить эти недостатки используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубик и т. д. (6 слайд)

Пример: пять или шесть кубиков кладется на расстоянии 35 - 40 см один от другого. Дети перешагивают по очереди.

Различные виды ходьбы (на носочках, на пятках, на внутренней, внешней сторонах ступни, с предметами) сочетаю не только с музыкой, но и со словом.

Пример: Дети идут на пятках под музыку и вместе говорят:

Тук, тук, тук, тук,

Мои пяточки идут,

Тук, тук, тук, тук,

Меня к мамочке ведут,

Моих пяток слышен стук. (7 слайд)

На логоритмических занятиях активно используют упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха. Работа над голосом начинается с пропевания гласных звуков, а затем слогов.

Пример: колокольчики звенят: "динь-дан-дон"

В распевания включают потешки, пословицы, загадки. Произносят их громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе, пропевая их, или импровизируя. Пропеваются знакомые небольшие стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому также можно пропевать вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной интонацией. (8 слайд)

Пример: "Кто, кто в теремочке живет?"

Пропевается то высоко, как мышка, то низко, как медведь.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят голосовые игры.

Пример: Голосовая игра "Самолет".

Говорит педагог: Действия детей:

Полетит наш самол т, Тянут «У» с выдуванием воздуха

К облакам нас унес т, через плотно сомкнутые губы,

С ветерком там поиграет вытянутые трубочкой,

И на землю нас верн т. изменяя высоту звука. (9 слайд)

Большое внимание на логоритмических занятиях отводится разделу пения. Именно пение является стимулятором развития плавной и выразительной речи детей. Если на начальном этапе разучивание песни происходит на 6 - 8 занятиях, то позднее дети лучше запоминают слова, их дикция становится более четкой, дети учатся удерживать дыхание. Затем вокально-хоровые навыки становятся более качественны, а пение выразительным.

Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые чаще всего проводятся в начале занятия.

Пример: Музыкальный руководитель стоит в центре круга и поет: "Здравствуйте, дети!"

Дети: "Здрав-ствуй-те!"

Музыкальный руководитель: "Здравствуй, Танюша!"

Таня: "Здрав-ствуй-те!".

В занятие по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включаю пение междометий, которые выражают эмоции - радость, боль, гнев, страх.

Пример: А! О! Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай! и т. д.

Затем междометия включаю в стихи, которые подбираю таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, и соответствующей музыкой.

Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. (10 слайд)

Развитию речи детей способствуют упражнения, формирующие чувство ритма и музыкального темпа.

Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах в бубен, взмахах руками и т. д. Затем включаются движения ногами на месте в ходьбе и беге. Вначале берется две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Затем идет переход к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия "скоро" и "медленно" в движении, дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами. С детьми младшего дошкольного возраста темп движений отрабатывается во время шага и бега, при перестроениях, в упражнениях с предметами.

Звучащий ритм служит для воспитания и развития у младших дошкольников чувства ритма в движении и для включения его в речь. У детей на ранних стадиях развития музыкальности, с одной стороны, проявляются музыкально-ритмические реакции, с другой - возникают значительные затруднения при выполнении даже самых простых ритмических заданий. Дети 3 - 5 лет воспроизводят ритм в пении, главным образом ритмическую канву музыкального произведения, а звуковысотную сторону (мелодию и гармонию) воспринимают значительно хуже. (11 слайд)

Танцы с пением и хороводы помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений. (12 слайд)

Большой эмоциональный отклик у младших дошкольников вызывают игры-драматизации.

В играх под пение "Теремок", "Как у наших у ворот" дети могут передавать образы героев. А в играх с пением и движениями "Каравай", "Хороводная - огородная" заводится хоровод. Чтобы научить детей передавать движениями образы песни, им нужно напомнить, как летают птички, описать словами движение и показать его. Но при этом требовать от детей не точного повторения показанных движений, а активизировать и поощрять самостоятельные проявления ребенка в передаче характера образа героя песни. (13 слайд)

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию кисти руки, что в свою очередь развивает речь детей. Первоначальное знакомство с детскими музыкальными инструментами осуществляется посредством музыкально-дидактических игр. Посредством обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у детей формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).

Обучению игре на детских музыкальных инструментах отводится несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (погремушке, барабане, бубне). По мере развития детей вводятся новые музыкальные инструменты, их сочетания и усложняется характер заданий. (14 слайд)

В заключительной части логоритмического занятия используются упражнения с элементами мышечного расслабления.

Дети знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения листиками внизу - на тихое звучание и более сильные взмахи над собой - при громком звучании. Постепенно упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега.

Пример 1: при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, пряча их за спину.

Пример 2: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с работой по развитию речи детей способствует их творческой активности, воображению и коррекции двигательной сферы. (15 слайд)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Современные подходы к организации занятий по логоритмике» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чиянова Анна Дмитриевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Современные подходы к организации занятий по логоритмике»
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 06:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД