Получи документы

Опыт работы по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах реализации ФОП»

Якупова Кристина
Опыт работы по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах реализации ФОП»

Инновационные формы организации методической работы в ДОУ

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называют кадровые условия.

Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями.

Публикация «Опыт работы по теме „Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах реализации ФОП“» размещена в разделах

ТЕРМИНЫ

В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Понятие «педагогическая компетентность» включает в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Т. Г. Браже определение понятия «профессиональная компетентность»- определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)».

В. И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов педагогического исследования.

ПОНЯТИЯ

В педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.

Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Таким образом, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию.

Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включает в себя:

Систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях.

Ценностные ориентации педагога

Интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям, знания и др.)

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций :

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого воспитанника.

В профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, саморазвитие

Изучение затруднений педагогов

Методики изучения затруднений педагогов для выявления реальных трудностей :

Анкетирование педагогов ( Анкета: Что в Вашей работе получается очень хорошо и каким опытом можете поделиться с коллективом? Что в Вашей работе с детьми получается хорошо? В чем Вы испытываете затруднения? И др.)

Изучение работы педагогов (наблюдение, анализ образовательной деятельности, анализ планов, контроль – оперативный, целевой)

Стимулирование собственной активности педагога

Определение своих профессионально – личностных качеств, требующих развития, корректировки.

Самостоятельное совершенствование в системе непрерывного самообразования.

Обобщение педагогического опыта

Педагогическое творчество

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Таким образом по итогам изучения профессиональной компетентности педагогов планируется система методической работы с педагогами на год

В ней предусматривается:

какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещение, наставничество, консультации и т. д.)

у кого из педагогов какой опыт будет изучаться и обобщаться

по разработке какой проблемы будет создана творческая группа

Мероприятия планируются на основе индивидуально – дифференцированного подхода

(с учетом образования, опыта, интересов, проблем)

В своей работе я использую таблицу, содержащую информацию о пед. кадрах. Хотелось отметить что количество столбцов в этой таблице постоянно увеличивается. Это напрямую связанно с объемом запрашиваемой информации. Невозможно угадать что запросят.

Хотелось определить ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Целью которых стало повышение компетентности педагогов, которая в свою очередь позволит им организовать образовательную деятельность с воспитанниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.

• Обучение на курсах повышения квалификации

• Участие в методической работе района, города

• Участие в методической работе ДОУ

• Самообразование

• Аттестация педагогических работников

• Участие в конкурсах профессионального мастерства

• Владение современными образовательными технологиями

• Владение ИКТ

• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Особая роль методической работы проявляется в активизации человеческого фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому главные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОУ.

Повышение эффективности методической деятельности необходимо для достижения результативности образовательной деятельности педагога. Используя различные формы работы с педагогическими кадрами, можно обеспечивать непрерывность образования педагогов дошкольных учреждений.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Традиционные организационные формы такой работы, такие, как педагогический совет, семинар, практикум, консультирование, давно известны всем, кто имеет представление о методической работе.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

Именно поэтому сегодня возникает необходимость использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные, а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов. Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являются интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом.

Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, активность со стороны всех участников.

И если на ваши плечи легла такая важная часть работы, как организация методической работы, то знание принципов организации интерактивных форм такого взаимодействия, будет гарантировать успех на всех этапах этой работы.

Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

К интерактивным организационным формам работы с педагогическим коллективом относятся:

- традиционные,

- инновационные,

- новейшие.

Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг.

ТРЕНИНГ: Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим.

Тренинг - запланированный процесс, задачей которого является формирование или пополнение теоретических знаний и практических навыков педагогов, формирование или выяснения отношения участников учебно-воспитательного процесса к определенной идее с целью ее изменения или обновления.

СЕМИНАР - форма научно-методической работы с педагогическими кадрами, направленная на повышение их квалификации в процессе обсуждения проблемных вопросов, докладов, выступлений, посещенных учебно-воспитательных мероприятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ : ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость. Педагогический ринг предполагает атаковать соперника вопросами, на которые должен быть оперативно дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. строятся на экспромт - методе активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога? Несомненно, педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, требующих быстрого принятия педагогически правильного решения.

«СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.

КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕХНИКА «АКВАРИУМА» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает эта форма педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

ДЕЛОВАЯ ИГРА - это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ (разновидность дискуссии) : аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

«МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ)». краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно-методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.

БАНК ИДЕЙ - это рациональный способ коллективного решения проблем ОО.

МАСТЕР – КЛАСС (ПРАКТИКУМ). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» : педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.

«КИНОШКОЛА» : педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности.

ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые техники и технологии.

ВЫСТАВКИ – ЯРМАРКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ : публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - профессионально-личностный рост педагогов ОО. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

КОУЧИНГ – СЕССИЯ: интерактивное общение. Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими педагогами. Коучинг-сессия – это диалог. Задавая вопросы, коуч помогает сфокусировать внимание педагога на истинной цели в работе, увидеть желаемый результат. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.

Это – удивительная смесь задушевной психотерапии, горячего обсуждения, высказывания идей в духе мозгового штурма и рассказов о личных историях педагогического успеха. И не обязательно изучать особенности коучинга, чтобы стать успешным коучером от педагогики : достаточно вжиться в роль доброжелательного наставника, готового выслушать и поделиться опытом.

КЕЙС – МЕТОД: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. Эффективно проходят занятия в "Школе молодого педагога", где используется многообразие методов работы с начинающими воспитателями.

Для выявления и обобщения педагогического опыта организуем педагогические чтения. Педагоги делают краткие сообщения, сопровождая их демонстрацией наработанного практического материала, который может быть представлен в виде выставки авторских пособий, фоторепортажей, слайд-презентаций. Каждый доклад обязательно обсуждается всем педагогическим коллективом.

В нашем учреждении созданы определённые условия для профессионального роста педагога путем самообразования. Выбор темы по самообразованию определяется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Очень важно чтобы тема была связана с приоритетным направлением деятельности ДОУ. Это позволяет педагогам решить совместно задачи ДОУ (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, темы по самообразованию каждым педагогом составляется план работы. Педагогу важно собирать, накапливать факты, выводы. Ими они могут воспользоваться на семинарах, советах педагогов, участвовать в дискуссиях, конкурсах и т. д, т. е. на мероприятиях, позволяющих предоставить практическую реализацию темы по самообразованию.

"Творческие достижения педагогов".

Демонстрируются достижения каждого педагога по итогам работы, обозначаются перспективы и формулируются проблемы, требующие решения в будущем году.

Конкурсы и фестивали - являются содержательными формами работы, они активизируют педагогов, помогают систематизировать результаты деятельности, повышают самооценку профессиональной компетентности и готовность к педагогическому творчеству.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Важно и то, что поддерживается благоприятный психологический климат в коллективе, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников, система методической работы начинает двигаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Перечисленные формы методической работы способствуют созданию "педагогически грамотной команды", предполагают активное использование возможностей каждого педагога

Прикреплённые файлы:

rmo-starshih-1_4eltk.pptx | 4483,95 Кб
 
Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов»Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов» Уважаемые коллеги! Продолжаем разговор о технологии тимбилдинга. В ФГОС ДО основным вопросом является вопрос психологического комфорта.

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Опыт работы с РобоМышью. Мастер-класс для педагогов «Мышиный код»Опыт работы с РобоМышью. Мастер-класс для педагогов «Мышиный код» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости. Хочу поделиться с вами небольшим опытом работы с РобоМышью. В набор входит мышь на батарейках,.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах реализации ФОП»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 20:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах реализации ФОП»» (включая файлы) размещена пользователем Якупова Кристина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД