МААМ-картинки

Система работы с одаренными детьми в ДОУ

Ольга Чекушкина
Система работы с одаренными детьми в ДОУ

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты».

Фердинант Август Бебель

Одаренность – понятие поэтическое. Недаром Даниил Гранин очерк о Пушкине назвал «Священный дар». Какие бы определения ни давали мы способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность. Драгоценный, и может быть, непостижимый дар человеку. Дар природы…Конечно, но не только. Это как алмаз, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера…

Публикация «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах

Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.

«Одаренный», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто произносятся нами – педагогами и родителями. Под способностями понимаются, как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

Одаренность чаще всего трактуется как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально – психологическую особенность ученые характеризуют, как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.

Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок». Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.

На сегодняшний день, получив право самостоятельно определять содержание и форму работы с воспитанниками, некоторые педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений выбирают развитие одаренности основным направлением своей деятельности. Подобный выбор актуализирует проблему выявления одаренных дошкольников, поиска педагогических условий, стимулирующих раскрытие одаренности в дошкольном детстве.

В нашем Центре развития ребенка систематически ведется работа с одаренными детьми. Реализация такой деятельности берет свое начало с проведения стартового мониторинга в начале учебного года и заполнения карт развития воспитанников. Следующим этапом было проведено заседание психолого – медико – педагогического консилиума, где присутствовали все педагоги нашего учреждения. На данном заседании, по результатам стартового мониторинга, было выявлено, что дети с особыми образовательными потребностями, имеющие несформированные знания, умения и навыки отсутствуют, и выявлены воспитанники, у которых достаточно высоко сформированы ЗУНы. Педагогами были сделаны запросы в письменном виде, направленные мне, как психологу, и мной была проведена дополнительная диагностика с целью выявления одаренных детей. Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, показывает, что детская одаренность наиболее проявляется у дошкольников в возрасте 5-7 лет. К таким предпосылкам одаренности относятся : высокая любознательность и исследовательская активность, умение отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Таким образом, опираясь на показатели одаренности, проявляющиеся в дошкольном возрасте, для дополнительного исследования детей мной использовались следующие методики: Клименко В. В «Словарная мобильность» - на определение уровня развития речи, Клименко В. В «Как спасти зайку», «Солнце в комнате» - эти методики предназначены для выявления творческих способностей, Немов Р. С. «Придумай рассказ» - на определение уровня развития воображения, Черемошкина Л. В. «Диагностика природной памяти» - для определения силы природной памяти, Гуткина Н. И. «Сказка» - на выявление уровня любознательности. В ходе дополнительного тестирования все воспитанники, отнесенные к категории «одаренные дети» показали высокие результаты.

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т. е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Развитием детей занимается воспитатель, непосредственно имеющий дело с детской одаренностью. Именно его взгляду становятся доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуального и творческого развития детей. Это обстоятельство позволило многим исследователям доверять психодиагностической оценке педагога. Поэтому в рамках дополнительного исследования, для определения направленности одаренности, проводилось анкетирование педагогов и родителей одаренных детей при помощи опросника А. И. Савенкова «Определение склонностей ребенка».

Данный опрос, позволил определить, в какой из шести сфер деятельности проявляется одаренность дошкольника.

Об одаренности в интеллектуальной сфере можно говорить, если ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность. Часто с головой уходит в то или иное занятие. Выделяется умением хорошо излагать свои мысли. Демонстрирует способности к практическому приложению знаний. Знает многое, о чём его сверстники и не подозревают.

Одаренность в сфере академических достижений характеризуется, если ребёнок быстро продвигается в различных областях знаний, таких как математика, обучение грамоте и т. д.) Дошкольник внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с природой; часто задаёт вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к опытам и экспериментам.

Третья сфера одаренности – это сфера творчества (креативность). Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен. Демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает всё по-своему; способен по-разному подойти к проблеме или использованию материалов (гибкость мышления).

В сфере общение и лидерства одаренный ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с лёгкостью общается с другими детьми и со взрослыми; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности. В изобразительном искусстве: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием и лепкой; весьма серьёзно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; экспериментирует с использованием традиционных материалов; его произведения включают множество деталей; работы оригинальны. Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнаёт знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

В двигательной сфере. Дошкольник проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие.

По результатам дополнительного обследования воспитанников и опроса педагогов и родителей, был сформирован «Банк одаренных детей МДОУ ЦРР – д/с № 15», и на данных воспитанников, педагогами были разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

В разработке индивидуального маршрута принимают участие педагоги, деятельность которых соответствует направленности одаренности воспитанника. (Схема) Обратите внимание на экран, здесь Вы можете увидеть шесть сфер одаренности и педагогов, которые принимают участие в разработке ИОМ, относящегося к определенной сфере. Так, например, для интеллектуально одаренного ребенка, ИОМ разрабатывают: воспитатели, педагог – психолог и старший воспитатель.

Работа с одаренными детьми требует от педагога особых умений. Профессия педагога (в широком смысле слова) особенно предполагает наличие креативного мышления, нестандартных, инновационных подходов в реализации поставленных целей, постоянного движения вперед по пути самосовершенствования.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы предложить небольшое упражнение на проверку своего умения работать с одарёнными детьми.

Я буду перечислять личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Если названное мной качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. К сожалению, на практике такие педагоги встречаются редко!

Очень важно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов и родителей. Ведь одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Этот дар не терпит застоя. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Публикации по теме:

Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанников Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников. Свою работу я строю.

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми Содержание 1. Пояснительная записка 2. Индивидуальный план работы на 2014-2015 учебный год 3. Карта сопровождения и учета динамики одаренного.

Из опыта работы «Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний» Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний. Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В.

План работы с одаренными детьми План работы с одаренными детьми №п/п Содержание Срок 1. Выявление одарённых детей. Сентябрь-октябрь 2. Подбор индивидуальных программ.

«Направления работы учителя-дефектолога с детьми в ШНО». Презентация к родительскому собранию (первый класс) Комментарии к презентации к родительскому собранию первоклассников. Тема: Направления работы учителя – дефектолога с детьми в школе надомного.

Проектные технологии в работе с одаренными детьми В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается,.

Проектные технологии в работе с одаренными детьми Проектные технологии в работе с одаренными детьми Бурханова С. В., руководитель НОО «МАГ» МАОУ «СОШ № 29» В Национальной доктрине образования.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ. В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих,.

Занятие «Новый год» с одаренными детьми старшей группы в изостудииЗанятие «Новый год» с одаренными детьми старшей группы в изостудии Поскольку дети, которые занимаются рисованием дополнительно в изостудии уже достаточно заинтересованные и более свободно владеющие художественными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с одаренными детьми в ДОУ
Опубликовано: 23 марта 2016 в 14:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД